Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги2 / 398-1

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
25.02.2024
Размер:
8.47 Mб
Скачать

6.Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М., 1984.

7.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М., 2000.

8.Фельдштейн Д.И. Психология взаимодействия Взрослого мира и Мира Детства. М., 2006.

Устойчивая мобильность: на стыке гуманизма и технократии

Бешенцев И.Д., Лобанова Ю.И.

ФГБОУ ВО «СПбГАСУ», Санкт-Петербург, Россия ivanbehsnetsev@yandex.ru, gretta25@list.ru

За развитие городского транспорта в первую очередь отвечают технические специалисты. Их приоритеты лежат в сфере логистики и заключаются в повышении скорости движения транспортных потоков

исокращении времени в пути с опорой на развитие общественного транспорта и сокращение личного. Но пользователями транспорта являются люди, жители городов, имеющие собственные предпочтения

ипотребности в сфере транспорта [1; 3; 5]. Поэтому проводить транспортные реформы крайне важно на стыке технократического и гуманистического подходов.

Рассмотрим основной вопрос любого пользователя транспорта – выбора маршрута. Естественно, невозможно обеспечить каждому человеку наилучшую доступность до его объектов притяжения с помощью исключительно общественного транспорта, ведь он для того

исоздан, чтобы перевозить группы людей в наиболее востребованные объекты притяжения. Для этого проводятся транспортные обследования – просчитывается пассажиропоток, анализируются потребности пассажиров в конкретных видах транспорта – в этом заключается попытка учитывать социальный эффект транспорта [2; 4].

Технические специалисты используют следующие подходы к развитию транспорта: разделение маршрутов на центральнодиаметральные (соединяют окраинные район с центром города), магистральные (соединяют окраинные районы друг с другом) и социальные (соединяют социальные объекты в одном районе). Однако

120

массовый транспорт не способен обеспечить мобильность «от двери до двери» – эта функция возложена на личный или немоторизованный транспорт – можно поехать на своем автомобиле, или велосипеде. Здесь и возникает основная проблема транспортного комплекса: как правильно сочетать личный и общественный транспорт, не вызывая транспортных коллапсов в мегаполисах?

На данный момент времени эту проблему пытаются решить скорее принудительным путем: создать лучшие условия для общественного приоритета и экономические барьеры для использования личного транспорта [5; 6]. Для экономии городского пространства – что особенно актуально в больших городах с историческими центрами – вводятся такие меры, как платная парковка, закрытие улиц для автомобильного движения.

Однако личный транспорт – это больше, чем просто средство передвижения. Это место защищенности личного пространства, место отдыха, общения с близкими людьми. Это возможность легкого перемещения необходимых вещей, а также способ удовлетворения потребностей в уважении (престиже). Логистических проблем при продолжении развития личного транспорта в русле предыдущих двух десятилетий никто не снимает. Как же подойти к развитию транспорта, соединив технократический и гуманистический подход?

Ответ следующий: личный транспорт можно и нужно использовать совместно. Технократия поддерживает этот метод, и многие городские агрегаторы такси и онлайн-сервисами запускают каршеринг, карпуллинг, кикшеринг и райдшеринг. Данные программы, кончено, воспримут не все пользователи, однако финансовая выгода в сочетании с личным комфортом могут сыграть свою роль в перенаправлении транспортных потоков на эти сервисы.

Смена транспортного поведения не ограничивается лишь совместным пользованием личных видов транспорта. Также необходимо стимулировать использование немоторизованного транспорта – самокатов, велосипедов и каргобайков. Последние используются в случае доставки малогабаритных грузов. Для этого необходимо создавать безопасные велодорожки, отделённые от потока автомобилей клумбами, а не просто делиниаторами, а также создавать комфортные и доступные велохабы для парковки, чистки и ремонта немоторизованных видов транспорта. По исследованиям аналитиков,

121

эффекты от стимулирования использования данными видами транспорта не ограничиваются улучшением транспортной ситуации. Также это позволяет:

укреплять здоровье населения,

повышать покупательскую способность населения,

повышать безопасность дорожного движения,

успокаивать дорожный трафик,

сокращать финансирование на строительство дорог, развязок и парковочных пространств,

снижать уровень шума и загрязнения воздуха.

