Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ХМ А К.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
15.46 Mб
Скачать

Часть 1

25. Различие понятий «масштаб» и «масштабность» в архитектуре. Основные факторы, определяющие масштабный строй архитектурного объекта.

Основные факторы,

определяющие масштабный строй архитектурного объекта.

Масштаб зависит от характера архитектурного и природного окружения здания. Силуэт сооружения, его основные членения, пластика, деталировка должны соответствовать масштабу окружения (ступенчатое построение высотных зданий согласовывает их с более низкой и дробной отгружающей застройкой, и т. п.). Здания, расположенные в открытом пространстве (например, па площади), должны иметь значительный, крупный, масштаб.

В открытом пространстве, на площади обычно размещаются здания общественного назначения, поэтому в решении их масштабного строя не возникает противоречий: крупный масштаб членений свойственен общественному зданию и способствует, наряду с этим, сохранению выразительности архитектурных форм при обозрении их с большого расстояния,

Главное в ансамбле сооружение имеет более крупный масштаб, чем остальные элементы архитектурного комплекса; вместе они образуют определенный масштабный ряд в соответствии с содержанием каждого из них и значением в данном архитектурном ансамбле.

Характер архитектурного масштаба обусловливается также необходимостью соразмерить величину сооружения и его частей с человеком — эталоном масштабности каждого конкретного сооружения в соответствии с ого практическим и художественным содержанием.

Это определяет то различие, которое существует между понятиями масштаб и масштабность. Эти понятия находятся между собой в таком же соотношении как, например, пропорции и пропорциональность, ритм и ритмичность и т. д. Здание может иметь какие-то определенные соотношения частей, но не быть пропорциональным; композиция может содержать в себе повторность элементов, по не обладать ритмичностью. Подобно этому здание, имея какой-то определенный масштаб (в результате соотношения своих частей и целого), может оказаться не соразмерным человеку — может пе обладать масштабностью. Понятие масштабность помогает нам различать масштаб колоссального или карликового сооружения от сооружения, соразмерного человеку.

Впечатление большой величины здания и впечатление крупности его форм — не одно и то же. Более того — композиционные приемы, зрительно увеличивающие здание и приемы, которые сообщают зданию крупный масштаб — приводят к различным результатам: множественность членений усиливает впечатление большой фактической величины здания, по размельчает его масштаб. Из двух равных по величине зданий кажется выше то, которое имеет больше членений (например, горизонтальных) и, напротив, чем меньше таких членений, тем здание будет казаться ниже, по значительнее по масштабу.

В то же время архитектурный масштаб зависит от величины здания. В том случае, если ему приданы иные размеры, чем те, которые естественны и необходимы для данного архитектурного типа, его композиция лишается основы для построения органичного масштабного строя. В зависимости от размера, здание при одних и тех же пропорциях и членениях будет казаться масштабным или немасштабным (преувеличенным или преуменьшенным по своим формам),

Характер архитектурного масштаба всякий раз обусловливается практическим назначением здания и тем идейным содержанием, которое вкладывается в его художественный образ. Вместе с тем масштаб зависит от материалов и конструкций построек. Масштабность свидетельствует о рациональности планировки и структуры сооружения (масштабность внутреннего пространства, масштабность материала и конструкций и т. д.), а правдивости его художественного образа.

Масштаб архитектурных форм определяется также тем, принадлежат ли они к интерьеру или экстерьеру здания. Для внешних форм характерен более крупный масштаб, чем для внутренних. Эта закономерность основана на функциональных и художественных особенностях экстерьера и интерьера в архитектуре и зависит от величины пространства, с которым соразмеряются их членения и детали.

МАСШТАБНОСТЬ

7.1. Понятие масштабности в архитектуре. Человек как мера организуемого пространства. Близкие По звучанию слова "масштаб" и "масштабность" в архитектуре имеют, однако, различные значения. Понятие "архитектурный масштаб" (в почти полном соответствии с общим определением масштаба в словарях1) включают прежде всего представления человека о величинном соотношении всего здания и его частей, частей или фрагментов здания и его деталей, здания или комплекса зданий и окружающего пространства — контекста, в котором существует здание или другой архитектурный объект. В соответствии с этим можно считать, что некоторая композиция (отдельный объем или комплекс объемов) имеет крупный масштаб в том случае, если она состоит из достаточно крупных в сравнении с ее общей величиной частей (или элементов). В то же время, композиция (любая архитектурная форма2, расчлененная на более мелкие элементы, обладает мелким масштабом или менее крупным масштабом. Мы убедимся в этом, если построим из бумаги несколько композиций с различными масштабными характеристиками, которые могут быть сопоставлены в том случае, если рядом с каждым примером поместить условное изображение фигуры человека одной высоты.

