Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МП_1.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
614.4 Кб
Скачать

3.Правовой режим космического пространства и небесных тел.

Договор 1967 г. по космосу содержит основополагающие принципы деятельности государств в космическом пространст­ве.Государства — участники Договора осуществляют деятель­ность в соотв с МП. Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества. Космос и небесные тела не "общей собственно­сти" человечества. Они находятся в его общем пользова­нии. Присвоение объектов недопустимо. Договор 1967 г. по космосу- космическое про­странство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению На Луне провозглашается сво­бода научных исследований. Государства имеют право собирать об­разцы минеральных и других веществ. Государства-участники обязуются установить международный режим Целями: упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов Луны, рациональное их регулирование, "справедливое распре­деление между благ. Граница между воздушным и космическим про­странством (обычай) проходит на высоте 100—110 км над уровнем океана. Космическое пространство открыто для исследования и использования всеми гос. Гос обя­зуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием. Луна и дру­гие небесные тела: запрещается создание военных баз, соору­жений и укреплений. Запре­щаются угроза силой М.б во­енный персонал для научных исследований или мирных целей +принцип сотрудничества, недопуще­ние вредного загрязнения космоса Гос несут МО.

Билет №34

1.Международно-правовой статус индивида.

этот вопрос вызывает особый интерес (физ лиц). Ведутся дискуссии. Прежние представления о неприложи­мости черт межд правосубъектности к индивидам не вполне согласуются с современным состоянием международно-правового регулирования и реальными правоотношениями, и придерживаемся концепции признания самостоятельного меж­дународно-правового статуса личности, свидетельствующего о его специфической межд правосубъектности. Т.к важна сама юр способность иметь и осуществлять права и обя­занности. Англ ученый Г. Лаутерпахт в 50 г. в писал что в МП отсутствуют нормы, которые препятствовали бы индивидам приобретать права, предостав­ляемые обычным или договорным МП. В 80 г. юрист Э. Х. Аречага, являвшийся в течение ряда лет председателем Межд Суда ООН, высказывая подобную мысль, признавал возможность предос­тавления индивидам опре­деленных прав, а также межд средств защиты этих прав.Т.о МП позволяет прямое включение в договоры норм, ориентиро­ванных на индивида. Они касаются как устанавливаемых дого-ми прав человека, так и его обязанностей и ответственно­сти. Первичными были как раз нормы об ответственности; кон­кретно речь шла о межд уголовной ответственности определенных лиц за военные преступления, за преступления против мира и человечности. Межд пакт о граждан­ских и политических правах (ст. 15) связывает возможность признания лица виновным в совершении преступления в соот­ не только с внутригосударственным закон-ом, но и с МП. Так происходит расширение круга МПН, предоставляющих индивидам юр возможности их обеспечения и защиты. Право обращения отдельных лиц в соот­ветствии с МД в межгосударствен­ные органы по защите прав и свобод чел сегодня признается как МПН, так и К. Так же договора, содержание которых касается обеспечения прав чел в таких сферах как граж, сем, труд и тому подобные. Непосредственные правовые отношения с участием инди­видов на международном уровне предусмотрены в договорных актах, закрепляющи право обращения индивида в межгосударственные органы по защите прав и сво­бод человека (Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Европейская Конв о защите прав человека и основных свобод с Прото­колом № 11 и ряд других). Аналогичное право личности зафик­сировано в ч. 3 ст. 46 Конституции РФ.

2. Право вооруженных конфликтов: понятие, источники, особенности отрасли.

Это система МПН регулирующих отношения гос-ва и др субъектов МП в период ведения военных действий запрещающих или ограничивающих средства ведения войны, предусматривающих гуманизацию этих методов в целях защиты жертв вооруженных конфликтов. В систему норм право вооруженных конфликтов входит: 1) нормы определяющие временные рамки вооруженного конфликта и регламентирующий порядок прекращения состояния войны (нормы о начале войны, ее окончании, перемирии, капитуляции, мирном договоре) 2) нормы о пространственных ограничениях ведения военных действий (о театре войны, о нейтралитете, об акупированных территориях, и демитализованых зонах) 3) нормы содержащие хар-ку статуса отдельных категорий лиц (режим раненых и больных, военнопленных, гражданского населения и ин гр) 4) нормы запрещающие или ограничивающие применения в условиях военных действий оружия причиняющего излишние страдания людям, щрезмерные повреждения, либо имеющего неизбирательного действия. Источники право вооруженных конфликтов делим на универсальные и региональные. Основные: женевские конвенции от 12 авг 49г 1) об улучшении учести раненых и больных действующих армий 2) об улучшении учести раненых и больных и лиц потерпевших в кораблекрушении из состава вооруженных сил на море 3)об обращении с военноплеными 4) о защите гражданского населения во время войны. И 2 протокола: 1) дополнительный протокол женевской конвенции 77г о защите жертв международных вооруженных конфликтов 2) дополнительный протокол 77г о защите жерт вооруженных конфликтов не МП. Так же к числу универсальных док отн конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Эти документы направлены на установление прав лиц участвующих в конфликте. Конвенции запрещающие оружия массового уничтожения: онвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия.Так же конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения хим оружия, и о его уничтожении. Документы запрещающие или ограничивающие применение военных действиях некоторых видов обычного оружия. В частности это конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия кот могут считаться наносящими чрезмерное страдание, или имеющее неизбирательное действие 1981г. И протоколы к ней о необнаруживаемых осколках, о запрещении или ограничении применения мин, мин ловушек. О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия и об ослепляющем ядерном оружии. Конвенция СНГ о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов, соглашение принято в 93г.

