Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Финансовое право УМК.rtf
Скачиваний:
23
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.16 Mб
Скачать

Цели и задачи курса «финансовое право»

Цель курса – обеспечение качественной, квалифицированной, теоретической и практической подготовки слушателей курса с учетом изменений в правовом регулировании финансовых отношений в Российской Федерации.

Задачи курса:

  • формирование правильного понимания состава отношений, регулируемых различными разделами финансового права;

  • усвоение основных категорий, понятий и принципов финансового права РФ;

  • изучения практики применения положений финансового (в то числе бюджетного и налогового) законодательства РФ;

  • усвоение основных подходов к разрешению коллизий в сфере финансового права.

Настоящая Программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта с учетом изменений финансового законодательства РФ последнего времени. Программа содержит необходимые разделы (темы) учебного курса, основную и вспомогательную литературу, перечень важнейших нормативных источников и судебных актов.

По результатам изучения курса «Финансовое право» слушатели должны:

  • владеть основными понятиями и научными категориями финансового права РФ, понимать основные принципы регулирования финансовых отношений;

  • правильно применять положения финансового законодательства и другие нормативные правовые акты в сфере финансов;

  • давать грамотную оценку фактических обстоятельств в области финансовых отношений для выбора норм, подлежащих применению в целях их регулирования;

  • уметь формировать позицию для подготовки и обращения в целях защиты нарушенных прав в суды и арбитражные суды РФ.

Введение

Финансовое право как наука и научная дисциплина возникло во второй половине XIX в. На протяжении всего прошедшего времени ученые различных государств и научных школ по-разному понимали предмет и задачи данной науки, ее систему и принципы. Таким образом, финансовое право, будучи относительно молодой наукой, имеет богатую историю.

В России становление финансового права как научной дисциплины связывают с 1884 г., когда на юридических факультетах университетов были учреждены кафедры финансового права, а профессора, ранее преподававшие финансовую науку, обязывались к чтению нового курса.

Финансовое право, как и любая наука, формируется на основе обобщения и анализа результатов практической деятельности людей в определенной сфере, а именно в сфере политической экономии, финансов и государственного, административного (полицейского) права. Появление финансового права связывают также с развитием выделившейся из политической экономии науки о финансах.

Считается, что финансовая наука или наука о финансах возникла позднее других социально-политических наук, ее зарождение большинство исследователей относят к XV-XVI векам. В финансовой литературе широко распространена точка зрения, согласно которой основателем финансовой науки считается немецкий ученый Ф. Юсти, чья работа «Система финансового хозяйства (System des Finanzwesens)» (1766г.) содержит классификацию господствовавших в то время финансовых теорий и предлагает общую систему финансовой науки1.

К.С. Бельский, характеризуя общую линию развития науки финансового права в Западной Европе в XIX-XX вв., указывает, что в целом в западноевропейской литературе на протяжении второй половины XIX-XX веков господствуют две теории: а) отрицающая всякую самостоятельность финансового права и не признающая границ между финансовым правом и финансовой наукой; б) нормативистская, видящая задачи науки финансового права в изучении позитивного законодательства. Первая фактически сводила преподавание финансового права к преподаванию науки о финансах. Ее представляли такие ученые-профессора как Л. Штейн, Г. Еллинек, А. Вагнер, М.Н. Капустин, И.Х.Озеров, Г.И. Тиктин2.

Так, известнейший немецкий ученый А. Вагнер определял финансовую науку, как «науку о финансовом хозяйстве или о финансовых хозяйствах, т.е. о хозяйстве, которое ведет государство или какая-нибудь корпорация публичного характера (орган местного самоуправления), и целью которой является добывание и употребление вещественных благ (главным образом денег), необходимых для исполнения таких функций, которые присущи им, как принудительным хозяйственным общинам»3. По мнению И.Х Озерова, «финансовая наука изучает финансовое хозяйство, т.е. совокупность отношений, которые возникают на основе добывания союзами публичного характера материальных средств. Она изучает те способы, посредством которых эти союзы добывают себе нужные средства и как эти способы отражаются на других сторонах жизни, почему в одну эпоху преобладают одни способы, а в другую - другие»4.

Таким образом, основополагающей категорией финансовой науки и науки финансового права в конце XIX - начале XX в. становятся понятия «публичное хозяйство», «принудительное хозяйство», «финансовое хозяйство» или «принудительная (публичная) хозяйственная община». Все эти термины нередко употребляются как тождественные.

Видный немецкий ученый Рихард фон-Кауфман писал: «Как только известное количество отдельных индивидуумов соединяется в целях удовлетворения совместными силами своих общих потребностей, образуется хозяйственная община: субъект хозяйственной деятельности, независимый от хозяйственной деятельности отдельных членов общины. Поскольку эта хозяйственная община является организацией публично-правового характера, постольку она обладает принудительной властью, при обязательности принадлежности к ней, при определенных экономических требованиях, предъявляемым к ее членам - она представляет из себя принудительную хозяйственную общину5.

Следует признать, что в тех случаях, когда наука финансового права рассматривалась обособленно от финансовой науки, она почти целиком и полностью основывалась на категориях, разработанных последней. В частности, учитывая рассмотренные выше концепции предмета финансовой науки, известный русский ученый Э.Н. Берендтс, определяя предмет финансового права, указал, что финансово-правовые нормы регулируют отношения, связанные с государственным хозяйством, т.е. с имуществом и денежными средствами, принадлежащими государству6. Аналогичное понимание предмета финансового права мы видим и в работах И.И. Янжула, И.Х.Озерова.