Однако представление об архитектурном масштабе как результат количественного соотношения между целым и его частями затрагивает лишь один из аспектов важной проблемы масштабности архитектурной среды — количественно-геометрический, связанный лишь с измерением, математическими действиями, фиксирующими положение вещей. Значительно более важным моментом в постижении смысла и сути архитектурного масштаба является необходимость разобраться в том, почему те или иные -здания или пространства различаются по масштабным характеристикам. Для этого необходимо привлечь понятие масштабности как важной качественной характеристики архитектурной среды, одной из центральных категорий1 архитектурной композиции.

Мы называем архитектурное пространство масштабным в том случае, если человек, находящийся в нем (идущий по улице, пересекающий площадь, двигающийся или просто находящийся в пространстве интерьера), ощущает это пространство, воспринимает его и соответственно оценивает как соразмерное, удобное, соответствующее назначению, постижимое и осваиваемое, т.е. "свое". Сложность, однако, заключается в том, что когда мы говорим "человек", следует всегда принимать во внимание, что "человека вообще" не существует, что человек живет в определенном месте на Земле, в определенный исторический период и принадлежит к определенному социальному сообществу, к определенной культуре и, наконец, к определенной возрастной группе. Все эти обстоятельст-ва определяют принципиальную относительность оценки масштабности архитектурного пространства.

26. Архитектурный масштаб как средство достижения художественной выразительности. Приемы построения масштабной шкалы.

Соседние постройки, части здания, комнаты мы воспринимаем относительно соседних элементов и размеров самого человека. Такие соизмеримые свойства, как геометрические формы, гладкая или шершавая фактура поверхности, длина, ширина, глубина помещения, воспринимаются через отношения тождества, нюанса, контраста частей и масштабности, пропорциональности целого.

Тождество — это равенство соизмеримых признаков; Повторение тождественных элементов образует метрическую закономерность. Тождественность линейных измерений пространственной формы (куб, шар) служит выражением ее внутреннего равновесия, статичности, неподвижности

Нюанс — отношение, при котором сходство выражено сильнее, чем различие. Признаки сходства связывают ритмический ряд, Нюансное отношение граней пространственной формы (прямоугольник, близкий к квадрату) также не преодолевает инерцию покоя.

Контраст — отношение, при котором преобладает различие однородных свойств. Ряд контрастных элементов объединяется противоположностью признаков. Контраст порождается не просто разностью, несходством, а полярностью, противоположностью свойств.

Контрастность элементов пространственной формы рождает ее динамичность, ощущение движения в сторону преобладающей величины.

Контраст подчеркивает свойства форм, делает их более впечатляющими; нюансы, напротив, сближают несхожее, сглаживают различия. Контрастные и нюансовые отношения создают оптические иллюзии, которые усиливают впечатление от архитектурной композиции при восприятии. Вертикальная составляющая кажется нам больше горизонтальной, даже если их размеры в натуре равны. Геометрическая фигура, вписанная в более крупную, кажется заметно меньше, чем равная ей по размеру, но соседствующая с более мелкими. Уменьшая размеры окон на фасаде, можно добиться большой монументальности. Большое пространство кажется еще более обширным, если оно раскрывается сразу после маленького и затесненного.

Нюансы в отношении между элементами ряда вызывают иную иллюзию. Действительная разница величин крайних элементов ряда кажется совершенно неправдоподобной, ошибка при зрительной оценке составляет до 20 % (рис. 2).

Контрастные и нюансовые отношения нередко выступают в роли элементов, определяющих масштаб архитектурной композиции (рис. 3).

