Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В. Ф.Зима. Человек и власть в СССР.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
1.34 Mб
Скачать

1 Гарф. Ф. 9479. On. 1. Д. 3. Л. 23 (обратная нумерация).


12.IV.30 г. Г.Ягода»1.

Записка Ягоды отражала стремление советского государствен­ного руководства— как можно продуктивнее использовать вы­сланных крестьян.

В начале 1931 г. руководство ОГПУ предупреждало ЦК ВКП(б) и правительство о серьезной политической опасности со стороны соратников Л.Д.Троцкого (который, правда, в то время уже был изгнан из СССР, а его активные единомышленники находились в тюрьмах и ссылке). Утверждалось, что Троцкий из-за границы ак­тивно руководил антипартийным подпольем. По мнению ОГПУ, это уже было не просто оппозиционное движение, как прежде, а разветвленная сеть подпольных организаций, действовавших в Москве и ряде крупных городов. В подтверждение приводилось вы­пущенное весной 1930 г. обращение Троцкого к своим соратникам «Ко всем членам партии и рабочим», в котором он «намеченные в промышленности СССР темпы рассматривал как несоразмерные и непосильные для пролетариата; сплошную коллективизацию, про­водимую, якобы, аппаратом, а не партией, как авантюру; в результа­те предсказывался очередной неизбежный кризис...»1.

ОГПУ преувеличивало возможности деятельности Троцкого и руководимой им оппозиции в СССР. Активность «троцкистов» в заключении и ссылке была надуманной. Подобными заявлениями ОГПУ лишь стимулировало новые политические процессы.

Там же. Л. 167-168.

2 Гарф. Ф. 9479. On. 1. Д. 3. Л. 1.

3 Там же. Л. 2.

Между тем раскулачивание продолжалось. 15 марта 1931 г. ОГПУ направило на места циркулярное письмо за подписью Ягоды и Евдокимова (начальника секретно-оперативного управления ОГПУ). В нем сообщалось, что в «в целях полной очистки от кула­ков, с мая по сентябрь 1931 г. намечено провести массовую опера­цию по кулачеству с высылкой в отдаленные местности Союза из всех областей...»2 Для «проработки» операции предлагалось уста­новить количество кулацких хозяйств в крае, подлежащих высыл­ке, установить точное местонахождение хозяйств, в особенности место проживания глав семей, выявить бежавших с постоянного места жительства и из ссылки кулаков, устроившихся на работу в промышленность и скрывавшихся в городах, проверить личный состав колхозов и учесть проникших туда кулаков. Подробный опе­ративный план проведения операции должен был быть разработан местными чекистами, и, с соответствующими соображениями (и финансовыми расчетами), направлен в центр на утверждение3.

18 марта 1931 г. вопрос «О кулаках» решался на заседании Центральной контрольной комиссии ВКП(б) под председательс­твом А.А.Андреева (с октября 1931 г. — Рудзутак), которая была со­здана Политбюро ЦК специально по «кулакам». Члены комиссии Андреев, Постышев, Ягода, а также приглашенные сотрудники ОГПУ Е.Г.Евдокимов, Л.М.Заковский, И.В.Запорожец, Ольшан­ский заслушали доклад Л.М.Заковского (полномочного представи­теля ОГПУ в Сибирском крае) «О переселении кулацких хозяйств в Западно-Сибирском крае» и приняли его предложение о пересе­лении в северные районы Западной Сибири в течение лета того же года 40 тыс. кулацких семей. Ягоде было предложено в полуто-радекадный срок представить на рассмотрение комиссии план пе­реселения кулацких хозяйств в Восточную Сибирь, аналогичный плану переселения в Западную Сибирь. Общий контингент вы­сылаемых кулацких семей в 1931 г. в Казахстан составил 150 тыс. семей, их рассредоточили их в районах бывших Акмолинского и Каркаралинского округов для работы на угольных шахтах, медном и железорудном деле, железнодорожном строительстве. Но ввиду «технической» невозможности переселения в текущем году такого количества людей признали возможным расселить в Казахстане 60 тыс. раскулаченных семей. Комиссия удовлетворила просьбу Уралобкома о переселении в период с 25 мая по 10 июля в север­ные районы Урала 50 тыс. семей спецпереселенцев для использо­вания их на лесозаготовках1.