Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
языкоз экз.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
97.93 Кб
Скачать
  1. Типологическая классификация языков.

При сравнении структур родственных и неродственных языков обнаруживается их сходство, обусловленное не генетически, а общностью структуры

Типологическая классификация – объясняет сходства изоморфами языковых типов (через структурную аналогичность). Формальная классификация – критерий зависит от произвола исследователя, результаты множественны, в зависимости от критерия языки попадают в разные группы. Предмет классификация: структурные элементы языкового изоморфизма не зависящие от процессов конвергенции и дивергенции.

Типологические исследования интенсивно развивались в течение XIX в. и фиксировались с так называемых морфологических классификациях (А. и Ф. Шлегели, В. фон Гумбольдт):

  • Изолирующие (корневые, аморфные) языки. Слово в них морфологически специфично: грамматическое значение выражается за пределами слова, которое, как правило, не меняет своей материальной оболочки. Для таких языков характерно слабое противопоставление служебных и знаменательных слов. Отношения между словами передаются, как правило, синтаксически: порядком слов, служебными словами, ритмом, интонацией.

  • Агглютинативные (агглютинирующие) языки. Грамматические отношения в этих языках выражаются посредством специфических аффиксов, которые, обладая определенным значением, выражают его, соединяясь с разными типами основ. К агглютинативным языкам относятся тюркские, финно-угорские, банту и др. Каждый аффикс имеет только одно грамматическое значение.

  • Флективные - языки характеризуются широким использованием самых разнообразных аффиксов для выражения отношений между словами, специализированными по частям речи. К флективным языкам относятся все индоевропейские и семито-хамитские языки, мертвые ассирийский, финикийский, коптский, банту и др. Среди аффиксов, использующихся для выражения грамматических значений во флективных языках, большое значение имеют как внешняя, так и внутренняя флексия. Внешняя флексия – служебная морфема, находящаяся за пределами основы и служащая для выражения грамматических значений и синтаксических отношений данного слова к другим: степьð, степям, степей, читаем, играешь, звонкий и т.д.

Внутренняя флексия (флексия основы) – это изменение звукового состава корня, выражающее различие грамматических значений словоформ: посылать / послать, еаt / ate, give / gave, fahren / fuhr.

  • Полисинтетические, или инкорпорирующие языки. Предложения образуются путем сложения корней-основ отдельных слов и служебных элементов. «В таком слове-предложении соединяется в одно целое ряд отдельно употребляемых слов, включенных в данном случае в один словесный комплекс с единым содержанием основы…, конкретизируемой целым рядом определений» [16, с.85]. Части такого слова-предложения выполняют одновременно функции элементов слова и членов предложения. Вначале ставится подлежащее, в конце – сказуемое, а между ними вставляются элементы, соответствующие дополнению, обстоятельству, определению во флективных языках. Впервые инкорпорирующие языки выделил в 1822 г. В. фон Гумбольдт. Он отмечал, что в этих языках предложение является и словом, и предложением одновременно.

Морфологическая классификация имеет ряд недостатков. Она не объясняет путей исторического развития отдельных групп языков. Все попытки показать, какие закономерности наблюдаются в переходе языков, например, от корневого состояния к агглютинативному и т.д., не привели к положительным результатам. Вместе с тем отмечены отдельные случаи наличия элементов того или иного морфологического строя в системе другого. Вероятно, это следствие того, что чистых морфологических типов языков обычно не существует, они взаимодействуют между собой. Разделение языков мира на группы по морфологическим признакам привело некоторых ученых к выводу, что флективные языки занимают высшую ступень развития.

Задача классификации Э. Сепира – выразить лексическое многообразие языков в виде определенной иерархической лесенки, все ступени которой взаимосвязаны. Такая типология позволяет учитывать различные принципы и строить иерархию морфологических признаков. Э. Сепир выделяет типы языков на основании трех критериев: типы выраженных понятий; техника выражения отношений; степень синтеза в грамматике.

Г.А. Климов выделяет 4 языковых типа: классный, активный, эргативный, номинативный, отмечая, что, во-первых, названные типы не исчерпывают всей совокупности контенсивно-типологических систем, могущих быть на лингвистической карте мира, во-вторых, что «могут существовать и такие языковые типы, которые в силу каких-то обстоятельств… в исторически засвидетельствованных языках оказываются нереализованными» [20, с. 79], в-третьих, что выделенный им ранее нейтральный тип языков может оказаться реконструированным, а не реально представленным среди современных языков.

Классный тип объединяет языки Центральной Африки (семья банту: суахили, шамбала, зулу, сото, шона, конго и др.). Специфика языков этого типа заключается в следующем.

  • Имена существительные разбиты на многочисленные семантические классы (предметы длинные и круглые, класс людей, растений и т.д.). Эти классы отличаются грамматически, имеют системные грамматические показатели и не тождественны лексико-семантическим группам, которые могут иметь различные морфологические показатели: тарелка, блюдце, рюмка, фужер, бокал, супница – посуда и под.

  • Противопоставлены одушевленные и неодушевленные имена.

  • Имя и глагол грамматически отделены и лексикализованы.

  • Глагол имеет ряд специфических признаков, распределяется по двум типам: глаголы ситуации и качества (убегать, краснеть).

  • В классе имен существительных морфология и словообразование не отделены.

  • Имеются два типа предложений в синтаксисе, два типа дополнения.

Активный тип объединяет языки Северной Америки – сплошной ареал в северо-западной части Канады и на Аляске: семья на-дене (хайда, тлингит, эяк, атапаскские), группа сиу (дакота, ассинибойн, катавба, понка, тутело), группа мускоги, или галф (хичити, мускоги, коасати, чоктав)

Специфика языков этого типа заключается в следующем.

  • Имена существительные подразделяются на два класса: а) активные (люди, животные, растения); б) инактивные (все остальные);

  • Соответственно в глаголах выделяется два класса: активные (типа кричать) и статальные (глаголы качества, состояния типа побелеть, спать).

  • В синтаксисе отмечены активная и инактивная конструкции. Активная включает подлежащее – имя активного класса и сказуемое – активный глагол: Человек кричит. Инактивная включает подлежащее – имя инактивного класса и сказуемое – статальный глагол: Камень лежит.

Эргативный тип широко распространен; к нему относятся баскский, абхазо-адыгейский, нахско-дагестанские; древние языки Передней Азии (хуррито-урартские, шумерский); китайско-тибетские (бирманская группа); папуасские, австралийские, чукотско-камчатские, эскимосо-алеутские; Специфика языков этого типа заключается в следующем.

  • Имена существительные подразделяются на класс субъектов и класс объектов.

  • Глагольные лексемы четко делятся на а) класс транзитивных глаголов (передают действие, направленное на объект), б) класс интранзитивных глаголов (передают действия, замыкающиеся в субъекте).

  • В синтаксисе противопоставлены эргативная (с транзитивными глаголами) и абсолютная (с интранзитивными глаголами) конструкции.

  • Дифференцируются прямые и косвенные дополнения.

  • Противопоставлены личные аффиксы глаголов.

  • В именной морфологии отмечена та же оппозиция (эргативная и абсолютная).

Номинативный тип языков включает индоевропейские, семито-хамитские, дравидийские, уральские, тюркские, монгольские, тунгусо-манчжурские, японские, корейские, большинство китайско-тибетских и др.

Лексическая система организуется по двум принципам: 1) имена существительные не распределяются по содержательно определенным классам, 2) глаголы разбиты, как в эргативных языках, на транзитивные и интранзитивные, но есть отличие: в номинативных языках это противопоставление отражается за пределами глагольной словоформы.