Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpory_po_IGPZS.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
09.12.2018
Размер:
1.01 Mб
Скачать

25. Нормандское завоевание и образование феодального государства Англии (англосаксонское государство в V—XI вв.) Реформы Генриха 2.

История Британии с начала завоевания ее в конце V века англосаксами и вплоть до XI века является периодом разложения первобытнообщинных отношений и родового строя, с одной стороны, формирования и утверждения феодальных производственных отношений и феодального государства и права — с другой.

В этом процессе имеется много сходных черт с образова­нием феодального государства франков.

Германские племена англов, саксов и ютов, находившиеся на низком уровне общественного и культурного развития, встре­тили в завоеванной ими стране относительно высокую степень развития сельского хозяйства. Поэтому вскоре после завоева­ния основным занятием их стало земледелие.

Население англосаксонских государств, как об этом свиде­тельствуют памятники, уже в ранний период отчетливо дели­лось на три группы: свободных, полусвободных и р а б о в. К свободному населению относились эрлы и кэрлы. Эрлы — представители родо-племенной знати англосаксов, были наиболее привилегированной частью свободного населения. Кэрлы были свободными общинниками. Они являлись владель­цами участков пахотной земли и как полноправные граждане участвовали в народных собраниях, очищались от обвине­ния присягой и требовали уплаты штрафа за причиненные им обиды.

Отличие эрлов от кэрлов определялось размерами принад­лежавших им участков земли и вергельдом, который в случае убийства эрла был в два раза выше, чем за убийство кэрла. В ходе дальнейшего развития англосаксонского общества различия между этими двумя группами свободного населения все больше и больше увеличивались. Значительная часть кэрлов к X веку оказалась в крепостной зависимости, а эрлы составили; основную часть класса феодалов.

Полусвободное население англосаксонских государств составляли лэты. Эти люди находились под покровительством своих господ — эрлов и наделялись маленькими участком земли. В основной своей массе лэтами были потомки кельтов, покоренных англосаксами.

Самую низшую ступень общественной лестницы у англо­саксов занимали р а бы. Они использовались в домашнем хозяй­стве эрлов, но часто, как и лэты, наделялись и небольшими участками земли. Основными источниками рабства у англосак­сов были плен, рождение от рабов и продажа в рабство за со­вершение тяжких преступлений. Убийство раба рассматривалось как причинение вреда собственнику раба и влекло за собой Лишь обязанность убийцы возместить причиненный вред.

Процесс феодализации англосаксонского общества выра­зился в закрепощении свободных крестьян — общинников-кэрлов. Возникновение имущественного неравенства в общине обусловило ее ослабление. Община сохранялась лишь до тех пор, пока она равно защищала всех своих членов. Противоре­чия, возникшие в общине в результате классовой дифференциа­ции, обессилили ее. Роль общины падает, и она перестает выполнять свое социальное и политическое назначение.

В результате всех этих процессов к X веку свободное кре­стьянство в Британии почти полностью исчезло. Основную массу населения страны стали составлять крепостные крестья­не — вилланы. Законы того времени прямо предписывали крестьянам найти себе господина. Если крестьянин в течение определенного срока не оказывался под защитой какого-либо феодала, то он признавался беглым и всякий его мог безнака­занно убить, как вора, (законы Этельстана).

В ходе борьбы против кельтов у германских племен ускорился процесс имущественного расслоения и возникновения классов, приведший к разложению у них родового строя и обра­зованию государства. Вначале на завоеванных землях Брита­нии германские племена создали большое количество мелких государств. К VII веку на территории Британии сложилось семь относительно крупных государств (Гептархия).

Создание единого англосаксонского государства проходило в упорной борьбе против двукратного нашествия датчан и было завершено при английском короле Эдуарде Исповеднике (1042—1066).

Центральные органы власти. Король. До объединения страны в единое государство каждое небольшое королевство англов или саксов имело своего короля. В большинстве из этих государств королей выбирали, как прежде выбирали вождей племени.

На первом этапе после образования государства власть англосаксонских королей была слабой.

Король, обладавший военной властью, стоял на страже «мира и безопасности» в государстве. Нарушение королевского мира признавалось тягчайшим преступлением. Король был высшим судьей. Наиболее опасные для господствующих классов уголовные дела подлежали рассмотрению исключительно коро­левского суда. В этих случаях король производил разбиратель­ство дел с участием витанов, которые принимали непосред­ственное участие в разработке новых законов для государства.

Местные органы власти и управления. Основной территориальной единицей у англосаксов было графство (shire). Одни графства охватывали целиком территории прежних не больших королевств, другие — образовывались в результате де­ления более крупных королевств на несколько графств. Во главе графства или объединения графств стоял олдермен, назначае­мый королем, с согласия витанов из представителей местной феодальной знати. Олдермен и его дом находились под королев­ской защитой. Часть судебных штрафов в графстве шла в его пользу в качестве вознаграждения за отправление должности. Олдермены были только формально представителями интересов короля и графства. Фактически они являлись выразителями ин­тересов местных феодалов. Поэтому англосаксонские короли рано начали назначать в графства шерифов.

