Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по философии. для УМК. Составитель П.Е.В...doc
Скачиваний:
70
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
1.67 Mб
Скачать

7. 2. Понятие истины. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины

Проблема истины является центральной в гносеологии. Интерпретация этой темы требует ответа на два вопроса:

– Каковы средства и пути достижения истины, т.е. познавательные способности человека?

– Каковы формы существования истины?

Поиски ответа на вопрос о формах существования исти­ны привели к созданию целого спектра философских кон­цепций, конфликтующих между собой. Известный исследо­ватель гносеологической проблематики В. Ильин предлагает различать два принципиальных подхода к истине: онтоло­гический и гносеологический. Наиболее древний из них – онтологический. В рамках этого подхода истина рассматри­вается как особого рода бытие. Примером онтологического отношения к истине является философия Платона. Платон понимал истину как одну из идей, существующих автоном­но от человека в особом царстве мысли. Истина, как и дру­гие эйдосы, обладает собственным онтологическим стату­сом и не нуждается в человеке для своего проявления.

Другим примером онтологизма является теологическое представление о Боге как единственной истине. В совре­менной философии к онтологизму тяготеет феноменологи­ческая концепция Э. Гуссерля. Суть онтологизма неза­висимо от различных вариаций внутри этой парадигмы, остается одной и той же: истина есть независящая от субъекта реальность, либо одна из составляющих бытия, либо бытие в своей полноте.

Онтологизму противостоит гносеологическое понимание истины как особого свойства знания. В рамках этой концепции истина есть характеристика знания, не существующая в отрыве от него, а значит и от познающего субъекта, этим знанием обладающего. Именно гносеологическая парадиг­ма получила наибольшее распространение в философии.

Общепризнанной в рамках гносеологизма является клас­сическая концепция истины, истина есть соответствие зна­ний действительности. Классического понимания придер­живаются как идеалисты, так и материалисты. Различие в материалистической и идеалистической трактовках наблю­дается в вопросе о том, что такое действительность. Если бытие понимается как материя, то реализуется материалис­тический вариант классической концепции истины, если бытие понимается как сознание, дух, то – идеалистиче­ский. Классического понимания истины придерживались Д. Локк, Б. Спиноза, философы-просветители, Г. Гегель и диалектические материалисты.

В классической концепции истине приписывается ряд характеристик. Объективность истины предполагает неза­висимость содержания истинного знания от познающего субъекта. Если по содержанию истина объективна, то по форме она всегда субъективна. Истинное знание существует только через человека и выражается в субъективной, инди­видуальной форме. Субъективность истины связана с пони­манием ее как свойства знания, а не самого бытия, суще­ствующего вне субъекта.

Абсолютность истины понимается как ее полнота, бе­зусловность и окончательность. «Абсолютным» счи­тается такое знание, которое сохраняет свое содержание в любую историческую эпоху. Абсолютность истины, кроме того, понимается как идеал знания, к которому движется человечество в бесконечной череде поколений. В качестве такого идеала абсолютная истина существует как норма­тивный, регулятивный принцип познавательной деятельно­сти, но не как реальное содержание знания.

В реальном познании истина существует в относитель­ной форме. Относительность истины означает ее непол­ноту, незавершенность, условность. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраня­ются или ограничиваются определенной сферой своего применения.

Единство относительности и абсолютности, объектив­ности и субъективности в знании определяет еще одно свойство истины – динамичность.

Истина динамична, по­скольку абсолютное содержание в ней существует через относитель­ность, а объективное через субъективность. Отсюда вытекает следующее свойство истины – её процессуалъностъ. Ис­тина процессуальна, поскольку существует в движении не как окончательный результат познания, а как сам процесс познания, последовательное, преемственное движение по­знания от менее совершенных форм к более совершенным формам.

Конкретность истины означает, что не существует неиз­менной для всех ситуаций истины, истинное знание спрое­цировано на те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени. Конкретность истины связана с ее относительностью и историчностью.

В рамках гносеологической парадигмы помимо класси­ческой концепции истины существует и ряд других. Так, например, конвенциональная концепция истины, получив­шая широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между членами научного сообщества. Прагматическая концепция истины отождеств­ляет свойство истинности с полезностью знания, истинным признается такое знание, которое ведет к успеху. Когерент­ная концепция истины понимает ее как свойство самосогла­сованности знания, которая устанавливается на разных уровнях: внутри теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элемента­ми духовной культуры. Истинным в рамках когерентной концепции признается такое знание, которое вписывается в уже существующую систему общепринятого знания.

Неклассические концепции истины получили широкое распространение в современной философии, которая столк­нулась с рядом проблем, связанных с классическими пред­ставлениями о разуме, науке и человеке. В неклассических концепциях есть свой объективный фундамент: они указы­вают на такие свойства истины, о которых умалчивает клас­сическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность.

Тема разграничения истины и знания чрезвычайно важ­на для гносеологии. Понятие «знание» часто неправомерно отождествляется с понятием «истинное знание». Следствием подобного отождествления являются такие определения: знание – результат познания, характеризующийся сознанием истины;

и знание – истинный познавательный образ и др.

Конечно, всякая истина есть знание, но не всякое знание есть истина. Знание может существовать и в форме заб­луждения. Категория «знание» характеризует принадлеж­ность человеку определенной информации и частичную осознанность этой информации. Знание в форме заблужде­ния – это информация о том, чего нет в действительности, но что человек мыслит или представляет как существую­щее. Понятно, что знание в форме заблуждения не имеет отношения к истине, противоречит ей, но при этом остает­ся знанием.

Отождествление истинного знания и научного знания также неправомерно. Наука, ориентируясь на получение объективного истинного знания, включает в себя массу не­истинного. Неистинным или недоказанным является гипо­тетическое научное знание, недоказанные теоремы, пара­доксы и т.п. Однако такого рода знание, несмотря на свою возможную неистинность, не может быть исключено из на­уки. Как раз за счет гипотетического, парадоксального зна­ния, требующего дополнительной проверки и уточнения, происходит развитие науки. В заключение следует сказать, что истина может суще­ствовать не только в форме научного знания, но и во вненаучной форме: в обыденном знании, религии, искусстве, философии.