  1. Правовая помощь.

К РФ гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. договорам (кон­венциям) о ПП регламен­тирует два вида д-сти: 1) обеспечение гр дого­варивающихся сторон и лицам, проживающим на их террито­риях, а также юр лицам прав и средств правовой защиты наравне с собственными гр и юр лицами; 2) развитие сотрудничества между учреждениями юс­тиции различных стран в целях оказания ПП. источниками являются договоры (конвенции) о правовой помощи и правовых отношениях. СССР заключил такие договоры почти с двумя десятками государств. В большинстве своем они в порядке пра­вопреемства применяются РФ; это догово­ры с Болгарией, Монголией, Венгрией, Чехословакией (ныне с Чехией и Словакией), Югославией. Конвенции СНГ от 22 января 1993 г. виды: 1) по градж и семейным делам (семейное, имущественное, наследственное) 2)угол вкл виды дейст­вий: 1) выдача лиц другому государству для привлечения к УО или для приведения приговора в ис­полнение; 2) осуществление уголовного преследования про­тив; 3) Передача предметов, кот использ при совер­шении преступления; 4) взаимное уведомление об об­винительных приговорах. Так же м.б передача осужденных. В договорах применяется термин "преступления, влеку­щие выдачу". К ним отнесены такие деяния, кот являются наказуемыми, наказание в виде лишения сво­боды на срок свыше одного года Выдача не производится, если: 1) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства; 2) на момент получения требования, согласно законодатель­ству запрашиваемого государства, преследование не допуска­ется вследствие истечения срока давности либо по иному за­конному основанию; 3) в отношении лица уже вынесен за то же преступление приговор на территории запрашиваемого государства или дело прекращено; 4) преступление по законодательству обоих государств пре­следуется в порядке частного обвинения. В договорах детально регламентируются вопросы проце­дуры выдачи.

В связи с установлением правила невыдачи граждан за­прашиваемого государства в договоры включены нормы отно­сительно обязанности осуществления уголовного преследова­ния запрашиваемым государством против собственных граж­дан, подозреваемых в совершении преступления на террито­рии запрашивающего государства, если последнее обращается с таким поручением. В таком случае запрашиваемое государст­во производит необходимые действия в соответствии со своим законодательством и информирует запрашивающее государст­во о результатах уголовного преследования.

Договор с Финляндией не содержит норм о выдаче, преду­смотрено лишь выполнение просьбы о возбуждении уголовного преследования. Подобный "пробел" присущ и Договору о пра­вовой помощи с КНР, однако заключенный в дополнение к нему Договор о выдаче подробно регламентирует эту форму право­вого сотрудничества, оговаривая, вместе с тем, последствия не­выдачи собственных граждан — возбуждение на основании просьбы уголовного преследования в соответствии со своим за­конодательством.

Особой формой правового сотрудничества, также связан­ной с решением вопросов правового положения личности в про­цессе межгосударственных отношений, является передача осужденных лиц в государство их гражданства для отбыва­ния наказания. В чем отличие такой передачи от выдачи для приведения приговора в исполнение? В обоих случаях межго­сударственной процедуре выдачи либо передачи предшествуют завершение .судебного разбирательства и вынесение обвинитель­ного приговора. Однако при выдаче имеется в виду приговор, вынесенный судом запрашивающего (требующего выдачи) го­сударства в отношении лица, оказавшегося на территории за­прашиваемого государства, но не имеющего его гражданства, а являющегося либо гражданином запрашивающего государства, либо гражданином третьего государства, либо лицом без граж­данства. При передаче предполагается приговор, вынесенный судом государства в отношении лица, совершившего преступ­ление, подпадающее под юрисдикцию этого государства, но яв­ляющегося гражданином другого государства, которое выража­ет согласие или намерение принять осужденного гражданина в целях отбывания им наказания в виде лишения свободы.