Графства англосаксонский государств делились на сотни. Во главе сотни стоял сотник, избиравшийся на собрании сотни. Собрания сотни созывались один раз в месяц. В них принимали участие староста, священник, четыре самых уважаемых крестья­нина от каждой сельской общины и все землевладельцы округа. Собранию сотни принадлежала уголовная и гражданская юрис­дикция. На этих же собраниях рассматривались споры между сельскими общинами. К компетенции сотенных собраний относились засвидетельствование передачи прав на земельную соб­ственность от одного лица к другому в пределах округа и рас­кладка налогов между общинами.

Самой низшей территориальной единицей англосаксов была сельская община. Собрания общины, в которых принимало участие все взрослое мужское население общины, решали хозяйственные вопросы (о севообороте, о выпасах скота и др.), раз­бирали мелкие уголовные дела и гражданские споры между жи­телями деревень, входивших в общину. Во главе общины стоял староста. В полицейских целях общины были разбиты на десяти-дворки.

Предисловие к Реформам Генриха 2.

Государство и право Англии в период ранней феодальной монархии (XI—XV вв.) Завоевание англосаксонского государства норманами со­впало с окончательным утверждением господства в нем фео­дальных производственных отношений. «Именно с этого мо­мента можно считать феодализм в Англии окончательно утвер­дившимся» .

Успешное завоевание Англии норманами обусловливалось, во-первых, тем, что завоевание не влекло за собой изменения общественного строя англосаксов, во-вторых тем, что войско Вильгельма было лучше организовано, чем войско англосаксов. Норманы пополнили ряды господствующего класса англосак­сонского общества, значительная часть которого была истреблена в ходе завоевания.

Оставшаяся часть англосаксонских феодалов сохранила за собой земли и свою принадлежность к господствующему классу ценой клятвы верности новому королю, чью власть они признали законной. Да и сам Вильгельм I считал свою власть продолжением власти англосаксонских ко­ролей и при короновании дал обещание сохранять старые за­коны и обычаи страны. Тем не менее завоевание норманов оказало существенное влияние на дальнейшее развитие обществен­ного и государственного строя Англии.

В усилении королевской власти были заинтересованы феодалы-нормандцы, поскольку им было необходимо держаться в завоеванной стране сплоченной организацией под сильной властью короля.

Вышеуказанные обстоятельства (несмотря на заметное ослабление центральной власти в начале правления Генриха I и при Стефане —в первой половине XII в.) обусловили дальнейшую централизацию Англии и прогрессирующее усиление королев­ской власти при Генрихе II (1154—1189 гг.). Восстание крупных баронов против Генриха II пока­зало, кроме всего прочего, ту опасность, какую для единства страны таили в себе эти дружины. Дальнейшее усиление коро­левской власти Генрих II мог осуществить только реорганизуя армию.

Независимость от феодальных ополчений была им достиг­нута в результате предоставления феодалам права замены лич­ной - воинской повинности денежной повинностью — уплатой щитовых денег (scutagium) 2. Проведение реформы в жизнь по­влекло за собой, с одной стороны, превращение феодалов в про­стых помещиков, с другой — получение королем денежных средств для содержания наемного войска.

Существенное изменение в организации английской армии было связано с изданием Генрихом II в 1181 году ассизы «О во­оружении», предусматривавшей распространение воинской по­винности на все свободное население страны.

Сущность военных реформ Генриха II состояла в том, что в результате их проведения создавалась наемная армия, а в ополчение призывались только свободные граждане. Господ­ствующие классы Англии боялись доверить оружие крепостным крестьянам (зависимому населению). «И повелел король,— ска­зано в ассизе «О вооружении», — чтобы ни от кого не принима­лась присяга об оружии, кроме свободного человека».

Стремясь восстановить верховенство королевской власти по отношению к церкви и духовенству, Генрих II издал в 1164 году Кларендонские конституции.

Согласно этим конституциям, все духовные лица, получив­шие лен от короля, обязаны были отвечать за него перед коро­левскими судьями и чиновниками и выполнять все повинности, вытекающие из владения землей (ст. 11). Король признавался верховным апелляционным судьей по делам, рассмотренным церковными судами (ст. 8). Без его согласия ни светские фео­далы, ни чиновники короля не могли быть отлучены от церкви, а сами духовные лица, если их звали в королевский суд, должны были являться без промедления (ст. 3). Замещение ва­кантных высших духовных должностей, согласно ст. 12 консти­туции, должно было производиться в результате выборов в ко­ролевской капелле и с согласия короля.

Кларендонские конституции призваны были сыграть боль­шую роль в усилении королевской власти, но под сильным давлением—духовенства, которое резко возросло после убийства Фомы Бекета, Генрих II отступил и отказался от ряда их положений. Так попытки подчинить церковь королевской власти окончились неудачей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]