Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Mark_n_39_Mrik_in_da_mix.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
390.7 Кб
Скачать

15.Славяне и тюрки.

В 6-8 вв тюрки – это малый этнос, возглавивший объединенные территории Маньчжурии на Востоке до Босфора на запад. Тюркский каганат стал создателем первой евразийской империи, опыт которого был повторен в 8 веке монголами, а в 18-19 вв – Российской империей. В начале 7 века произошел раскол на западную и восточную части. В результате в середине 8 века каганат погиб: на месте восточной части сформировался Уйгурский каганат, а на месте Западно-тюркского каганата после 630 г. возникли Хазарский каганат и Великая Болгария. В 6-7 веках хазарки сочетались с тюрками, а те приняли к себе царевича из рода Ашина – правящей династии Тюркского каганата. Это была этническая “ксения”: тюрко-хазарские метисы заняли место военных вождей и жертвовали ради новой родины, так как старая уже была растерзана. Тюрки включились в этногенез хазар как компонент.

В 9 веке происходили события совсем иного рода. Постепенно проникшие в систему представители еврейского этноса после переворота Обадии установили такой режим, который сделал иудейскую общину господствующим классом в Хазарии, тюркского хана из рода Ашина – марионеткой, а господствующей религией - иудаизм. Ассимиляции не возникало, два этноса, живя в одном ареале, являлись друг для друга инородными телами – так на месте этнической ксении сформировалась суперэтническая химера. Причем данная этническая система была достаточно жесткой, что обеспечивалось искусственно “законсервированной” пассионарностью евреев, которые не делились своей энергией и не растрачивали ее. В такой ситуации не допускался пассионарный перегрев, однако, система, ввиду своей жесткости, была очень хрупкой. Известно, что жесткие системы приспособлены лишь для определенных локальных условий, в которых они действуют с максимальной выгодой, но малейшее изменение ситуации может их сломать.

Господство варягов над пришедшими в Восточную Европу в 8 веке славянами продлилось с 882 по 944 год. В качестве надежного союзника варяги видели хазар. Однако рассчет варяг был ошибочным, и инициатива оказалась в руках хазар-иудеев, использовавших варяг с их дружинами, а что самое главное, подчиненных варягами славян, чья боеспособность была общеизвестной. Ради своих корыстных целей каган Хазарии и конунг Киева бросали славянских юношей на гибель.

Как будет описано далее, в результате засухи, настигшей степи в 10 веке, сильно пострадали кочевые племена, но не хазары, для которых подешевевшее мясо и слабость врагов были только на руку. Это привело к росту их активность в 10 веке. И если в середине 9 века хазарские евреи договаривались с норманнами о разделе Восточной Европы, то к началу 10 века они захватили почти ее всю, в том числе в состав Хазарии вошли и славянские племена.

Около 900 года купеческая организация рахдонитов (еврейское купечество) стала гегемоном Восточной Европы. Изолированное княжество киевских варягов стало вассалом общины хазарских иудеев, которая использовала русов и славян в войнах с христианами и мусульманами-шиитами, подавляя возмущения язычников руками наемников-мусульман-суннитов. Уже в начале 10 века русский флот оперирует на Каспии против врагов хазарского царя.

После 900 года диргемы, арабские монеты, использовавшиеся хазарами за неимением своих, появляются в кладах Русской земли, что показывает на включение ее в экономическую систему Хазарии. Это была не военная добыча, так как победы всегда фиксировались в летописях. Это была награда за услуги на Каспии в 909-910 гг., за подавление древлян в 914 г.. за войну с печенегами в 920 г., за предательство хазарского царя Вениамина в 913 г.

Варяжское правительство не могло быть популярным среди славян, Олега рассматривали как хитрого политика и сборщика дани.

В 867 году произошло первое крещение Руси. Ввиду роста силы Византии, с которой должны была считаться Хазария и союзниками которых можно было рассматривать всех православных христиан,приобщение Руси к православию остановило именно варяжское правительство, вынужденное подчиняться хазарам. Попытки русов освободиться от союза с хазарами путем сотрудничества с естествеными врагами иудеев византийцами были жетоко пресены хазарами.

