Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В. Ф.Зима. Человек и власть в СССР.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
1.34 Mб
Скачать

1 Конституции и Конституционные акты Союза сср (1922-1936). М., 1940. С. 179, 182, 184.

В отличие от Конституции РСФСР 1918 г., опиравшейся на революционную законность, и конституции СССР от 1924 г., Конституция СССР 1936 г. делала упор на социалистическую де­мократию. Она отменила ряд имевшихся прежде несправедливых и необоснованных ограничений, когда, например, рабочие при реализации избирательного права имели большие преимущества перед крестьянами. В деревне во время насильственной коллек­тивизации значительная часть политически сознательного крес­тьянства была уничтожена или выслана в необжитые районы с

лишением избирательных прав. Крестьяне, вступившие в колхо­зы, были запуганы террором, боялись выдвигать политические и социально-экономические требования. Расстановка сил по соци­ально-классовому принципу сильно изменилась. Об этом хорошо знали руководители партии и правительства, поэтому новая конс­титуция уже не нуждалась в прежних классовых ограничениях для деревни. Крестьянства как политической силы больше не сущес­твовало, а колхозы представляли собой разновидность государс­твенного советского предприятия.

Многие поверили, что новая Конституция остановит преследова­ния по политическимстатьям. В информационный отдел Верховного совета СССР и ЦК ВКП(б) от граждан поступали письма с предло­жениями по проекту Основного закона. По поручению Совнаркома была создана специальная группа правоведов для изучения текстов конституций США, Швеции и Финляндии, с целью возможного ис­пользования опыта, было изучено Положение о Государственной думе царской России. Советские специалисты подвергли резкой критике основные положения буржуазных конституций, а их опыт сочли совершенно неприемлемым для Страны Советов.

1 Конституции и Конституционные акты рсфср (1918-1937). М., 1940. С. 22-24, 162-163.

2 Конституции и Конституционные акты Союза сср (1922-1936). С. 188.

По содержанию сталинская Конституция 1936 г. была освобож­дена от революционного романтизма предыдущих Конституций. По сравнению с Конституцией 1918 г., в новой Конституции уже не было обманчивой анархической идеи об отмирании государс­твенной власти, полного устранения деления общества на классы, передачи земли трудящимся без всякого выкупа1. Тексты (точнее, подтексты) советских конституций провозглашали торжество власти над трудящимся человеком. Конституция СССР 1936 г. закрепила незыблемость государственной власти в лице больше­вистской партии. Советы выполняли роль придатка политичес­кой системы. В ней права и обязанности граждан, по сравнению с текстом Конституции 1918 г., были передвинуты на сто пунк­тов назад2. Здесь же, в главе об основных правах и обязанностях граждан, было сказано, что «...наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию больше­виков, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представля­ющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как обще­

ственных, так и государственных»1. Конституция 1936 г. не оста­вила в стороне и вопрос о неприкосновенности личности и о том, что «никто не может быть подвергнут аресту иначе как по поста­новлению суда или с санкции прокурора», а «неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняется законом»2.

По содержанию текст Конституции 1936 г. создавал видимость советской демократии, но по претворению в жизнь имел ярко вы­раженный античеловеческий характер.

В главе IX (статья 111) было записано, что разбирательство дел во всех судах открытое, с обеспечением обвиняемому права на за­щиту. Статья 112 определяла независимость судей, подчинявших­ся только закону3. Все это не соответствовало действительности, поскольку широко применялась практика внесудебных решений троек НКВД за «преступления», приравненные к государствен­ным. На основании постановления Центрального исполнитель­ного комитета и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране иму­щества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укрепления общественной (социалистической) собственности», ставшего Законом, арестам подвергались взрослые и дети, лише­ние свободы для которых, в качестве меры наказания, определяли не судебные структуры, а сотрудники спецслужб. Кроме того, этот закон предусматривал не только лишение свободы, но и изъятие имущества осужденных вне зависимости от меры наказания4.