Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АТТЕСТ, рус лит, 5-3.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
404.48 Кб
Скачать

31. Проблемы морали в повестях в. Распутина («Деньги для Марии» и др.).

Вехами творчества Валентина Распутина, сибирского писателя, стали повести «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Пожар», многочисленные рассказы. Сюжеты произведений лишены сложной фабулы. Внешняя простота, доступность описываемых событий позволяют ставить «трудные вопросы», связанные с духовным бытием общества.

В повести «Деньги для Марии» речь идёт об обнаруженной в магазине недостаче. Если продавщица соберёт к назначенному времени нужную сумму, она будет спасена. Если нет – ей грозит суд. Смогла ли попавшая в беду женщина, доверчивая к покупателям, найти, одолжить деньги, чтобы покрыть недостачу, читатель не узнает. Но не в этой неизвестности главная «трудность» сюжета. Дело в ином – в равнодушии односельчан.

В повести «Последний срок» говорится о последних днях старухи Анны. В преддверии смерти матери дети должны быть особо деликатными по отношению к той, что подарила жизнь им. Но сделать этого персонажи повести не умеют, и в последнее мгновение не оказываются рядом с самым близким человеком. Но не только трагедия старухи Анны – предмет изображения в повести. Автор рассказывает, что «последний срок» приходит и к другой матери – природе, вскормившей людей. Автор подводит читателя к мысли, что, расставшись с памятью, он расстаётся с родиной, землёй. Утверждению этой мысли посвящена повесть «Прощание с Матёрой», в которой конфликт вызван созданием водохранилища для мощной электростанции, в связи с чем необходимо затопить деревушку Матёра, находящуюся на острове посреди реки.

Слово «Матёра» ассоциируется с понятием «мать, материнство». Следовательно, прощание с деревушкой Матёрой – это акт разрушения традиций, моральных первооснов жизни. Затопление Матёры поставило жителей деревни перед выбором: радоваться по поводу происходящего или горевать. Большинство молодых людей довольны, однако умудрённая жизненным опытом старуха Дарья предостерегает их. Мысли Дарьи позволяют каждому из нас задуматься над смыслом жизни и что-то по возможности в ней изменить. Или поступить наоборот: отложить всякие изменения на будущее.

Сюжет повести «Пожар» «сжат» в само название произведения. Загорелись склады в деревне Сосновка. Однако метафорический смысл названия выходит далеко за пределы его логического смысла: уничтожаются традиции, превращаясь в обломки под воздействием хамства и цинизма. Жители Сосновки не уважают друг друга, не ощущают родства с землёй. Мысли о беспорядке всё более захватывают душу шофёра леспромхоза Ивана Петровича, который всегда болел за общее дело. Но с каждым годом ему труднее быть честным: власть в посёлке забирают люди, которых в народе прозвали «архаровцами» - чужаки, воры, лентяи. Сначала он хотел уехать, однако совесть победила. Иван Петрович не оставил родину на растерзание архаровцам, понял, что любой «пожар» оканчивается, только «пожар» в душе порядочного человека никогда не сможет окончиться.

33.Поэтический мир «тихой лирики» Николая Рубцова.

Если В. Высоцкий, А. Вознесенский и Е. Евтушенко породили волну так называемой эстрадной поэзии, то Н. Рубцов, А. Жигулин, С. Куняев и В. Соколов заставили заговорить о волне так называемой «тихой лирики».

«Тихая лирика» – это поэзия углубленного лиризма, это своеобразная реакция на «суету городов». Ей свойственно тяготение к классике, духовности, тишине, покою, гармонии, элегическому, сокровенному в природе и человеку, к прошлому.

«Тихая лирика» обращалась, прежде всего, к чувствам добра, совести, а не к гражданским чувствам. Она вернула русской поэзии трогающую душу интимность. В ней чаще встречаешь многоточие, а не восклицательные знаки.

Рубцов и близкие ему поэты считали, что по-настоящему покорять пространство и время можно только духовно, не забывая главного – дыма Отечества, истоков, родников.

Лев Аннинский сказал о тихой лирике: «Никаких воплей и углов. Созерцание и тишина, словно очерченная плывущим звоном колоколов. Всё суетное уходит. Остаётся вечное: мудрость и достоинство». Все эти признаки «тихой лирики» с наибольшей полнотой нашли воплощение в лирике Н. Рубцова. Достаточно вспомнить его стихотворение «В минуты музыки печальной»:

В минуты музыки печальной

Я представляю жёлтый тис

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берёз,

И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых снегом журавлей…

По В. Кожинову, Н. Рубцов – поэт прощения и жалости. В его стихах есть особая предвечерность, разлита стихия предвечернего света. Автор очень любит предвечернее состояние природы. Тонко передаёт неуловимый переход дня к ночи.

Предвечернее состояние помогает обрести внутреннюю сосредоточенность. Предвечерний свет словно смягчает душу. В силу этого поэзия Н. Рубцова ближе к графике, чем к живописи. Она скорее чёрно-белая, чем цветная. Однако это не обедняет её. Отсутствие цвета Н. Рубцов, по-тонкому наблюдению В. Кожинова, компенсирует умением создавать тонкие переливы светотени, светящуюся музыку. О чём свидетельствует стихотворение «Ночь на родине»:

Высокий дуб. Глубокая вода.

Спокойные кругом ложатся тени.

И тихо так, как будто никогда

Природа здесь не знала потрясений.

И тихо так, как будто никогда

Здесь крыши сёл не слыхивали грома!

Не встрепенётся ветер у пруда,

И на дворе не зашуршит солома,

И редок сонный коростеля крик…

Таким образом, мы видим, что Н. Рубцов переплавил в себе, в своей поэзии и есенинскую грусть, и возвышенную печаль Блока, и чуть горьковатую кольцовскую удаль. И при этом остался самим собой – Н. Рубцовым.