Как отмечено выше, известны две многосторонние конвен­ции. 19 мая 1978 г. была подписана и 26 августа 1979 г. вступила в силу Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению сво­боды, для отбывания наказания в государстве, гражданами ко­торого они являются. Участниками этой Конвенции стали госу­дарства, входившие в то время в Совет Экономической Взаимо­помощи, в том числе СССР (в порядке правопреемства — Рос­сийская Федерация). 21 марта 1983 г. в рамках Совета Европы была принята Европейская конвенция о передаче осужденных лиц.

Первая из названных конвенций содержит следующие наи­более существенные положения.

Согласно ст. 1, граждане каждого из государств-участни­ков, осужденные к лишению свободы в другом государстве, бу­дут по взаимному согласию этих государств передаваться для отбывания наказания в то государство, гражданами которого они являются.. Передача осужденного возможна после вступле­ния приговора в законную силу.

В соответствии со ст. 4, передача осужденного в порядке, предусмотренном Конвенцией, не производится, если:

а) по законодательству государства, гражданином которого является осужденный, деяние, за которое он осужден, не явля­ется преступлением;

б) в государстве, гражданином которого является осужден­ный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобо­ждено от наказания компетентным органом этого государства;

в) наказание не может быть исполнено в государстве, гра­жданином которого является осужденный, вследствие истече­ния сроков давности или по иному основанию, предусмотренно­му законодательством этого государства;

г) осужденный имеет постоянное место жительства на тер­ритории государства, судом которого вынесен приговор;

д) не достигнуто согласия о передаче осужденного на усло­виях, предусмотренных настоящей Конвенцией.

Назначенное осужденному наказание отбывается на осно­вании приговора суда того государства, в котором он был осуж­ден. Исходя из вынесенного приговора, суд государства, граж­данином которого является осужденный, принимает решение о его исполнении, определяя срок лишения свободы в соответст­вии с приговором. Часть наказания, отбытая осужденным в го­сударстве, судом которого вынесен приговор, засчитывается в срок наказания. Исполнение не отбытого до передачи осужден­ного наказания, а также полное или частичное освобождение от наказания после принятия решения об исполнении приговора производятся в соответствии с законодательством государства, которому передан осужденный.

Помилование осужденного осуществляется тем государст­вом, которому он передан для отбывания наказания. Амнистия после передачи осужденного осуществляется в соответствии с актами об амнистии, изданными в государстве, судом которого вынесен приговор, и в государстве, гражданином которого яв­ляется осужденный. Приговор в отношении осужденного, пере­данного государству, гражданином которого он является, мо­жет быть пересмотрен только судом государства, в котором вынесен приговор.

Существенное значение имеет норма ст. 11 Конвенции, со­гласно которой в отношении лица, переданного для отбывания наказания государству, гражданином которого оно является, наступают такие же правовые последствия осуждения, как и в отношении лиц, осужденных в этом государстве, за совершение такого деяния.

В связи с вступлением в силу этой Конвенции Президиум Верховного Совета СССР 10 августа 1979 г. принял Указ "О порядке выполнения обязательств, вытекающих для СССР из Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются". Указ ориентирован на совместное применение компетентными органами, в процессе выполнения предписан­ных Конвенцией действий внутригосударственных и междуна­родно-правовых норм. Он ввел в советское (ныне российское) 'уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство новые нормы: об исполнении приговора иностранного суда, процедуре такого исполнения, включая вы­несение специального судебного определения; о правовых по­следствиях для осужденного, переданного для отбывания нака­зания.

В Указе определены органы, наделенные необходимыми для выполнения правовых норм полномочиями.

В новой ситуации, связанной с прекращением существова­ния СССР и переходом к Российской Федерации и другим бывшим союзным республикам его обязательств по Конвенции 1978 г. применительно к соответствующим зарубежным госу­дарствам, возник пробел в регламентации такого рода действий во взаимоотношениях самих новых независимых государств. На­чата разработка по данной проблеме ряда двусторонних договоров.

Первым в серии такого рода двусторонних актов стал До­говор между Российской Федерацией и Латвийской Республи­кой о передаче осужденных для отбывания наказания (подпи­сан 4 марта 1993 г., вступил в силу 10 июля 1993 г.). Согласно Договору, условием передачи, как и по Конвенции 1978 г., явля­ется взаимное согласие обоих государств. Аналогично решены многие вопросы, в том числе вопрос об обстоятельствах, когда передача не производится, исключая ситуацию, когда осужден­ный имеет постоянное место жительства на территорий госу­дарства, судом которого вынесен приговор. По Договору не только амнистию, но и помилование вправе осуществлять как государ­ство вынесения приговора, так и государство исполнения при­говора. Подобные договоры заключены с Азербайджаном, Турк­менистаном, Грузией, Испанией и др.

38