Итак, мы рассмотрели основные вопросы городского

транспорта с с позиций технократии и гуманизма, представили ряд соображений, которые позволят сблизить общество и технику в условиях ограниченного городского пространства. Свободное пространство, особенно в историческом центре города – ценнейший ресурс, и использовать его необходимо максимально эффективно. Транспортное планирование напрямую влияет на экономику города, благополучие его жителей и качество городской среды. Социальная справедливость и инклюзивность транспортного комплекса и лежат в основе комплексного подхода, который призван сбалансировать интересы пользователей и возможности техники. Достижение гармонии в этой сфере важно для профилактики негативных последствий в будущем.

Литература

1.Березовская И.П., Иванов М.В. Транспорт как социальное и культурное явление. Научно-технические ведомости СПбПУ. Гуманитарные и общественные науки. СПб, 2017. С. 47-55.

2.Бочарова О.В. Роль социального института транспорта в социальном пространстве города. Вестник СарГТУ. Саратов,

2010. С. 290-294.

3.Горев А.Э., Пугачёв И.Н., Куликов Ю.И. [и др.] Синергия концептов развития транспортных систем в условиях современной урбанизации России. СПбГАСУ. СПб., 2019 С.:

54-68.

122

4.Морозов В.М., Аземша С.А. Анализ результатов опроса пользователей различных видов общественного транспорта. Техника и технологии строительства. Гомель, 2022. С. 8-14

5.Сорокина Н.В. Городской общественный транспорт как социокультурный феномен. Автореферат на соискание учёной степени кандидата социологических наук. Саратов, 2010.

6.Юдин Г.Л., Лобанова Ю.И. Разработка комплекса методов для оценки факторов выбора отдельных видов транспорта участниками дорожного движения в условиях мегаполиса (на примере Санкт-Петербурга) / XVIII Невские чтения. СПб,

2022. С. 35-41.

Взаимосвязь субъективного ощущения одиночества с уровнем тревожности в студенческой группе

Биндасова О.В., Дроздова Е.Н.

МГУ им. А.А. Кулешова, Могилев, Республика Беларусь bindasova.olga@bk.ru, oktyabrdk@mail.ru

Переживание одиночества всегда воспринималось мыслителями как сложное, негативное явление. Многие исследователи считают, что уединение полезно для самопознания, творчества, и внимания на важнейших этапах жизни человека.

Одиночество часто создает устойчивый негативный эмоциональный фон, который значительно снижает возможность самореализации, и иногда может приводить к депрессии и психосоматическим последствиям. Именно поэтому его изучение является актуальной задачей, которая имеет важнейшее, практическое значение в выявлении причин и методов психологической помощи людям, которые его испытывают.

Построение межличностных отношений часто бывает сложной задачей. В то же время отношения являются важным активом, и неудачи, которые случаются или ожидаются, естественно расстраивают человека и существенно влияют на качество его отношений. Тревога может быть как следствием, так и причиной психологического одиночества [1, с. 275].

123

Особую роль в возникновении чувства одиночества отводится семейному воспитанию. Проблема эмоциональной близости между матерью и ребенком всегда была, есть и будет актуальной. Она служит барьером для развития коммуникативных способностей, позволяющих выстраивать взаимоотношения с другим человеком [2].

Тревожное состояние представляет собой переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие надвигающейся опасности, выражение неудовлетворения значимых потребностей индивида, актуальных при ситуативном переживании тревоги.

По мнению А.М. Прихожан [5, с. 96], наличие тревожности как устойчивого образования является свидетельством нарушений в личностном развитии и препятствует нормальной жизнедеятельности, полноценному общению.

Студенческий возраст – это возраст, в котором формируются собственные взгляды и отношения. Именно в этом выражается самостоятельность студента. Но стремление быть самостоятельным, не исключает потребности в общении со взрослыми. Подобная потребность объясняется растущими проблемами самосознания и самоопределения, решить которые молодому человеку бывает трудно. Именно в этом возрасте происходит развитие интеллектуальных и физических возможностей.

По мнению А.Р. Кирпикова [3, с. 13], одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека оказаться в такой ситуации межличностного общения, при которой он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Из-за боязни отрицательных результатов, человеку становится все труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует созданию обстановки, которая еще более усиливает чувство одиночества.

