Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Реставрции в СССР.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
168.05 Кб
Скачать
  1. Приспособление памятника к новому современному использованию с фрагментарной реставрацией

- ведется аналитическим приемом и в Новгороде применяется главным образом к гражданским средневековым постройкам. Культовые здания, имеющие росписи, используются как филиалы музея. В ближайшие годы и в остальных храмах разместятся отделы музея. Активное приспособление старых гражданских зданий к современным нуждам проводится без нарушения древней структуры и архитектурных форм, но с условием получения максимальных удобств для технологии современного использования. Не допускается достройка новых частей.

Приспособление средневековых и гражданских зданий под выставочные залы, библиотеки и другие учреждения общественного пользования обычно вызывает необходимость устройства новых несгораемых перекрытий вместо деревянных. Эти деревянные перекрытия в условиях Новгорода, как правило, датируются XIX веком. Нередко они были сделаны в более старых зданиях вместо сводов, которые оказывались слишком низкими из-за нарастания культурного слоя и необходимости соответствующего повышения полов в нижних этажах.

При устройстве новых несгораемых перекрытий возникают две возможности:

1) устройство монолитных железобетонных или железокирпичных перекрытий;

2) восстановление сводов в тех случаях, когда сохранились их следы.

Возведение железобетонных перекрытий навсегда лишит возможности проведения реставрации в дальнейшем. А железокирпичные перекрытия неудовлетворительны в архитектурно-художественном отношении, Поэтому обычно производится восстановление кирпичных сводов, а это может привести к фрагментарной реставрации здания (если имеются натурные данные). Восстановление коробовых и сомкнутых сводов ведет к реставрации распалубок над окнами, что в свою очередь часто вызывает необходимость реставрации окон. Так ведутся работы на Никитском корпусе в Детинце (Г. М. Штендер), такие же работы предполагаются в расположенном тут же Лихудовом корпусе - оба здания выстроены почти одновременно в 70-х годах XVII века. На здании Судного и Духовного приказов (так называемый Архиепископский дворец) вначале были оставлены окна XIX века, а форма древних окон лишь была выявлена и экспонирована на фасадах (В. Н. Захарова). Устройство выставочных залов предоставило возможность провести фрагментарную реставрацию фасадов (Г. М. Штендер), восстановить по натурным остаткам древние окна. В результате здание обрело значительную архитектурно-художественную ценность, несмотря на то, что карнизы и крыша остались в формах XIX века.

Проект реставрации Судного и Духовного приказов был составлен В. Н. Захаровой в 1949 году, изменен, дополнен и осуществлен автором этих строк в 1960-х годах. Последнее исследование показало неточность некоторых выводов В. Н. Захаровой, полагавшей, что здание в древности было трехэтажным. В действительности большие гнезда на уровне пят сводов, которые казались следами балок перекрытия, получили иное объяснение - это были следы балок от установки кружал для возведения свода большого пролета (9 м). Исследователям 1940-х- годов этот древний строительный прием был еще не известен. Не подтвердилось и предположение, что полуподвальная часть сооружения относится к XV веку. В Никитском корпусе совершенно аналогичная часть здания точно датируется 70-ми годами XVII века (дата отмечена летописями и подтверждается натурным исследованием - характером примыкания здания XVII века к восточной крепостной стене Владычного двора XV века). Следует обратить внимание на ошибку, которая раскрылась в конце работ. Она произошла при реставрации окон второго этажа южного фасада южной палаты Судного и Духовного приказов. Автор этих строк вслед за С. Н. Давыдовым на основании стрелок килевидных завершений считал их подобными верхним окнам северной палаты. Однако на соседней восточной стене несколько позднее удалось открыть окно с аналогичным килем, но с другим трехлопастным венчанием. Видимо, соседние окна южной стены также имели трехлопастное завершение. Пример лишний раз свидетельствует о том, насколько неточен метод реставрации даже по аналогии, использующей формы того же памятника.

Реставрация северной части Никитского корпуса (Г. М. Штендер, Г. П. Никольская) дала возможность сделать важное для науки открытие: хозяйственные постройки (квасоварня, ледники, погреба) Софийского дома и жилые палаты были пристроены митрополитом Питиримом в 70-х годах XVII века к восточной крепостной стене XV века Владычного двора, существование которой было ранее неизвестно. Следовательно, в XV веке Владычный двор уже являлся "крепостью в крепости" - сердцем громадных территорий Великого Новгорода. Найдены следы конструкций и покрытия боевого хода, а также ниши, бойницы более архаичной формы, отличающиеся от подобных частей остальных стен Детинца конца XV века. Поэтому есть основание полагать, что уже при архиепископе Евфимии II его резиденция - Владычный двор - еще до большого строительства кремля в 90-х годах имела оборонительные кирпичные стены и башни. В огромном зондаже на западном фасаде центральной части Никитского корпуса выявлены и подчеркнуты все остатки древних форм XVII века и поздних наслоений, а на чердаке и на восточном фасаде - остатки форм XV века. Такая экспозиция архитектурных форм как бы нейтрализует введение некоторых новых, докомпонованных по необходимости элементов, например крылец.

В северо-западной части к зданию XVII века примкнули три разновременных добавления, сейчас представляющие единый объем. Пристройка рубежа XVII-XVIII веков реставрируется в своих первоначальных формах, как и обе пристройки XIX века. Их разновременность будет выявлена разными формами проемов, границами на стыках и различным (для каждой) первоначальным цветом окраски каждой из соответствующих частей здания.

Для ресторана "Детинец" сделано в целом удачное приспособление Покровской башни кремля (А. В. Воробьев, А. А. Шалькевич, Л. Е. Красноречьев). Но в стоящей рядом церкви Покрова Богородицы XVI- XVII веков, где вначале было запроектировано приспособление под хозяйственное помещение, впоследствии арендатор, к сожалению, устроил буфет и банкетный зал. Испорчено оборудование интерьеров: поверхность металлических и деревянных предметов обильно покрыта лаком, древние стены окрашены масляной краской.

Нужно признать, что устройство такого чисто увеселительного заведения, как ресторан, в культовом здании не является примером удачного приспособления, тем более что данный памятник имеет сам по себе значительные художественно-исторические достоинства.