Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Яблонская. Практикум . Южн., юго-зап. Азия и А...doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
2.1 Mб
Скачать

Письмо м. Кемаля полковнику шевкет-бею, командующему укрепленным районом чанак кале

Константинополь—Сивас, 1 ноября 1919 г.

1. Созыв национального собрания в Константинополе связан со множеством неудобств и опасностей. Совершенно необходимо, чтобы депутаты, которые будут обсуждать судьбы нации и страны, собрались в каком-либо абсолютно безопасном месте. Между тем представляется невозможным, чтобы палата депутатов была в состоянии свободно обсуждать подобные вопросы в городе, население которого не имеет право созвать митинг и жители которого вынуждены оплакивать свою участь в мечетях. В особенности это невозможно в Константинополе, который представляет собой открытое поле для английского влияния. Если бы европейцы относились к нам как к народу, достигшему политической зрелости, сознательно относящемуся к тем правам, которые предоставляются конституционным режимом, они, быть может, не осмелились бы поднять руку против нашего национального собрания. Но дело обстоит иначе. Державы Антанты относятся к нам, как к существам низшего порядка. Совершив по отношению к нам со времени перемирия несметное количество несправедливостей, они на деле доказали, что не считают бесчестным нарушение слова, данного туркам. Правильно то, что созыв национального собрания в провинции может дать повод к известной пропаганде. Но этой пропагандой будут заниматься именно державы Антанты во главе с Венизелосом, так как они больше всего страшатся тех свободных решений, которые могут быть приняты палатой, если она соберется в обстановке, гарантирующей ей полную безопасность. Зато созыв национального собрания в провинции имеет то преимущество, что он покажет мировому общественному мнению и народам ислама, что, по мнению турецкого народа, престиж халифата и султанский трон находятся в опасности. Это покажет также, что турецкий народ отказывается признать оккупацию Константинополя. Такой шаг будет иметь характер демонстрации протеста.

Вот основные линии тех подробных соображений по этому поводу, которые были посланы нами военному министру Джемаль-паше в ответ на его запрос:

а) Столица Оттоманской империи находится под угрозой пушек вражеского флота, попирается оккупационными войсками, угнетается иностранной полицией и жандармерией. Константинопольская пресса находится под контролем наших врагов — иностранцев; все граждане, даже министры, находятся под наблюдением держав Антанты. При таких условиях Константинополь в буквальном смысле этого слова является завоеванным городом. Константинополь фактически и реально перестал находиться под оттоманским суверенитетом. Прибавьте к этому строптивое поведение греков и армян и вам не трудно будет убедиться в том, что в Константинополе национальное собрание не будет в безопасности и не сможет свободно работать.

б) Покушения против некоторых лиц, уже имевшие место со стороны иностранцев, несомненно, будут повторены против депутатов, разделяющих взгляды этих лиц. Нет никаких оснований верить, что национальное собрание в целом будет удостоено лучшей участи. Одна только вера недостаточна для устранения опасности.

в) Некоторые министры могли бы отправиться в то место, где соберется национальное собрание, или делегировать туда своих представителей.

К тому же Константинополь, судьба которого окутана мраком неизвестности, может быть спасен только в том случае, если будет избрано политической базой какое-нибудь надежное место, судьба которого вполне ясна и определена...

г) Хотя резиденция его величества халифа находится в Константинополе, но это не означает еще, что национальное собрание, которое в общем представляет только народ, собравшись не в этом городе, совершит акт какого-то отпадения от власти. К тому же, если его величество пожелает, он может прислать своего наместника для совершения церемонии открытия палаты депутатов.

д) Нежелание некоторых из наших политических партий собраться в провинции объясняется страхом подпасть под влияние национальных сил.

Между тем огромное большинство депутатов, являющихся действительными представителями народа, предпочитают собраться в провинции, чтобы не попасть под влияние иностранцев. Несомненно, что этому большинству, к тому же представляющему собой подавляющее число депутатов, принадлежит последнее слово в этом вопросе.

С точки зрения интересов страны и нации можно даже считать желательным, чтобы депутаты, испытывающие слишком большое беспокойство и колебания, отказались от своих мандатов.

2. Национальная организация, которая продолжала бы свою деятельность, соперничая, таким образом, с палатой депутатов, принесла бы вред интересам страны. Допустим, что палата депутатов соберется в Константинополе. В таком случае, если депутаты под сильным давлением будут принуждены санкционировать какое-либо решение, нарушающее интересы страны, национальные силы, находящиеся в провинции, разумеется, откажутся его признать. Таким образом, создается странное и противоречащее логике положение: народ окажется восставшим против своих собственных представителей. Родина может быть спасена только законными и конституционными способами.

Для этого необходимо, чтобы все без исключения лица, взявшие на себя задачу защищать национальную независимость и целостность страны, попали бы в число депутатов и посвятили бы все свои силы осуществлению этих целей. Родина, народ требуют от нас в настоящий момент самого большого, последнего усилия, а именно: мы должны посвятить все наши силы делу созыва в безопасном месте законного национального собрания, состоящего из людей, твердо решившихся спасти страну. Это — задача, на достижение которой должны направить свои силы особенно вы, товарищи, просвещенные и патриотически настроенные люди, проживающие в Константинополе.

Кемаль М. Путь новой Турции 1919—1927 гг. — М., 1932. – Т. II. – С. 252—254.