Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Уголовно-исполнительное право России

..pdf
Скачиваний:
120
Добавлен:
01.05.2014
Размер:
3.31 Mб
Скачать

Глава 26. Направления и проблемы реализации

 

683

бованиям, которые содержатся в рассматриваемых международных актах. "Вероятно, ни об одной тюремной системе нельзя сказать, что она в полной мере соответствует хотя бы минимальным требованиям, изложенным в Минимальных стандартных правилах, а некоторые системы далеки даже от этого"1. Для всех государств в той или иной мере актуальны вопросы предотвращения пыток и латентного насилия в местах лишения свободы, обеспечения осужденных оплачиваемым трудом, обеспечения юридической защиты осужденных, социально-реабилитационной помощи им после освобождения2.

Реализацию международных стандартов во всех государствах в той или иной мере, как ныне принято считать, осложняют:

экономический спад и связанное с этим ограничение матери- ально-финансовых ресурсов;

рост преступности, сопровождающийся усилением "карательных притязаний" населения и увеличением числа заключенных;

рост наркомании, зараженности ВИЧ-инфекцией; обострение межнациональных и межэтнических конфликтов; ухудшение отношений между осужденными и персоналом пе-

нитенциарных заведений, относительное падение престижа профессиональной уголовно-исполнительной деятельности.

Все эти обстоятельства свойственны и России (разумеется, одни в большей, а другие — в меньшей степени). Между тем есть и иные, специфические российские факторы, которые наряду с отмеченными выше дают основания утверждать, что полная реализация международных стандартов в России — задача, требующая длительного и кропотливого решения.

В первую очередь это касается самой сущности уголовного наказания в виде лишения свободы, вытекающей из исторически сложившихся организационных форм его исполнения. Как в России, так и на Западе характер лишения свободы фактически определяется видом учреждения, в котором оно отбывается. В западной пенитенциарной системе ими, как правило, являются тюрьмы. Из этого исходят как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, так и Европейские тюремные правила. На такой основе ими определяются возможности и критерии клас-

1Making Standards Work. An International Handbook on Good Prison Practice. P. 20—21.

2Подробнее см.: Алферов Ю. А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях. Домодедово, 1993; PRI NEWS LETTER // Penal Reform International. 1996. No. 24 и др.

684 Раздел V. Международные стандарты обращения с осужденными

сификации заключенных, условия их размещения, материальнобытового и медико-санитарного обеспечения, принципы управления заведениями, способы организации труда заключенных, меры безопасности и т. п.

Тюремный облик лишения свободы неизбежно наложил отпечаток на саму философию исполнения данного наказания, отраженную в упомянутых международных документах. В соответствии со ст. 57 Минимальных стандартных правил ООН "заключение и другие меры, изолирующие правонарушителя от окружающего мира, причиняют ему страдания уже в силу того, что они отнимают у него право на самоопределение, поскольку они лишают его свободы. Поэтому... тюремная система не должна усугублять страдания, вытекающие из этого положения". Европейские тюремные правила демонстрируют аналогичный подход (ст. 64): "Заключение в тюрьму путем лишения свободы является само по себе наказанием. Поэтому условия заключения и тюремные режимы не должны, кроме как в случае оправданной изоляции или для поддержания дисциплины, ухудшать страдания заключенных".

В российской пенитенциарной науке и практике также исходят из того, что лишение свободы — это наказание, связанное с изоляцией осужденных в специальных учреждениях. Однако их облик и структура заметно отличны от западных. Российская уго- ловно-исполнительная система (как и пенитенциарная система бывших республик Союза ССР) за ее советский период исторически сложилась как "колонийская". В конце 1995 г. только 0,6% осужденных к лишению свободы отбывало наказание в тюрьмах, причем большинство из них было переведено в тюрьму за злостные нарушения режима в ИТК, а не осуждалось к тюремному заключению.

