Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по философии. для УМК. Составитель П.Е.В...doc
Скачиваний:
70
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
1.67 Mб
Скачать

3. 9. Движение как способ существования материи

Многообразие мира можно объяснить, предположив су­ществование в нем движения. Быть – значит быть в движе­нии, неподвижное бытие не может обнаружиться, поскольку не вступает во взаимодействие с другими фрагментами мира, в том числе и с человеческим сознанием. Познание есть один из вариантов такого взаимодействия.

Уже элеаты обратили внимание на противоречивый ха­рактер движения и связали вопрос о движении с определен­ными представлениями о пространстве и времени. Зенон сформулировал свои знаменитые апории, показывающие не­возможность мысли о движении. Наиболее известными яв­ляются апории «Ахилл и черепаха» и «Летящая стрела». Содержание апории «Ахилл и черепаха» следующее. Черепаха и Ахилл один из лучших бегунов античной Греции – находятся в точке «А». Черепаха начинает движе­ние чуть раньше Ахилла. За некое время черепаха прохо­дит расстояние «Т» и оказывается в точке «В». В этот момент начинает движение Ахилл. Однако, когда бегун окажется в точке «В», черепаха проползет еще некоторое расстояние и доберется до точки С. За то время, пока человек доберется до точки С, черепаха вновь уйдет вперед, и т.д. Как бы ни был быстр Ахилл, ему всегда понадобится некоторое вре­мя, чтобы достичь точки, где до этого была черепаха. И как бы медленно ни двигалась черепаха, она всегда пройдет некоторое расстояние за то время, пока Ахилл достигнет точки, где она только что была. Таким образом, делает вы­вод Зенон, Ахилл никогда не догонит черепаху, поскольку мы не можем это помыслить. Если бытие и мысль об этом бытии – одно и то же, то невозможность мысли о движе­нии, свидетельствует о невозможности самого движения, утверждает Зенон.

В апории «Летящая стрела» философ рассматривает со­отношение движения и покоя. В каждый конкретный мо­мент времени, рассуждает он, стрела находится в какой-то конкретной точке пространства, т.е. покоится, но наши чувства свидетельствуют, что стрела движется. Следова­тельно, наша мысль вступает в противоречие с чувствами, но поскольку бытием является мысль, то свидетельства чувств, следует отбросить. Таким образом, резюмирует Зенон, движение невозможно.

Доказательства Зенона, некоторое время считавшиеся бесспорными, сводятся к двум пунктам: логически невозможно мыслить множественность вещей; допущение движения приводит к противоречию.

Уже Аристотель начал критику учения элеатов и тех представлений, которые привели их к выводу о немыслимости движения. Во-первых, – говорит Аристотель, – Зенон смешивает актуальную и потенциальную бесконечность. Во-вторых, даже если пространство и время бесконечно дели­мы, это не означает, что они существуют раздельно друг от друга.

Проблема внутренней активности материи, которая для античных философов решалась простым утверждением о взаимодействии стихий и наличии в космосе противополож­ных начал, вышла на первый план в философии Возрожде­ния. В это время появилась концепция всеобщей одушевлен­ности материи – панпсихизм. Близким ему по смыслу стало объяснение активности материи через наделение ее жизнью – гилозоизм. Эти версии ответа на вопрос о при­чине изменений предполагали растворение в материи ду­ховного начала, которое понималось как душа или жизнь.

Философы-механицисты, отождествив материю с кос­ным веществом, вынуждены были искать другой ответ на вопрос об источнике движения. В XVII—XVIII веках широ­кое распространение получил принцип деизма, согласно которому Бог сотворил мир и больше в дела этого мира не вмешивался, Вселенная продолжала существовать самосто­ятельно, подчиняясь естественным законам. Деизм пред­ставляет собой светскую, секуляризованную версию рели­гиозной концепции первотолчка, с помощью которого Бог завел «часовой механизм» Вселенной.

Диалектические материалисты, сведя все бытие к мате­рии и отказавшись от отождествления ее с любыми конк­ретными проявлениями, предложили свой ответ на вопрос об источнике движения. Современный материализм утверж­дает, что источник активности материи находится в ней са­мой, причиной самодвижения материи признается взаимо­действие противоположных начал. Внутренняя противоречи­вость материи определяет ее способность к саморазвитию. Материя предстает как постоянно изменяющаяся целост­ность, неуничтожимая количественно и качественно. Одна форма движения переходит в другую, формируя новые ва­риации одного и того же материального мира.

Итак, движение – один из атрибутов материи, способ ее существования. В мире нет материи без движения и движе­ния без материи. Движение понимается как любое возмож­ное изменение, существующее в бесконечно многообразных формах. Таким образом, в диалектическом материализме подчеркивается всеобщий характер движения и исключает­ся ошибка редукции его к одному конкретному виду. По­кой рассматривается как относительно устойчивое состоя­ние материи, одна из сторон движения.

Для уточнения вопроса об изменении строится концеп­ция типов изменчивости. Выделяются количественные и качественные изменения. Количественные изменения связа­ны с переносом материи или энергии, однако не пре пола­гают изменения структуры объектов. При количественных изменениях качество объекта остается неизменным для внешнего наблюдателя. Качественные изменения, напротив, связаны с преобразованием внутренней структуры объекта.

Последовательные, необратимые качественные измене­ния называются развитием. Развитие, в свою очередь, мо­жет быть прогрессивным или регрессивным. Прогресс – развитие, сопровождающееся повышением уровня организа­ции объекта или системы, переход от менее совершенного порядка к более совершенному порядку, то есть, от низшего к высшему порядку. Регресс – раз­витие, сопровождающиеся понижением уровня организа­ции объекта или системы, переход от высшего порядка к низшему порядку.

В диалектическом материализме говорится также о раз­личных формах движения материи. Ф. Энгельс выделяет пять таких форм: механическую форму движения материи, физическую, химическую, биологическую и социальную. Все формы движения связаны и при определенных условиях трансформируются друг в друга. Каждая из форм движения связана с определенным материальным носителем: механическая – с макротелами, физическая – с атомами, химическая – с молекулами, био­логическая – с белками, социальная – с человеческими индивидами и социальными общностями.

Дальнейшее развитие естественной науки внесло суще­ственные коррективы в предложенную Ф. Энгельсом кон­цепцию форм движения материи. Так, советский исследова­тель Б. Кедров исключил из классификации механическую форму движения на том основании, что механическое дви­жение не является самостоятельной формой, а есть резуль­тат взаимодействия нескольких структурных уровней орга­низации материи. Кроме того, механическое движение, называемое Ф. Энгельсом самым простым, оказалось на деле не менее сложным, чем другие. В концепции Б. Кедро­ва физическая форма движения распалась на субатомарную и супратомную, соответствующие микро и макроуровням физических процессов. Биологическая форма движения в свою очередь преобразовалась в сложную последовательность биологических уровней, которая включала до-клеточный уровень, клеточный, уровень многоклеточных организмов, уровень популяций и биоценозов. Изменилось также представление о материальных носителях разных форм движения.

Признание движения неотъемлемым свойством материи позволяет конкретизировать принцип материального един­ства мира и объяснить многообразие чувственных вещей как изменчивых форм существования единой материи.