Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мак-Вильямс Нэнси. Психоаналитическая диагностика.DOC
Скачиваний:
203
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
2.62 Mб
Скачать

Диссоциативноесобственное "я"

Наиболее яркой характеристикой собственного "Я" индивида с нарушением по типу множественной личности является следующее обстоятельство: оно фрагментировано на несколько отщепленных частичных собственных "Я", каждое из которых представляет не­которые функции*. В типичных случаях к ним относятся: лич­ность-хозяин (она наиболее очевидна, чаще обращается за лечением и имеет тенденцию быть тревожной, дистимической и подавлен­ной), инфантильные и детские компоненты, внутренние пресле­дователи, жертвы, защитники и помощники, а также части соб­ственного "Я", предназначенные для осуществления специальных целей (более подробно в Putnam, 1989). "Хозяин" может знать всех, некоторых или никого из них. Это относится и к каждой из частей собственного "Я", в свою очередь, тоже (Т. Tudor, лич­ная беседа, 19 июля 1993). Неопытным или скептичным людям бывает трудно понять, как дискретные и "реальные" части могут быть кажущимися как для самого диссоциирующего индивида, так и для осведомленных ок­ружающих. Однажды вечером я подняла телефонную трубку в тот момент, когда автоответчик начал записывать, и поняла, что раз­говариваю с "раздражительным ребенком", частью личности одной из моих пациенток. Она позвонила мне, чтобы рассказать о ранней травме, о существовании которой я подозревала, и спросить, почему для личности-хозяина важно знать о ней. На следующий день я рассказала клиентке о записи, и та попросила прослушать ее. Мы вместе внимательно прослушали мой разговор с этим диссоци-ированным аспектом ее собственного "Я". Ей самой было забавно заметить, что она совсем не чувствовала идентификации с детским голосом, рассказывавшим ее собственную историю, но вместо этого симпатизировала мне, голосу родительского разума (она сама была матерью), пытавшемуся убедить капризную маленькую девоч­ку в том, что я знаю: так для нее будет лучше. Перебирая все идентичности диссоциативного индивида в ка­честве темы сложной музыкальной композиции, можно обнаружить определенные "ядерные верования", порожденные детским абъю-зом. С. Росс, обсуждая "когнитивную карту" при нарушении по

*Если абъюзыначинаются в раннем детстве, правильнее будет сказать, что ин­теграция собственного "Я" пресекается в самой начальной точке.

429

типу множественной личности, суммировал эти глубинные веро­ вания следующим образом:

1. Различные части собственного "Я" являются разделен­ ными и разобщенными.

2. Жертва несет ответственность за абъюз.

3. Нельзя показывать гнев (фрустрацию, неповиновение, критическое отношение и т.д.)

4. Прошлое — это настоящее.

5. Главная личность не может содержать воспоминания.

6. Я люблю своих родителей, но "она" их ненавидит.

7. Главная личность может быть наказана.

8. Я не могу доверять себе или другим. (Ross, 1989)

Затем Росс расчленяет каждое из этих верований, показывая со­ ставляющие их убеждения и неизбежные экстраполяции. На­ пример:

2. Жертва несет ответственность за абъюз.

а) Конечно, я очень плохая, иначе бы этого не слу­чилось.

б) Если бы я была совершенной, этого бы не случилось.

в) Я заслуживаю наказания за свою злость.

г) Если бы я бьыа совершенной, то я бы не злилась.

д) Я никогда не чувствую злости — это "она" злая.

е) Она заслуживает наказания за то, что позволила про­изойти абъюзу.

ж) Она заслуживает наказания за то, что показывает свою злость.

Литература последнего времени по нарушению в виде множе­ственной личности содержит обширную информацию о том, как создать доступ к частям личности и как ликвидировать амнестические барьеры таким образом, чтобы эти части могли в конце кон­цов интегрироваться в одну личность со всеми воспоминаниями, чувствами и ценными качествами, которые прежде были секвест­рированы (изолированы) и недоступны. Главный факт, о котором терапевту следует помнить постоянно — "каждый" из них и есть

430

пациент*. Даже самая неприятная преследующая часть личности является ценной, потенциально адаптивной для пациента**. Даже если части неочевидны, следует предположить, что они слышат в данный момент, и необходимо обращаться к их интересам, разго­варивая "посредством" достижимой личности (Putnam, 1989).