Масштаб — это отношение, позволяющее определить неизвестную величину в соотношении с известной. Чтобы человек мог реально воспринимать величину объекта того же дома, ему необходимо хотя бы подсознательно сравнивать размеры сооружения и деталей с чем-то хорошо известным.

Архитектурный масштаб — это степень крупности архитектурных форм по отношению к человеку. Отношение человек — здание может рассматриваться в трех аспектах.

Первый аспект, который раскрывает антропометрические данные о человеческом росте и основных параметрах человеческой фигуры, является основным при определении физической величины сооружения.

Второй аспект основан на социально-пространственных параметрах помещений исходя из условий социального общения, взаимодействия людей.

Третий аспект заключается в анализе гармоничного взаимодействия различных композиционных средств и их связи с человеком, для которого создано сооружение.

Архитектурный масштаб выступает и как средство архитектурной композиции, и как художественное качество формы. Значимость здания, его крупномасштабность отнюдь не равнозначны крупным размерам здания. Нередко можно наблюдать, что крупное здание не воспринимается таким, как оно есть на самом деле, а здания одной и той же величины производят впечатление различных по высоте.

Фактические размеры сооружения и его масштаб находятся в прямой зависимости. Взаимосвязь между размерами архитектурного сооружения и его масштабом проявляется через соотношения общей массы сооружения и его членений (рис. 5).

Масштаб сооружения задается уже на начальных стадиях разработки плана здания, в котором учитываются функциональные и социальные процессы внутри сооружения. Масштаб экстерьера задается системой членений объема, соотношением частей и целого. Зрительная величина сооружения зависит от его связи с окружающим пространством, ландшафтом, соседними объектами. Воспринимая объект, человек сознательно или подсознательно сравнивает его со своими размерами к моделирует возможные сценарии поведения людей.

Масштабная выразительность архитектурной композиции во многом зависит от знания законов зрительного восприятия и умения корректировать зрительные иллюзии. Рассмотрим некоторые из этих законов.

Расчлененная форма кажется крупнее нерасчлененной. Это особенно заметно при горизонтальных членениях. Однако размеру этих членений существует предел, так как мелкие членения, использованные в большом количестве, вновь «собирают» форму, превращая ее зрительно в нерасчлененную целостность .

Светлая поверхность всегда кажется больше, чем темная, одинаковая с ней по размерам. Одинаковые по размеру темные и светлые элементы, размещенные на однородной поверхности, будут выглядеть разными: большим будет казаться светлый элемент на темном фоне .

Форма одного и того же размера, расположенная на небольшом поле или в окружении мелких фигур, будет казаться больше такой же формы, но на большом поле в окружении больших фигур .

Вертикальные линии и формы кажутся по размеру больше равных им в натуре горизонтальных линий и фигур .

Формы с преобладанием горизонтальных членений кажутся ниже, чем нерасчлененные формы или формы, расчлененные вертикально .

Отношения соответствующих сторон подобных фигур равны между собой (А : В = а : б). Расположенные рядом или одна на фоне другой, подобные фигуры образуют взаимосвязанную композицию. Например, при расположении большого проема на плоскости стены или для согласования формы чередующихся простенков и окон можно использовать подобные прямоугольники. Диагонали подобных прямоугольников параллельны (при параллельном расположении соответствующих сторон), поэтому для построения простейшей пропорциональной зависимости между прямоугольными плоскостями необходимо следить, чтобы их диагонали были либо параллельны, либо перпендикулярны друг другу. Принцип геометрического подобия применялся еще в Древней Греции для установления соразмерности между крупными частями здания и их деталями.

27. Понятие регулярности. Классификация «ритмических решеток» и их преобразования.

28. Категории «пространство» и «масса» в теории архитектурной композиции.

Часто архитектуру отождествляют с инертной массой — колонной, стеной, фасадом, а пространство понимают просто как пустое место, так сказать, «дырку от бублика». Действительно, казалось бы, пространство — это то, что расположено между стенами или снаружи его фасада. Это и так, и совсем не так. Так, потому что действительно архитектурное пространство становится осязаемым, обретает свою форму только в результате того или иного распределения массы материала в конструкции. Не так, потому что распределение этой массы в значительной степени подчинено задаче создания пространства, имеющего некоторые конкретные параметры и свойства. И в этом отношении архитектурное пространство первично, а масса является лишь средством его фиксации.

