Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В. Ф.Зима. Человек и власть в СССР.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
1.34 Mб
Скачать

1 Ргаспи. Ф. 558. Оп. 11. Дл84. Л. 41об. (Письмо было перехвачено иностранным отделом огпу и передано Сталину.)

Сталин обновил аппарат ЦК ВКП(б) молодыми кадрами. В Политбюро партии вошли его доверенные лица: Г.К.Орджони­кидзе, С.М.Киров, В.М.Молотов, Л.М.Каганович, А.И.Микоян, которые поддержали его в борьбе со «старой гвардией», — все это обеспечило Генеральному секретарю полную победу. На XV съез­

де ВКП(б) 2-19 декабря 1927 г. Сталин закончил свое выступление словами: «К победе коммунизма в нашей стране, к победе комму­низма во всем мире — вперед!»1 Его речь неоднократно прерыва­лась бурными, продолжительными аплодисментами, а в конце все участники съезда встали и устроили Сталину овацию.

Позиции Сталина подкреплялись репрессиями, бывшими в начале 1930-х гг. еще спорадическими. Так, 29 января 1933 г. на имя председателя Совнаркома СССР В.Молотова из Баку посту­пила телеграмма-резолюция по докладу секретаря Закавказского комитета ВКП(б) Л.Берии. В ней сообщалось о перевыполнении в 3 раза плана первой пятилетки по коллективизации и о невы­полнении за истекший 1932 г. плана по добыче азербайджанской нефти, о развертывании мероприятий по борьбе за нефть пу­тем решительного проведения принципов единоначалия. Актив Бакинской парторганизации одобрял решение Пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) об исключении из партии как буржуазных пере­рожденцев Н.Б.Эйсмонта и В.Н.Толмачева и вывода из состава ЦК А.П.Смирнова. Актив приветствовал решение ЦК ВКП(б) о чистке партии. Телеграмма, подписанная Берией, заканчивалась лозунгом: «Да здравствует ленинский ЦК ВКП(б)! Да здравствует вождь и руководитель ленинской партии — организатор и учитель масс трудящихся — тов. Сталин!»2

1 Сталин и.В. Соч. Т. 10. М., 1949. С. 353.

2 Гарф. Ф. 5446. Оп. 82. Д. 18. Л. 276-281.

Не меньший интерес для исследователей представляют осо­бенности непрямых контактов граждан с властью, нарастание противоречий между ними. В некоторых случаях люди пытались предупредить руководство страны от разбухания партийно-госу­дарственного аппарата. Вот что написал в своем письме в марте 1931 г. Ф.С.Глинский из села Крамлино Парфеновского района Западной области в редакцию газеты «Социалистическое земле­делие», которая направила послание М.Калинину: «Ленин был утопистом. Владимир Ильич думал, что окажется очень много людей, выбранных и отчасти назначенных в уполномоченные, в комиссары, которые будут исполнять свою работу бескорыстно, почти бесплатно. Предположение Ленина почти совсем не осу­ществилось. Последние 10-12 лет по всему громадному Союзу ССР расплодились многочисленные комиссары, бригадиры, ударники, многочисленные канцелярии. Если наш великий русский писа­тель Н.В.Гоголь сообщал, что при нем в России имелось до 30 тыс. столоначальников, то теперь в административных учреждениях

находятся сотни тысяч чиновников (мелких, средних и крупных) и всем платится жалование. Бесплатно, ради общественного бла­га никто из них служить не соглашается. Крестьяне и горожане последние 12 лет обложены громадными непосильными налога­ми, взыскиваемыми весьма жестоко с наложением значительной пени за каждый пропущенный день, вплоть до описи имущества и продажи его за неуплату налога в срок»1.

Сталин полностью подчинил партийному влиянию Совнарком СССР, силовые структуры — ОГПУ и Красную Армию. В середине 30-х гг. вся высшая власть в СССР была сосредоточена в руках ЦК ВКП(б) во главе с Политбюро, которое выражало интересы узко­го круга нарождавшейся политической и экономической элиты (т.н. номенклатуры). Академик-физиолог И.П.Павлов определил создавшееся положение в стране одной фразой: «Государство, власть — все. Личность... — ничто».

