Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
filosofia_shpora (2).docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
223.45 Кб
Скачать
  1. Раціоналізм. Філософські погляди р. Декарта, б. Спінози, г. Лейбніца. Вчення про субстанцію.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio— разум) — филос. учение, согласно к-рому разум является основой бытия (онтологич. Р.), познания (гносеология. Р.), морали (этич. Р.). Р. противостоит иррационализму и сенсуализму.

Рене Декарт — франц. ученый и философ. Осн. черта филос. мировоззрения Д.— дуализм души и тела, «мыслящей субстанции» и «протяженной» (материальной) субстанции. В своей космологии, космогонии, физике, физиологии Д.—материалист. В то же время в психологии (в учении о душе), теории познания, в учении о бытии Д. оставался идеалистом. Учение Д. о матери и, или о телесной субстанции, сложилось в зависимости от математич. и физич. исследований. Осн. мысль этого учения состоит в отождествлении материи с протяжением, или пространством. Из всех чувств. качеств, по Д., объективно существует и действительно принадлежит материальным предметам только протяжение в длину, ширину и глубину. Материя Д.— не столько вещество физики, сколько пространство стереометрии, поскольку лишь последнее не зависит от сознания и обусловлено только необходимым характером ее субстанции. Несмотря на абстрактно-геометрич. характер этой концепции, теория материи Д. привела его к ряду важных выводов: мировая материя (пространство) — беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до беспредельности. Два первых вывода опрокидывали ср.-век. представление о конечности мира и об иерархии его физич. элементов, два последних наносили удар возрожденной во времена Д. античной теории атомов, к-рая мыслила мир,как состоящий из абсолютно неделимых частиц, разделенных пустотами.

по Д., человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с волящей и мыслящей душой. Взаимодействие между телом и душой совершается, по предположению Д., посредством особого органа — т.н. шишковидной железы. По Д., тело человека (так же, как и тело животных) есть не что иное, как сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механич. воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения. Материалистич. физиология Д. выступала в

противоречивом сочетании с учением о нематериальности человеч. души. По Д., сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Наличие сознания у животных Д. отрицал.

В кругу вопросов философии, к-рые разрабатывал Д., первостеп. значение имели вопросы о задаче и о методе познания. Исходный пункт филос. рассуждений Д.—сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знавия. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли мое тело. Но само мое сомнение во всяком случае существует. Но сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, таким образом, сомнение—достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, лишь поскольку я сам существую в качестве мыслящего. Весь этот ход мысли Д. резюмирует в положении: «Я мыслю, следовательно я существую»— «Cogito ergo sum» . Это учение есть идеализм, состоящий в убеждении Д., будто из всех возможных истин самая достоверная и даже единственно достоверная — истина о моем существовании в качестве мыслящего.

В учении о познании Д. был родоначальником рационализма, к-рый сложился в результате наблюдений над логич. характером математич. знания. Его истины он считал совершенно достоверными, обладающими всеобщностью и необходимостью, вытекающей из природы самого интеллекта. Поэтому Д. отвел исключит, роль в процессе познания дедукции, или дедуктивной форме доказательства и изложения. Под дедукцией Д. понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логич. выводов.

СПИНОЗА Бенедикт (Барух) — нидерл. философ- материалист, пантеист и атеист. Филос. воззрения С. складывались первоначально под влиянием евр. ср.-век. философии (Маймонид, Крескас, Ибн Эзра). Ее преодоление явилось результатом усвоения С. пантеистическо-материалистич. воззрений Бруно, рационалистич. метода Декарта, механистич. и математич. естествознания, а также философии Гоббса, оказавшего наибольшее влияние на социологич. доктрину С. Опираясь на механико-математич. методологию, к-рую он считал единственно научной, С. стремился к пониманию «...первопричины и происхождения всех вещей». Рационализм С. с наибольшей силой проявлялся в противопоставлении им понимания (intellectio) как единств, источника достоверных истин чувственному познанию. Понимание выступает у С. как второй род познания, составляющий рассудок, а также разум. Только на этой стадии возможна адекватная истинность, выражающаяся в общих понятиях. Последние принципиально отличаются от чувственных идей представления тем, что относятся к геометрич. и механич. свойствам тел, т. е. к тому, что можно было бы назвать первичными качествами. Всеобщие же и абстрактные понятия, или универсалии, выражают лишь наше чувственное отношение к ним. Достижение адекватных истин становится, по С, возможным в силу того, что человеческая душа как модус атрибута мышления единой субстанции способна постичь все, что вытекает из последней.

Интуиция у С., является фундаментом достоверного знания. Генетически учение С. об интуиции связано с учениями мистич. пантеизма о «внутреннем свете» как источнике недискурсивного, непосредств. общения с богом и с учением Декарта об аксиомах «ясного и отчетливого ума» как выражении его «естественного света» и фундаменте всего прочего знания. При этом картезианское понимание интуиции взяло верх в филос. развитии С: интуиция истолковывается им как интеллектуальная. Адекватная идея, достигаемая благодаря деятельности интуиции и дедукции, выражает свою истинность в аналптич. суждениях. Последние преодолевают скептицизм и доставляют имманентный критерий истинности: «Как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи». С помощью интуиции как целостного знания, дающего понятие общего, возможно адекватное познание частного.

ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм — нем. просветитель-энциклопедист, философ-идеалист, ученый и обществ, деятель. В философии Л., стремился раскрыть сущность бытия в форме учения о субстанции (монаде). Л. отмечал, что из одних лишь геометрии, свойств тел нельзя вывести их физич. характеристики — движение, сопротивление, инерцию и т. д. Л. отверг декартовский дуализм и учение Спинозы о субстанции. Л. стремился отыскать динамич. начала для объяснения многообразия мира. Опираясь на открытый им в полемике с картезианцами и ньютонианцами физич. закон сохранения «живых сил», Л. утверждал, что все вещи обладают собств. силой, внутр. способностью непрерывно действовать. Согласно Л., силы, к-рые всегда разновелики и поэтому позволяют отличить одну вещь от другой, являются их субстанциями; число этих субстанций бесконечно, и все они первоэлементы или «единицы» бытия — монады. Л. утверждал о том, что сама материя не может быть первоосновой мира, субстанцией, т. к. она протяженна, а самое простое, согласно Л., не должно делиться на части и потому является идеальным. Первоэлементом бытия, по Л., не может быть ни физич. точка (т. к. она делима), пи геометрич. точка (т. к. она, будучи недеолимой, все же выражает свойства пространства). Субстанция как исходное начало всего сущего должна отличаться абс. простотой, неделимостью и самостоятельностью. Она — метафизич. точка, духовная единица бытия, или монада, представляющая собой сущность, принцип деятельности всех вещей. Этим представлением о существовании множества идеальных сущностей материальных тел Л., по существу, возрождал идеализм Платона и воздвигал целую идеалистич. систему монадологии. Многообразие мира обусловлено, по Л., иерархией различных монад —простых (неорганич. тела и растения), душ (животные), духов (человек) и высшей монады — бога. Наделенные изначально не только пассивной способностью восприятия (перцепция), но и активным самосознанием (апперцепция), монады содержат потенциально, в свернутом виде все бесконечное число свойств вещей. В мире не существует абсолютно схожих монад или двух совершенно одинаковых вещей. Эту идею Л. сформулировал как принцип «всеобщего различия» и в то же время как тождество «неразличимых», выдвинув тем самым глубоко диалектич. Идею.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]