Что касается «массы», как и «пространство» - это уже не чистая формальная категория, а живое органическое понятие, своего рода текучий и постоянно изменяющий свое значение эйдос, мифологема, существующая не просто как способность представления и воображения, но как живая и натуральная или квазинатуральная реальность, распространенная в мире опыта.

Если для Вельфлина пространство и масса есть еще только теоретические средства выражения конкретного чувственного опыта восприятия архитектуры и скульптуры, то для АГ это уже онтологические категории, имеющие свое бытие независимо от эстетического опыта, но пронизывающие мир как таковые, имеющие собственную жизнь и собственную драму столкновений друг с другом. Если Вельфлин с помощью этих категорий артикулирует свое впечатление и переживание, что неявно подразумевает взаимодействие зрителя в его оптических, двигательных и телесных способностях с противостоящим ему объектом, то АГ ко всему этому добавляет и самостоятельное, автономное бытие стихий пространства и массы.

Понятие пространства в античности как таковое отсутствовало. Оно возникает в Новое время как результат отождествления в сознании человека телесности и сознания. Но после успешного применения геометрии к механике и перспективе понятие пространства становится главным инструментом теории в эмпирической науки, а позднее и теорий эмпирического искусствознания. Вельфлин противопоставляет пространство плоскости, следуя еще элементарному принципу различия в количестве измерений, но трактует его уже кинетически, как среду оптических и двигательных интуиций, к геометрии не сводимую.

В примере (1 Эрехтейон и 2 Эрехтейон план) соотношение массы и пространства строится по горизонтали сопоставлением основного массивного объема с пространственно решенными портиками, два из которых сопряжены с главным.

Масса – это свойство объемно-пространственных форм, которое имеет ряд особенностей.

Оно может изменяться в следующих направлениях:

С изменением формы по величине при прочих равных условиях (рис 7 а, б), то есть большей по величине форме соответствует большая масса.

В зависимости от распределения массы по трем координатам пространства, то есть в зависимости от степени объемности, плоск5остности или линейности формы, а также ее характера…

Максимальной массой в данном случае обладает куб, шар или другие объемные формы, приближающиеся по соотношению величин их измерений в трех координатах к равенству.

Минимальной массой обладают формы, приближающиеся к соотношению своих измерений к линейным: данном случае имеются в виду равновеликие по площади или объему формы (рис.4).

В зависимости от степени плотности заполнения формы. При развертывании в ряд формы одним пределом плотности массы служит минимальное (разреженное) заполнение формы, при котором зрительно обеспечивается сохранение вида данной формы; другой предел плотности массы – максимальное заполнение формы, при котором сохраняется восприятие строения данной формы (рис 5 а, б, в). Когда плотность заполнения массы формы такова, что эта структура массы не воспринимается (например, гладкая поверхность), то зрительно массивность формы уменьшается. На рис. 6 (план египетского храма) показано, что по мере движения человека в глубину пространства воспринимается более уплотненным в связи с увеличением числа колонн и стен.

В зависимости от величины пространства в пределах данной формы. Предел минимума массы в этом случае – максимальное доминирование пространства. Предел максимума – минимальное доминирование пространства, минимальная величина пространства , сопоставленного с массой. Более сложное состояние объемно-пространственных форм в зависимости от массы возникает при совокупности вышеуказанных типов случаев, а также в связи с другими свойствами . влияющими на выразительность восприятия массы.

Чаще всего в архитектуре используются формы, образованные параллельными и перпендикулярными плоскостями. Это происходит из-за того, что такие сооружения максимально удобны для внутреннего заполнения.

Вообще история изобразительных искусств показывает, что свет всегда был одним из главных выразительных средств. Предельно ясные, четкие формы архитектуры Древнего Египта, Греции, Ренессанса, порождают резкие светотени. А неопределенные, нечеткие формы архитектуры барокко или романтизма дают мягкие, расплывчатые тени. Архитектор всегда рассчитывает светотеневые эффекты зрительского восприятия сооружения. Ведь при очень ярком лобовом освещении или, наоборот, в глубоких сумерках форма практически теряет объем, становясь совершенно плоской.