Древние славяно-русы в 10 веке были пассионарным этносом: надлом, связанный с варяжской узурпацией, унес много жертв и принес немало позора, но не полностью уничтожил пассионарный генофонд. К середине 10 века вся фактическая власть сосредоточилась в руках либо славян, либо ославяненных россов. После смерти Игоря Ольга и Свенельд, ставший главой правительства, восстановили славяно-русскую традицию и вернули Русь на тот путь, по которому она двигалась до варжяской узурпации. Как только надобность в варягах миновала, от них избавились, славянски элемент восторжествовал и над норманнским, инад россомонским, сохранив от последнего толкьо название. Смена веры в 988 году позволила покончить с северными заморскими традициями, и Русь вступила в инерционный период этногенеза.

Хазарский царь Иосиф вряд ли был доволен переходом власти в Киеве из рук варяжского конунга к русскому князю, но ввиду осложнивших положение еврейской общины Итиля обстоятельств, от похода на Русь он воздержался. А Ольг в 957 году отправилась в Константинополь, и, приняв там крещение, заключила тесный союз с Византией, естественным врагом иудейской Хазарии. Сразу после крещения Ольги Хазария начала против Руси войну. Но дружба с Византией обеспечила Руси союз с печенегами, и в решающий момент войны с Хазарией печенеги были на стороне киевского князя. В 965 году Хазарская держава пала, рагромленная Святославом.

Гибель иудейской общины Итиля дала свободу хазарам и всем окрестным народам. Хазарский каганат исчез не только как государство, но и как важный элемент системы международных связей: политических, экономических, религиозных и даже этнических – союзникам погибшей Хазарии стало плохо.

С распадом хазаро-иудейской химеры пути хазар и иудеев разошлись навсегда. Потомки древних хазар в долине Дона приняли наименование “бродники”. Их потомки впоследствии сменили этноним на “казаки”: тесные связи с Черниговским княжеством, русский язык, православие, принятое еще в 9 веке, позволили им войти в русский этнос как один из субэтносов.

Проводя аналогию между отношениями хазар и иудеев и славян и варяг, можно было бы задаться вопросом, почему в 9 веке на Руси не возникло химеры. Однако ситуации были разными: варяги были полиэтничны, кроме того были оторваны от старых традиций, так как были выброшены с родины взрявом пассионарности. Стоит также заметить, что пассионарность славян и варяг была равной – пошел процесс метисации. Славяне, переживавшие надлом, имели еще достаточно энергии, чтобы нейтрализовать варяг, от которых осталось только название династии – Рюриковичи.

Славяне и кочевники

Славяне и печенеги

К началу 10 века западную часть Великой Степи населяли три кочевых тюркоязычных народа: гузы (торки), канглы (печенеги) и куманы (половцы), именующиеся еще кыпчаками. Печенеги не ладили ни с торками, ни с половцами – в Великой Степи шла трехсторонняя война. Неожиданные перемены вызвала постигшая степную зону Евразии в 9-10 веках засуха. Сильне всего пострадали степи современного центрального Казахстана. Печенеги были вынуждены покинуть родину и переселиться на берега Днепра, Донца и Дона. Здесь они оказались между греками, болгарами и русами. Впервые печенеги столкнулись с русичами в 915 году. Печенеги заключили союзы с русами и греками и обеспечивали безопасность торговли между Киевом и Херсонесом.

Отношения между русичами и печенегами испортились в ходе русско-византийского конфликта 968 года, когда византийцы смогли “натравить” печенегов на Киев. Однако, так как произошло недоразумение: в Киеве не знали о намерениях Святослава идти войной на Константинополь – княгине Ольге удалось уговорить печененгов отступить.

Убийство Святослава в 972 году печенегами, по мнению Гумилева, было спровоцировано не византийцами, а киевлянами. Предпринимаемые Святославом многочисленные походы истощали силы государства, кроме того, Святослав был ярым язычником и с насмешкой относился к вере Ольги. Приговор он себе подписал сам, направив в Киев приказ сжечь церкви и обещание учинить репрессии против христиан Киева. Следует учесть, что христианская община еще при жизни Ольги играла ведущую роль в городе.