Таким образом, существующее в современной России лишение свободы — это все же несколько иное наказание, нежели то, философия исполнения которого отражена в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и Европейских тюремных правилах. Как следует из упомянутых документов, функциями режима исполнения (отбывания) лишения свободы признаются изоляция, сегрегация (классификация) осужденных, поддержание безопасности и дисциплины1. Для отечественной уголовно-

1 Например, в тюрьмах Англии, как и других западных стран, основным критерием классификации осужденных (разбивка на категории А, В, С, D) служат соображения безопасности.

Глава. 26. Направления и проблемы реализации

 

685

исполнительной (исправительно-трудовой) доктрины и практики традиционно бесспорна и карательная функция режима.

Степень социальной изоляции в колониях ниже, нежели в тюрьме. Однако между "свободой" и "несвободой" должна всегда существовать разница, обеспечивающая общепредупредительный и специально-предупредительный эффект данного наказания. Ее выражает комплекс дифференцированных материально-бытовых и социальных ограничений, именуемый "различными условиями содержания осужденных".

"Колонийская" система сама по себе имеет немало положительных черт. В первую очередь с точки зрения организации труда, социально-воспитательных мероприятий, подготовки осужденных к жизни на свободе. Однако в рыночной экономике и демократическом государстве труд осужденных объективно не может быть востребован в масштабах и организационных формах, присущих планово-директивной системе хозяйства. При отсутствии широкого привлечения осужденных к труду "колонийская" система неизбежно обнажает свои изъяны. К числу наиболее существенных из них относятся осложнение проблем безопасности, общее ухудшение экономического положения осужденных и персонала, рост влияния неформальной субкультуры и так называемых лидеров отрицательной направленности.

Всвязи с этим появились предложения о преобразовании "колонийской" уголовно-исполнительной системы в тюремную как направлении ее "цивилизации" в новых социально-экономических условиях1.

Вновом УИК РФ идея о переходе на тюремную систему отбывания наказания не нашла своего отражения, хотя некоторые тенденции развития тюремных начал определенным образом отражаются в многоступенчатой системе отбывания лишения свободы (обычные, облегченные, льготные, строгие условия содержания).

Вобозримом будущем не произойдет поглощения исправитель- но-трудовых колоний (либо им аналогичных учреждений) тюрьмами. Причем не только по экономическим причинам, но и в силу отмеченных выше преимуществ "колонийской" системы отбывания лишения свободы.

1 См.: Фефелов В. А. Социально-правовые основы цивилизации исправительных учреждений Российской Федерации. Рязань, 1992; Шумихин В. Г., Рожков С. А. Реформа уголовно-исполнительного законодательства в условиях перехода к рыночной экономике // Государство и право. 1992. № 7. С. 54—59 и др.

686 Раздел V. Международные стандарты обращения с осужденными

Практическая реализация международных стандартов в российской уголовно-исполнительной системе не может успешно осуществляться без учета и изменения комплекса материально-быто- вых условий исполнения наказания и реального социально-эконо- мического положения населения. Но при всем при том существующие в местах лишения свободы материально-бытовые условия не должны противоречить Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания. В связи с этим УИК РФ отменил многие существовавшие ранее правоограничения, введя нормы, позволяющие значительно улучшить питание осужденных, их медицинское обслуживание и материально-бытовое обеспечение за счет как собственных средств, так и помощи извне, в том числе и со стороны предприятий, где работают осужденные.

Количество заключенных в России в абсолютном и относительном выражениях, как уже отмечалось, гораздо выше, нежели в развитых странах Европы1. При этом пенитенциарный бюджет России в абсолютном выражении почти в четыре раза меньше итальянского, а среднедневная стоимость содержания одного заключенного в России в 70 раз меньше, нежели в Италии2. В Англии один заключенный стоит королевской казне чуть менее 300 млн. рублей в год. Даже с учетом того, что цены в Англии в 2—3 раза выше российских, все же это в 30—50 раз больше, чем в России3. В США каждое новое место для заключенного обходится более чем в 75 тыс. долларов (без учета капитальных затрат). Текущее содержание одного заключенного обходится примерно в 30 тыс. долларов в год4. По рекомендациям Совета Европы минимальный уровень затрат на содержание одного заключенного в тюрьме составляет 8 долларов в день5.