Тревожность как состояние принято обозначать ситуативной тревожностью, то есть отрицательным эмоциональным состоянием, связанным с изменением нервно-психической деятельности. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика индивидуума, которая отражает его предрасположенность к тревоге.

124

Актуальность исследования чувства одиночества и тревожности у студентов обусловлена их практической значимостью. Целью исследования является выявление взаимосвязи субъективного ощущения одиночества с уровнем тревожности в студенческой группе. В качестве инструментария были использованы «Методика субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона [4, с. 234] и опросник «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Спилбергера-Ханина [3, с. 137], методы статистической обработки данных, включая коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Исследование проводилось на базе МГУ им. А.А. Кулешова. В исследовании приняли участие 40 студентов-психологов в возрасте

18-20 лет.

В ходе корреляционного анализа установлены две взаимосвязи показателей между субъективным ощущением одиночества и тревожностью у студентов: Ситуативная тревожность – субъективное ощущение одиночества (r = 0,38 при p < 0,01) и личностная тревожность – субъективного ощущения одиночества (r = 0,37 при p < 0,01).

Это свидетельствует о том, что существует взаимосвязь субъективного ощущения одиночества с уровнем тревожности в студенческой группе. Чем выше ощущение одиночества, тем выше уровень тревожности у студентов.

Литература

1.Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 2009. 256 с.

2.Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: 1982. С. 30-37.

3.Рассел Д. Измерение одиночества / Д. Рассел // Лабиринты одиночества: сб. иауч.тр. М., 2009. С. 192-226.

4.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. С. 234.

5.Тудупова Т.Ц. Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте / Т.Ц. Тудупова, И.С. Худякова // Вестник Бурятского государственного университета. 2019. №5. С.135-138.

125

Взаимосвязь характеристик эмпатии и агрессивности у медицинских работников

Биндасова О.В., Прокофьева К.В.

МГУ им. А.А. Кулешова, Могилев, Республика Беларусь bindasova.olga@bk.ru, Lybava108@ya.by

Профессиональная деятельность медицинского работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает медицинский работник в процессе сложного социального взаимодействия с пациентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем пациента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье медицинского работника.

Эмпатия в медицинской практике играет все возрастающую роль и ее значение в работе врача становится все более очевидным [4, с. 129].

Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу. В настоящее время становится актуальным анализ проблемы проявлений и уровня агрессии.

Целью проведения исследования явилось изучение взаимосвязи характеристик эмпатии с уровнем агрессивности у медицинских работников.

Висследовании приняли участие 40 медицинских работников в возрасте 28 – 42 лет (27 женщин и 13 мужчин).

Вкачестве инструментария были использованы «Опросник агрессивности» Басса-Дарки [6, с. 12], «Многофакторный тест эмпатии» М. Дэвис [2, с. 8]; методы статистической обработки данных, включая коэффициент ранговой корреляции Спирмена [5, с. 12].

Входе анализа выраженности агрессивных реакций медицинских работников было определено, что для 50,9% респондентов характерен умеренный уровень физической агрессии, для 70,2% – умеренный уровень косвенной агрессии, для 68,4% – умеренный уровень

126

раздражительности, для 59,6% – умеренный уровень обиды, для 68,4%

– умеренный уровень подозрительности, для 54,4% – умеренный уровень вербальной агрессии, для 49,1% – умеренный уровень вины, для 80,7% – слабый уровень враждебности, для 50,9% – умеренный уровень агрессивности.

С помощью корреляционного анализа установлено, что существует отрицательная взаимосвязь эмпатической заботы и раздражительности (r = -0,334; p < 0,05). Из этого следует, что для медицинских работников с высоким уровнем симпатии и сочувствия к несчастьям других, жалости, желания помочь, характерен низкий уровень вспыльчивости и раздражительности. Также установлена положительная взаимосвязь децентрации и чувства вины (r = 0,348; p < 0,05). Таким образом, для медицинских работников, с выраженной тенденцией восприятия, понимания, учета, принятия в расчет точки зрения, опыта другого человека, характерен повышенный уровень чувства вины.

