Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В. Ф.Зима. Человек и власть в СССР.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
1.34 Mб
Скачать

1 Гарф. Ф. 5446. On. 1. Д. 463. Л. 77-79.

2 Там же. Д. 6. Л. 1. На основании меморандума от 25 марта 1931г., подписанного Г.Ягодой, золотые прииски Востокцветмет обязаны были принять 3800 семей бывших кулаков с выгрузкой из вагонов на станциях: Красноярск — 1500 семей, Иркутск — 600; Могоча— 1200; Татаурово — 500. Оттуда раскулаченные сразу отправлялись в постоянные места поселения, где должны были сами строить себе бараки. (Там же. Д. 3. Л. 4.)

б) Довести установленную мощность всех электростанций золотой про­мышленности до 125 ООО квт, построив в том числе и гидроэлектростанции на приисках, в том числе на Лене и на Сарале.

в) ...Определить размер добычи 1933 г. в 128 500 кг (с Колымой) и уве­личить ассигнование по капитальным вложениям на золотую промышлен­ность в 1932 г. до 295 млн руб.

Утвердить предоставленное Главцветметзолотом следующее распреде­ление программы в 1932 г. по золоту:

Востокзолото — 47 524 кг

Севцветметзолото — 15 403

Южцветметзолото — 600

Алтайцветметзолото — 5723

Скупку Торгсина — 10 750

Итого: 80 000 кг»1.

Для того чтобы стимулировать труд спецгюселенцев, 23 апреля 1932 г. Ягода направил секретарю Центрального исполнительно­го комитета СССР А.Енукидзе проект постановления Президиума ЦИК СССР «О частичном восстановлении в правах кулаков, вы­селенных из районов сплошной коллективизации, доказавших ударной работой свою лояльность Советской власти». При отбо­ре кандидатов на восстановление в правах из числа спецпоселен­цев 2 тыс. человек было рекомендовано отдавать предпочтение, главным образом, молодежи. Ягода предлагал приурочить это мероприятие к 1 мая 1932 г. Текст постановления следовало сроч­но передать по телеграфу, чтобы исполнительные комитеты тех краев и областей, где были расселены спецпереселенцы, успели вовремя представить в Москву списки поощряемых лиц, предло­женных местными отделениями ОГПУ2.

1 Там же. Л. 85-95.

2 Там же. Д. 13. Л. 3-4.

Усилия Ягоды по привлечению внимания партийных и со­ветских организаций к более рациональному использованию труда раскулаченных и созданию пролетарских городков в золо­той промышленности были поддержаны высшим руководством СССР. 16 июня 1932 г. председатель СНК СССР В.М.Молотов (Скрябин) подписал постановление № 1107 «О льготах для зо­лотой и платиновой промышленности». В нем местную власть обязывали обеспечить жителей приисков сенокосными угодья­ми и земельными участками под огороды. Правительство разре­шало краевым и областным исполнительным комитетам восста­навливать в нравах и ранее истечения 5-летнего срока тех граж­дан, которые проработали на приисках три года и по отзывам

администраций приисков выделялись своим ударным трудом и перевыполнением заданий или норм выработки. Специалисты, игравшие более значительную роль в деятельности приисков, при наличии положительного отзыва администрации об их работе могли быть восстановлены в правах через два года1. Но восстановленные в правах люди были фактически бесправ­ны, так как им не разрешалось покидать места поселений без разрешения ОГПУ.

1 Там же. Д. 9. Л. 32. Какое большое внимание советское правительство уделяло развитию золотодобывающей промышленности видно из поста­новления СНК СССР № 829/160с от 26 апреля 1933 г. «О работе золотоп­ромышленности по объединению Востокзолото». В нем отмечалось, что руководство Главцветметзолото и Востокзолото не справилось со своими задачами: добыча золота в I квартале 1933 г. ниже, чем в I квартале 1932 г. Вследствие неудовлетворительного руководства, неправильного и нераци­онального использования материальных фондов, расхищалось продоволь­ствие и промтовары, недопустимо безотчетно и бесхозяйственно расходо­вались деньги.

Правительством были приняты меры, направленные на разукрупне­ние, перестройку управления и усиление роли политико-воспитательных мероприятий. Вместе с тем в 16 пунктах программы имелись конкретные предложения по совершенствованию организации труда, оплаты и улучше­нию быта рабочих-спецпоселенцев. Тарифную систему предлагалось пере­строить и образовать специальный фонд премирования за лучшее качест­во работы по извлечению золота.

В постановлении подчеркивалось, что развертывавшаяся механизация ни в коем случае не должна была приводить к недооценке и забвению мус­кульной силы человека, имевшей «серьезнейшее значение». Осуждалось игнорирование использования труда старателей. Хозяйственники должны были создавать условия для их работы, оплачивая труд и снабжая в прямой зависимости от количества сдаваемого золота.

Вопрос о правах спецпоселенцев даже не упоминался. По отношению к ним наметились меры ужесточения. ОГПУ было поручено разрешить воп­рос о вывозе с приисков семей спецпереселенцев, потерявших своих кор­мильцев. (Там же. Д. 15. Л. 19.)

Главная роль в перековке «кулаков» в пролетариев принадле­жала ОГПУ, поэтому ЦК ВКП(б) и СНК СССР регулярно пред­ставляли руководство и рядовых сотрудников политуправления к правительственным наградам. Доказательством признания заслуг данного ведомства является приветствие И.В.Сталина «К пятнад­цатилетию ОГПУ», опубликованное в «Правде» 20 декабря 1932 г. В нем содержалось следующее: «Привет работникам и бойцам ОГПУ... Желаю успеха в сложном деле искоренения врагов дикта­туры пролетариата! Да здравствует ОГПУ, обнаженный меч рабо­чего класса!»

27 мая 1935 г. нарком НКВД СССР Г.Г.Ягода подписал приказ о рассмотрении дел об уголовных и деклассированных элементах и о злостных нарушителях положения о паспортах. Разработанная и приложенная к приказу инструкция была скреплена двумя под­писями: Ягоды и Прокурора СССР А.Вышинского1. Эти докумен­ты были направлены против бежавших из деревни или из ссылки крестьян, беспризорных и нищих. Горожане, лишенные пропис­ки и права проживания в крупных городах по причине непроле­тарского происхождения, также отправлялись в лагеря и ссылку в отдаленные населенные пункты.

Инструкция «О порядке административной ссылки и высылки и осуществлении гласного надзора», подписанная Ягодой, являлась ло­гическим продолжением первой, и применялась к лицам, признан­ным «общественно опасными». По ложным доносам людей ссылали на срок до 5 лет без гласного надзора или под гласный надзор, заклю­чали на такой же срок в исправительно-трудовые лагеря. Судя по со­держанию инструкции, никаких прав у ссыльных не было. Контроль за поднадзорными осуществлялся учетно-статистическим отделом Главного управления госбезопасности НКВД СССР2.