По оценкам правозащитных организаций, содержание одного заключенного в России в 1994—1995 гг. обходилось федеральному бюджету ежегодно примерно в 1 тыс. долларов (общие расходы в 2,5—3 раза выше). Содержание одного заключенного в ИТУ и СИЗО

1Imprisonment in Western Europe: some Facts and Figures // Nargo Briefing. 1991.No.25.

2В Италии 65% этой суммы составляют расходы на персонал (см.: Информа-

ционный бюллетень ГУИН МВД Российской Федерации. 1995. № 26. С. 242— 243).

3 Подробнее см.: Лекомцев В., Бабушкин А. Английская тюрьма глазами россиян // Преступление и наказание. 1996. № 2. С. 33—35.

4 См.: Бронштейн А. Обзор проблем, стоящих перед тюрьмами в США // Тюремная реформа в странах бывшего тоталитаризма. М., 1993. С. 41—42. ' Российская газета. 1996. 31 окт.

Глава 26. Направления и проблемы реализации

 

687

при полном соблюдении установленных законом и подзаконными актами минимальных норм должно обходиться в 6 тыс. долларов. Создание одного тюремного места, полностью отвечающего международным (читай — западным) тюремным стандартам, должно обходиться казне в более чем 20 тыс. долларов или свыше 100 млн. рублей1.

Таким образом, реализация межгосударственных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной системе России имеет свою специфику, без учета которой нельзя дать правильную оценку ни ей самой, ни происходящим там процессам. К тому же следует принимать во внимание и такие обстоятельства, как уровень общественного сознания, многонациональный состав населения, особенности территории и климатических условий России и ряд других.

В заключение следует отметить, что Россия, приняв новый Уголовно-исполнительный кодекс, сняла многие вопросы, возникающие у мирового сообщества по поводу соответствия международным стандартам в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными. Теперь вопрос переводится в плоскость реального воплощения всех законодательных новелл в практическую деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания. Вместе с тем процесс совершенствования российского уголовноисполнительного законодательства не только не завершен, но и будет продолжен по мере укрепления социально-экономической базы государства и появления у него возможностей выделять больший объем ресурсного обеспечения этой сферы деятельности, а также правоприменительной практики, ставящей необходимость совершенствования тех или иных норм, институтов или Кодекса в целом.

Более полное воплощение в российское законодательство международных стандартов обращения с осужденными в ближайшей перспективе может происходить в следующих направлениях:

обеспечение материально-бытовых условий содержания осужденных, как минимум, совместимых с положениями Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания;

снятие избыточных ограничений, применяемых к осужденным, строжайшее соблюдение законности в деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания;

1 Материалы Парламентских слушаний по проекту Уголовно-испол- нительного кодекса Российской Федерации. 1995.

688 Раздел V. Международные стандарты обращения с осужденными

совершенствование подготовки персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания;

совершенствование системы органов и учреждений, исполняющих наказания и иные меры уголовно-правового характера, не связанные с лишением свободы (в плане более полной реализации Токийских правил), поднятие престижа, профессионализма и со- циально-правовой защищенности сотрудников данных органов, установление их оптимальной численности на основе научно обоснованных методик и зарубежного опыта применения институтов "пробации" и "пароля";

упрочение юридических гарантий прав, свобод и законных интересов осужденных как при исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, так и после их отбытия.

Таким образом, Россия достойно вошла в мировое сообщество, реформировав свое законодательство в соответствии с требованиями международных стандартов обращения с осужденными, проявив реальное желание сотрудничества в данной сфере деятельности на межгосударственном уровне. И есть все основания полагать, что Россия эту сферу государственной деятельности будет представлять на должном уровне.

