Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АТТЕСТ, рус лит, 5-3.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
404.48 Кб
Скачать

13. Замысел и жанр поэмы н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма «Мёртвые души». Первое издание поэмы было названо «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Такое название снижало истинное значение произведения, переводило его в область авантюрного романа. Гоголь пошёл на это по цензурным соображениям для того, чтобы поэма была издана. Гоголь посвятил первому тому «Мёртвых душ» шесть лет работы (1835–1841).

По признанию Гоголя, сюжет «Мёртвых душ» был подсказан ему А.С. Пушкиным. Поэма была задумана в форме эпической трилогии, напоминающей «Божественную комедию» Данте, которая состоит из трёх частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, где они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины – Италии, её судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Одним сравнением России с адом в первом томе Гоголь помогает нам понять, что Россия должна воспрянуть духом и из ада пройти в чистилище, а затем в рай.

Понятие «мёртвая душа» в поэме имеет несколько значений. Чичиков скупает «мёртвые души», чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму. Но с понятием «мёртвая душа» неразрывно связана социальная направленность произведения. Затея Чичикова и обычна, и фантастична. Обычна, так как покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по определению Чичикова, «остался один неосязаемый чувствами звук». Но разница между живыми и мёртвыми оказывается условной, всё дело только в странности товара. Таким образом, фантастичность события переносится с авантюры Чичикова на реальную действительность, где человек становится товаром, где бумага подменяет людей.

Постепенно трансформируется и содержание понятия «мёртвая душа». Абакум, Степан Пробка, каретник Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как «мёртвые души»: они показаны как люди яркие, самобытные. Этого нельзя сказать об их живых хозяевах, которые и оказываются «мёртвыми душами» в подлинном смысле этого слова. Но «мёртвые души» – не только помещики и чиновники: это «безответно мёртвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Сам Гоголь определил жанр «Мёртвых душ», как поэму, подчеркнув тем самым равноправие эпических и лирических начал в поэме. Эпическое начало выражено в изображении современной автору России. «Мёртвые души» по жанру – поэма, так как образ главного героя неразрывно связан с образом лирического героя. Называя «Мёртвые души» поэмой, писатель хотел подчеркнуть те особые черты, которые были свойственны этому жанру: эпопейный характер, широту художественных обобщений, соединение эпического начала с лирической окраской повествования. Гоголь в письмах друзьям называл «Мёртвые души» не только поэмой, (поэма – жанр, восходящий к традициям древнего эпоса, в котором воссоздавалось целостное бытие во всех его противоречиях), но и романом (роман – произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе её становления и развития). В «Мёртвых душах» присутствуют черты авантюрно-приключенческого, плутовского, а также социального романа. Однако «Мёртвые души» принято романом не называть, так как в произведении любовной интриги нет.

Значительное место в поэме «Мёртвые души» занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.