Анализ документов позволяет нам утверждать, что трагичес­кие события, проходившие в стране в 1930-е гг., были спровоци­рованы правящей верхушкой. Вследствие ожесточенной борьбы с гипертрофированной оппозицией принимались неадекватные, идеологизированные, человеконенавистнические политические и государственные решения, которые шли вразрез с состоянием реальной политики, экономики, уклада страны, менталитета на­рода и настроения его основной массы. Важнейшие решения, без проработки, без апробации, принимались узким кругом людей в рамках Политбюро ЦК. Государственные задачи по форсирован­ной индустриализации, насильственной сплошной коллективиза­ции, по проведению массовых репрессий были реализованы ре­волюционными методами. В итоге, после мнимых выгод и кажу­щихся успехов, последствия таких мероприятий оказывались раз­рушительными для народной жизни и хозяйства страны. Силовые методы решения экономических проблем себя не оправдали. Постоянный нажим власти на человека в СССР, помимо ненавис­ти и страха, вызывал у него апатию ко всему происходившему.

1 Там же. Ф. 1235. Оп. 66а. Д. 79. Л. 21-25.

В 1929-1933 гг., т.е. параллельно с насильственной коллективи­зацией сельского хозяйства, происходило надругательство госу­дарственной власти над духовной сферой человеческого сущест­вования: проводилось административное закрытие православных церквей, мечетей, синагог и представительств других конфессий; попытки верующих помешать произволу предупреждались силой оружия. Многие священнослужители и верующие были арестова­

ны. Поскольку большинство из них проживало в деревне, то это был очередной удар по сознанию советского колхозного крес­тьянства. Таким образом, власть избавлялась от конкурирующей религиозной идеологии.

Антирелигиозная кампания обрушилась и на города. Пред­седатель Постоянной комиссии при Президиуме ВЦИК по воп­росам культа П.Смидович, отвечая на вопросы корреспондента газеты Observer С.Чемберлина, подчеркивал, что «в Москве до 1917 г. существовало около 500 православных церквей, считая и находящиеся внутри гражданских зданий (домовые церкви). В настоящее время в руках православных верующих находятся 90 специальных молитвенных зданий. Домовых церквей не сущес­твует. Синагог в Москве было 10, осталось 4. Мечетей было 3, ос­талось 2. До 1917 г. было 53902 православные церкви, а к настоя­щему времени по РСФСР числится 26 830 православных церквей, находящихся в руках верующих. Таково же примерно отношение синагог и мечетей»1.

Сталину и его окружению для получения крупных денежных кредитов у США, Англии и других нужна была видимость демок­ратизации. В партийных и советских кругах вынашивалась идея создания конституции для внешнего пользования, которая смог­ла бы убедить Запад в том, что правительство СССР принимало решительные меры по либерализации советской системы. Таким образом, предполагалось разрушить укрепившееся у западной об­щественности мнение об СССР как о стране-концлагере, значи­тельная часть населения которого находилась в ГУЛАГе. Сталину требовался такой текст конституции, который по содержанию не уступал бы текстам развитых буржуазных стран. В конце 1936 г. была принята новая конституция, а на следующий год состоялись выборы в Верховный Совет СССР, которые совпали с новым вит­ком разгула государственного террора.

Советская пропаганда утверждала, что репрессии были на­правлены против врагов народа: шпионов и предателей. Однако, люди видели, что арестам по доносам чаще подвергались простые рабочие и крестьяне, авторитетные и известные всем партийные и государственные деятели. По заданию ЦК ВКП(б) средства мас­совой информации оправдывали репрессии, тем самым усиливая напряжение и раскол в обществе.

Тамже. Д. 118. Л. 6-7.

Изучение событий 1930-х гг. под утлом взаимоотношений и противостояния человека и власти показали, что в то время завер­

шился процесс формирования деспотического режима в СССР, выражением которого была неограниченная диктатура Сталина. Советская действительность тех лет напоминала войну власти с народом. По архивным данным, от голода 1932-1933 гг. погибло около 7 млн человек, от ликвидации так называемого кулачества — 2 млн, в 1937-1938 гг. — 1 млн советских граждан. Итого — 10 млн человек.

Последствия преступных экспериментов, в которые народ был ввергнут политикой Сталина, до сих пор сказываются на нашей жизни. Пережитки прошлого проявляются в неуважении и по­давлении взглядов и мнения человека, стремлении навязать ему свою точку зрения. Член-корреспондент РАН А.Н.Сахаров в сво­ей монографии пришел к выводу: «Сталинизм — это одновремен­но небрежение к личности человека. Это утопление личности в коллективизме»1. В этом случае был прав Н.М.Карамзин, предуп­реждавший россиян о том, что «жизнь тирана есть бедствие для человечества»2.