Следовательно, для медицинских работников, с выраженной тенденцией восприятия, понимания, учета, принятия в расчет точки зрения, опыта другого человека, характерен повышенный уровень чувства вины. Это связано с тем, что эмпатическая способность ставить себя на место другого актуализирует желание оказать ему помощь, однако в случае невозможности организации помощи ввиду различных причин вызывает у медицинских работников переживание вины перед пациентом. Склонность к переживанию вины у медицинских работников может провоцировать у них невротические состояния, актуализировать негативные мысли и установки о себе, вызывать тревожность и приводить к эмоциональному выгоранию.

Для медицинских работников со склонностью к сочувствию и жалости к другим среди медицинских работников характерно контролировать свои негативные эмоции, не реагировать негативно на внешние и внутренние раздражители. Это говорит о том, что когнитивная эмпатия у медицинских работников – ключевая характеристика, которая способствует нейтрализации злости, гнева и раздражительности, в свою очередь способствует снижению агрессивного поведения, тревожности. Полученные данные в некоторой степени согласуются с исследованиями взаимосвязи эмпатии и агрессии [1, с. 184; 3, с. 194].

127

В заключение стоит отметить, что чем больше в структуре личности медицинских работников представлены эмпатические черты, тем меньше проявляются агрессивные свойства личности. Полученные данные могут применяться в профилактической и коррекционной работе в системе здравоохранения.

Литература

1.Биндасова О.В. Взаимосвязь показателей эмпатии с типами просоциального поведения и асоциальными личностными чертами осужденных за убийство // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2022. №1 (43). С. 184–188.

2.Карягина Т.Д., Будаговская Н.А., Дубровская С.В. Адаптация многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса // Консультативная психология и психотерапия, 2013. Том 21, №1.

3.Кухтова Н.В. Просоциальное поведение медицинских работников // Ученые записки УО «ВГУ им. П.М. Машерова». Витебск, 2009. Т. 8. С. 194-202.

4.Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. М.: Просвещение, 1997. 155 с.

5.Сидоренко Е.В. «Методы математической обработки в психологии». СПб.: ООО «Речь», 2007.

6.Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки // Психологическая диагностика, 2008. №1.

Восприятие студентами корпоративной культуры университета как фактор социально-психологического климата студенческой группы

Блинова Е.Е.

ГБОУ ВО «Херсонский государственный университет» Херсон, Россия elena.blynova@gmail.com

В настоящее время изменения в системе высшего образования непосредственно касаются университетов, как научных и

128

образовательных корпораций, имеющих внутреннее и внешнее пространство своего развития. Поэтому констатируем классическое предназначение корпоративной культуры – быть инструментом адаптации к внешним изменениям и внутренней интеграции университетской среды.

Важно подчеркнуть, что трансляторами корпоративной культуры университета, ценностей и традиций в общество, формирующих имидж и репутацию вуза, прежде всего, являются студенты, причем не только во время обучения, но и далее – в профессиональной деятельности.

Когда корпоративная культура формирует такие ценности, как компетентность, готовность работать в команде, творчество, гордость за свой университет, тогда повышается сплоченность коллектива и преподавателей, и студентов, согласованность их поведения, соответствие общим нормам и ценностям университета.

Преимуществами сильной корпоративной культуры университета, кроме повышения эффективности работы всех субъектов образовательного процесса, является повышение конкурентоспособности выпускников, улучшение их профессиональной адаптации [1; 2; 4].

Анализируя вопросы развития корпоративной культуры университета, логично соотнести ее основные компоненты со структурой организации: университет в целом, преподаватели и студенты, личность. Первая группа компонентов корпоративной культуры связана с образовательным процессом, миссией и целями университета: стратегия, общечеловеческие ценности, ориентация на перспективу в развитии. Вторая группа компонентов: нормы и правила поведения, стиль руководства, управление конфликтами, участие преподавателей и студентов в принятии управленческих решений. Третья группа – мотивация, возможности для самореализации личности. Все три системы для успешного функционирования университета должны быть взаимосвязанными [3].

В эмпирическом исследовании поставлена задача установить взаимосвязь восприятия студентами корпоративной культуры университета и социально-психологического климата в студенческой среде.

129

Соседние файлы в папке книги2