Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В. Ф.Зима. Человек и власть в СССР.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
1.34 Mб
Скачать

1 Лубянка. Сталин и вчк-гпу-огпу-нквд. С. 321-324.

2 Гарф. Ф. 1235 с ч. Оп. 66а. Д. 146. Л. 45-46.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что действие закона от 7 августа 1932 г. достигло максимума именно в разгар массово­го голода, т.е. в I квартале 1933 г. В начале 1934 г. голод пошел на убыль, поэтому репрессии государства повернулись против клас­сово-враждебных и деклассированных элементов: кулаков, «со­

циально-чуждых» специалистов, троцкистов, «правых» и проч. В 1935 г. поиск врагов и расправа с ними по закону от 7 августа 1932 г. усилились, что подтверждается ростом «расстрельных» приговоров. Параллельно возрастало количество арестов и при­говоров по 116 и 162 статьям уголовного кодекса (хищение в не­значительных размерах). Наказаниям за мелкие хищения зерна, овощей, дров и проч. подвергались дети до 12 лет1.

Осенью 1932 г. голод охватывал не только сельскую местность, но и города. Москва была наполнена нищими. На вокзалах толпы крестьян в лаптях и рваных армяках. Женщины и дети метались в поисках хлеба, но хлеб — только по карточкам. Рабочие получали по два фунта только на трудоспособного, а семья была полуголод­ная. Мысли и разговоры — только об одном, о картошке, огурцах и капусте. В Москве картофель стоил 50 коп. за штуку. Во всем Союзе не было таких мест, где бы ржаная мука продавалась дешев­ле 50 руб. за пуд2.

В феврале 1933 г. голод усилился. В Пензе голодание городских жителей достигало уровня февраля голодного 1922 г. В магазинах города по 10 дней не продавали хлеба по карточкам, и в дальней­шем не возмещали его гражданам. На колхозных рынках после постановления правительства о свободной продаже хлеба цена за 1 пуд муки возросла с 50 до 150 руб. Городские власти мало уделяли внимания вопросам обеспечения граждан продовольствием. Судя по сообщениям с мест, люди знали, что власти располагали запаса­ми продовольствия, но не помогали голодавшим. Местные власти получали предупреждения о том, что если они своевременно не примут мер по улучшению снабжения, то в Пензе может произой­ти народное восстание8.

Рабочий Московского завода «АМО» имени Сталина И.Коно­патчиков во время отпуска побывал в Новороссийске. То, что он там увидел, он описал в письме на имя Молотова: «В городе, если можно так выразиться, полнейший голод, напоминает 1922 г., ког­да мы переживали разруху после войны. Никак не мыслимо видеть такое явление в период расцвета и роста.

1 Там же. Л. 90.

2 Там же. Ф. 5446. Оп. 89. Д. 21. Л. 103. 'Там же. Л. 186-187.

Я наблюдал такой случай. В порту на иностранном пароходе проходила погрузка макухи (жмыха)... Когда вскрыли амбары, то рабочие кинулись ее есть. В это время с парохода стали их фото­графировать, дескать, в Советском Союзе голод.

Если писать обо всех безобразиях, то вам надоест читать. Я как комсомолец и гражданин считаю, что такое явление в корне недо­пустимо, что тут есть вредительство...

Думаю, что рабочее правительство не допустит вымирания жи­телей до 100 человек в день»1. Заведующий секретариатом предсе­дателя СНК СССР направил копию письма рабочего-комсомольца в ОГПУ.

Массовый голод достиг наивысшей степени интенсивнос­ти с конца 1932-го по июнь 1933 г. (включительно). Он охваты­вал густонаселенные территории Центрального Черноземья (Воронежскую, Курскую и Орловскую области), Средней и Нижней Волги, Северного Кавказа (Ростовскую обл., Кубань и Ставрополье), Юг Украины, Юг Урала, Северный Казахстан и Западную Сибирь. Всего голодало более 30% населения СССР2.

Голод 1932-1933 гг. отличался от предыдущего голода 1921-1922 гг. тем, что от него больше всего пострадали жители дерев­ни. Судя по данным переписи населения СССР 1937 г., вследс­твие раскулачивания, коллективизации и вызванного ими го­лода произошло сокращение населения Саратовской, Курской, Калининской, Куйбышевской, Киевской, Харьковской, Одесской областей, Казахской АССР, Республики немцев Поволжья3.

Голод подстегнул миграцию крестьян из колхозной деревни в города. В 1930-е гг. наблюдался необычайно высокий рост го­родского населения за счет сельского. Превышение численнос­ти сельского населения над городским в целом по СССР сильно снизилось. Тенденция к сокращению численности жителей села была особенно заметна по территории РСФСР. Переселение се­мей наблюдалось в основном из сельских восточно-европейских регионов на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток, где в это время набирало темпы промышленное строительство.