Более того, уже в советский период (1928 г.) М.Д. Загряцков отмечает, что «наука о финансах есть наука о государственном хозяйстве и строится, как экономическая дисциплина. Но государственное хозяйство есть особая форма социального хозяйства: оно руководствуется единой волей и обладает самостоятельной финансовой властью - финансовым суверенитетом. Уже введение этого юридического признака в определение государственного хозяйства показывает, что изучение этого последнего, как особой формы государственного властвования, не может ограничиваться одними только экономическими методами; необходимы и методы юридические. Эту задачу юридического изучения государственного хозяйствования и выполняет… наука административно-финансового права. Административно-финансовое право исследует государственное хозяйство не с экономической, а административно-финансовой точки зрения (и не экономическими, а юридическими методами): исследуя юридические нормы - законы, регулирующие государственные финансы, оно выясняет правовые формы государственного хозяйства и административную организацию, анализирует отношения, возникающие в финансовой области между государством (как носителем финансовой власти) и гражданами. Говоря более конкретно, предметом его исследования является финансовое законодательство и финансовое управление в их взаимоотношениях»7.

В советский период понимание предмета финансовой науки и предмета финансового права существенно сужается. В обоих случаях соответственно предметом изучения и предметом правового регулирования выступают исключительно денежные отношения.

Так, М.А. Гуревич писал: «Советское финансовое право... есть совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе плановой аккумуляции (собирания) и распределения государством денежных средств в соответствии с его задачами и функциями....»8. Кроме того, он одним из первых начал широко использовать для определения отношений, регулируемых финансовым правом, категорию «финансовая деятельность государства». При этом под ней понимается «деятельность органов государственной власти и государственного управления в области мобилизации денежных ресурсов и их распределения»9. На обстоятельства, обусловившие появление указанного термина, обращает внимание К.С. Бельский. Он подчеркивает, что данная категория, отграничивающая в странах с рыночной экономикой государственные финансы от частных, и означающая управление первыми, в советской науке финансового права воплотила в себе тоталитарное руководство всеми финансами со стороны государства10.

Если обратиться к отечественной литературе по финансовому праву за период с 1940-х гг. по настоящее время, можно выделить три наиболее часто встречающиеся точки зрения на финансовое право и его место в системе права.

Первая из них отрицает самостоятельность финансового права как отрасли права, рассматривая его как часть административного и (или) государственного (конституционного) права11. В последние десятилетия эта позиция находит весьма мало сторонников.

Вторая точка зрения является в настоящее время господствующей. Ее сторонники считают, что на основании главных критериев деления российского права на отрасли (предмета и метода регулирования общественных отношений) можно назвать ряд главных, первоначальных подразделений права: государственное (конституционное), административное, гражданское, уголовное, судебное. Каждая из этих отраслей имеет особый предмет и свой самостоятельный метод. При такой классификации финансовое право не попадает в число главных отраслей. Отношения, регулируемые финансовым правом, характеризуются рядом особенностей, но у них всех есть общая черта, свойственная административно-правовым отношениям: они являются организационными отношениями. Финансовое право не обладает и собственным, только ему присущим методом, использую метод административного права. Финансовое право с рассматриваемых позиций занимает в системе права «второй ряд», поскольку оно исторически выросло из административного права – отрасли «первого ряда». В него вошли и нормы государственного права, относящиеся к области финансов12. Таким образом, оно возникло как обособившаяся часть государственного и административного права, выделившаяся в самостоятельную отрасль в связи со спецификой объекта правового регулирования и его общественным значением13.

Следует обратить внимание и на другой немаловажный момент. В рамках рассмотренной теории, предполагающей признание финансового права самостоятельной отраслью, также обосновывалось положение о том, что финансовое право не выделилось из других правовых отраслей, а возникло как отрасль права наряду и одновременно с государственным и административным правом14.

Наконец, третья точка зрения предполагает обоснование комплексного характера отрасли финансового права. В юридической литературе давно уже подмечен факт существования в системе права своеобразных комплексных подразделений. Нормативные положения комплексных образований имеют юридически разнородный характер, общие нормы и положения этих образований довольно скудны. Их содержание в значительной степени покрывается подразделениями главной структуры – основными отраслями и институтами. Объективируясь в главной структуре по основным чертам (в частности, по основным регулятивным свойствам), данные нормативные предписания одновременно по некоторым другим показателям раскрывают свои особенности в иной, вторичной правовой общности15. С этой позиции налоговое и бюджетное право надлежит рассматривать как отдельные формирующиеся правовые отрасли16.

Практическое значение выявления наиболее обоснованной из перечисленных точек зрения заключается в необходимости определить перечень правовых принципов, регулирующих те или иные отношения, а также порядок применения аналогии закона и права при наличии пробелов в праве и т.д.

Настоящая программа, с одной стороны, построена на основе традиционной концепции понимания финансового права как отрасли права и содержит небольшой раздел, посвященный общим вопросам финансового права как отрасли права и науки. С другой стороны, значительная ее часть (разд. III и IV) связана с характеристикой бюджетного и налогового права как двух наиболее бурно развивающихся элементов финансового права, имеющих тенденции к выделению в самостоятельные отрасли.