При князе Владимире печенеги выступали прежде всего как союзники Византии. Пришедший после Владимира к власти Святополк, пытаясь достичь мира с Византией, решил помириться с печенегами. Но эти меры оказались запоздалыми: среди печенегов уже распространился ислам, и они стали врагами православия. Кроме того, смещение циклонов привело к осадкам в регионе, высохшем за 10 век. Результатом стало усиление кочевников – печенеги от защиты кочевий перешли к нападению на соседей. В 1036 году печенеги неожиданно напали на Русь, где были отброшены Ярославом, и на Византию. Печенеги-мусульмане, заручившись поддержкой тюркменов-сельджуков (принявшие ислам гузы), теснивших Византию с востока, вплоть до 1091 года были кошмаром империи. В 1091 году печенегов разбили половцы.

Славяне и торки

В союзе с Русью были гузы-тюрки, не принявшие ислам и называемые в русских летописях торками. Но с повышением увлажнения степей в 11 веке изменилось поведение и торков. Как печенеги в 1036 году, торки напали на Русь в 1049 году. Война с торками длилась до 1060 года, пока они не были разбиты войсками трех Ярославичей и не отошли к Дунаю. В 1064 году торки попытались взять Константинополь, но встретились с заклятыми врагами печенегами – остатки торков вернулись на Русь и попросили убежища у киевского князя. Они были расселены по южной границе Руси, на правом берегу Днепра, и стали верными союзниками волынских князей, образовав “торческий пояс”. Их главной задачей стала охрана границ Руси против третьего кочевого этноса – половцев.

Славяне и половцы

Половцы меньше всех пострадали от засухи в степи 10 века. Им удалось сохранить поголовье скота и коней, а значит и военную мощь. Когда в 11 веке степная растительность вновь появилась к югу и юго-западу, половцы двинулись за ней, без особых усилий одерживая победы над изнуренными засухой торками и печенегами. К середине 11 века они вышли в низовья Дона, Днепра и Днестра.

Сравнительно легко одерживая победы над торками и печенегами, половцы попытались одержать верх и над русскими: с 60х гг. 11 века начинаются столкновения. Однако выяснилось, что половцы опасны в коротких набегах и стычках конных отрядов, но вести борьбу с русскими укрепленными городами и русской пехотой им сложно, поэтому они пошли на союз с русскими. Половецкие набеги коснулись лишь 1/15 территории Руси. Первым из русских князей, использовавших половцев-наемников, был Владимир Мономах: в 1076 году он повел их на Полоцк и разрешил грабить полоцкие земли. Окончательно русско-половецкие отношения вступили в симбиоз в первой половине 12 века, а через столетие русские и половцы выступили как союзники в борьбе с внешними врагами: крестоносцами, сельджуками и монголами.

По сути, Гумилев утверждает, что в 12-13 веках Половецкая земля и Киевская Русь составляли одно полицентрическое государство, что было выгодно обоим этносам. Уже в начале 12 века многие половцы, порой целыми родами, переходят в христианство.

Кочевое хозяйство не может существовать вне связи с земледельческим из-за обоюдной важности обмена продуктами. Потому наряду со столкновениями постоянно наблюдаются примеры содружества: печенеги после рагрома 1091 года оседают в Добрудже и становятся союзниками Византии, торки селятся на правобережье Днепра и становятся пограничной стражей киевских князей, половцы после первых столкновений с русичами становятся союзниками Черниговского княжества.

Гумилев отвергает концепцию борьбы “леса со степью”, начало которой положил С.М. Соловьев, а продолжил В.О. Ключевский, Г.В. Вернадский и Б.А. Рыбаков. Более детальные исследования показывают, что оптимальные условия для становления культуры и процветания хозяйства возникают в зонах контактов различных ландшафтов. Аборигены леса и степи научились жить в этническом симбиозе, обмениваясь лишними продуктами труда, и не образовывали химер, несмотря на частые смешанные браки. Оба этноса – русичи и половцы – жили за счет природных ресурсов своего региона и потому были ограничены пределами своего ландшафта.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]