Алфавитно-предметный указатель

А

Административный надзор — 522

Администрация организации, предприятия — 40, 56, 63, 77, 82, 97, 102, 134

Аксенов А. А. — 589 Амнистия — XIII, 260, 341 Анисимков В. М. — 590

Аппараты управления — 52, 206, 211, 230, 267, 576 Арестные дома — 69, 223 Артамонов В. П. — 464 Астемиров 3. А. — 464

Багрий-Шахматов Л. В. — 464 Башкатов И. П. — 590 Беляев Н. А. — 459, 464

Бытовое и трудовое устройство освобожденных — 192, 194, 521

В

Ведомственная наука — 20, 586, 591 Ведомственный контроль — 41 Виды условий отбывания наказания — 90

Военная подготовка осужденных военнослужащих — 161 Возложение обязанности загладить вред — 553 Возмещение материального ущерба — 100, 553 Воровские сообщества — 375 Воспитательная работа — 106, 210, 268, 413, 432, 453

690 Алфавитно-предметный указатель Воспитательно-исправительные заведения — 209 Воспитательно-трудовой профилакторий — 556 Воспитательно-трудовые колонии — 137, 482, 658 Выезды осужденных — 95, 494, 614

Гарантированный минимум получения заработной платы — 105, 511, 630

Гауптвахта — 152 Гернет М. Н. — 202

Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ) — 286

Главное управление исправительно-трудовых учреждений (ГУИТУ) — 291, 476

Горобцов В. И. — 590 Государственные преступники — 230

Границы территории учреждения — 132, 619 Групповые неповиновения осужденных — 89

д

Десятники — 353 Детков М. Г. — 590

Дисциплинарная воинская часть — 155, 472 Дифференциация и индивидуализация — 16, 107, 383 Дома заключения — 312 Дома ребенка — 617

Дубликат трудовой книжки осужденного — 184 Духовно-нравственное воспитание осужденных — 244

Е

Европейские тюремные правила — 654 Единые помещения камерного типа — 121, 618

Единые режимно-педагогические требования — 106

Алфавитно-предметный указатель

 

691

Единый учебно-воспитательный процесс — 139

 

Елеонский В. А. — 464

 

Ж

Жалобы осужденных — 33, 356, 496 Жук Л. А. — 590 Журавлев М. П. — 464

Закон от 21 июля 1993 г. — 576 Законность исполнения — 40, 326, 359 Законные интересы осужденных — 24

Законные требования администрации — 29 Замена наказания более мягким — 180

Запрет на прекращение осужденными работы — 102 Запрещение пыток — 31 Захоронения — 368 Зачеты рабочих дней — 290, 357, 402

Защита прав осужденных — 31 Злостный нарушитель (злостное нарушение) — 123, 618 Зубков А. И. — 49, 464, 589

И

Изменение условий отбывания наказания — 90, 125, 127, 234, 287, 346

Инспекции исправительных работ — 488 Интернациональное воспитание — 443 Информационные коммерческие сети — 569 Исполнение смертного приговора — 170 Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. — 282 Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г. — 291 Исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ) — 284, 301

692

Алфавитно-предметный указатель

Исправительные арестные отделения — 225

Исправительные

дома — 312

Исправительные работы — 81, 537

Исправительные

центры — 58—63

Исправление осужденных — 17, 106, 235, 282, 629 ИТК РСФСР 1924 г., 1933 г. и 1970 г. — 225, 283, 291, 467

К

Казенные предприятия — 570, 574 Карантин — 353

Карательная (уголовно-исполнительная) политика — 7, 262, 274, 282

Каторжные работы — 200, 205, 298 Классификация осужденных — 252, 364, 377 Кодекс поведения должностных лиц — 644 Кодификация законодательства — 465 Коллективные и индивидуальные формы — 114 Колонии общего режима — 125, 479 Колонии особого режима — 129, 480 Колонии строгого режима — 125, 480 Колонии усиленного режима — 479 Колонии-поселения — 131, 480

Комиссии по определению условий отбывания наказания — 90

Контроль общественности — 42, 430, 457 Контроль органов власти — 38 Конференции — 458, 460 Концентрационные лагеря — 276 Концепции реформирования — 48, 571, 591 Коэффициент преступности — 169

Коэффициент применения лишения свободы — 171 Крахмальник Л. Г. — 464, 469