Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
History.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
03.08.2019
Размер:
628.22 Кб
Скачать

Индустриализация и коллективизация бсср.

Крах надежд на всемирную социалистическую революцию при­вел к тому, что в середине 1920-х гг., с одной стороны, завершается оформление системы рыночных отношений, хозяйственной систе­мы новой экономической политики в деревне, с другой— провозг­лашается курс на построение социализма в одной отдельно взятой стране. Последнее предполагало противостояние СССР всему ка­питалистическому миру и быст­рое развитие тяжелой промышленности, опираясь на которую мож­но было увеличить производство военной техники.

Состоявшийся в декабре 1925г. XIV съезд ВКП(б) провозгла­сил курс на индустриализацию. Первоначально была определена и обоснована стратегия, предполагавшая использование методов НЭПа и имевшая целью не только решение производственных за­дач, но и улучшение жизненного уровня и культуры народа. В 1927/1928гг., учитывая, что некоторые факторы (урожай, внеш­неторговая конъюнктура, внешнеполитическое положение) не под­даются точному прогнозу, были подготовлены два варианта плана: исходный (минимальный) и оптимальный (максимальный).

Уже в апреле 1929г. оптимальный вариант первого пятилетнего плана рассматривался как единственно возможный. Между тем, для таких «большевистских» темпов не хватало средств. Начала практиковаться ежегодная при­нудительная подписка на государственный заем, резко увеличились налоги, была «заморожена» заработная плата. Стремясь увеличить валютные поступления для закупки за рубежом оборудования, го­сударство отказывается от методов НЭПа и начинает принудитель­ную конфискацию зерна у крестьян. Индустриализация, таким образом, начинает проводиться за счет ухудшения уровня жизни большинства населения.

Начиная с 1929г. и до конца первой пятилетки (1932г.) в респуб­лике основное внимание уделялось развитию легкой и пищевой про­мышленности. Это было обусловлено обилием местного сырья, сло­жившимися кадрами, существующими традициями. Вплоть до сере­дины 1929г. в Беларуси проводилась политика, которая сочетала в себе и директивные начала, и товарно-денежные отношения.

Первые два года пятилетки дали весьма ощутимые результаты. К началу 1931 г. вместе с биржами исчезли и безработные. Удельный вес рабочего класса в составе населения повысился почти в 2 раза. В 1930г. дали продукцию Гомсельмаш, Могилевская фабрика искусственного волокна, швей­ная фабрика в Витебске и Бобруйске и др. В республике были со­зданы новые отрасли: топливная, машиностроительная, химичес­кая, станкостроение. Изменилась структура промышленности, объем производства крупной промышленности вырос более чем в 4 раза.

Вторая пятилетка (1933-1937 гг.) осуществлялась уже в несколь­ко иных условиях. Были репрессированы многие из руководителей БССР, отстаивавшие необходимость сбалансированного развития, хозрасчетный механизм в экономике сменила командно-приказная система, чрезмерно форсированная коллективизация обернулась падением сельскохозяйственного производства, нанесла серьезный удар по сырьевой базе индустриализации. В результате объем про­мышленного производства вырос в республике в 1,9 раза (это в два раза ниже запланированного и намного ниже общесоюзного пока­зателя).

Низкая квалификация рабочих, малограмотность приводили к поломкам и простоям техники. Но всю вину за это и недовыполне­ние планов возлагали на «вредителей», которых «выявили» и в БССР.

Противоречивым было индустриальное развитие республики в годы третьей пятилетки (1938-июнь 1941 гг.). Противоречивыми явились и итоги индустриализации. За годы трех пятилеток в БССР было построено более 1000 крупных и средних предприятий, со­зданы новые отрасли промышленности: машиностроение, топлив­ная, искусственного волокна, производство радиоаппаратуры. Быс­трыми темпами развивались металлообработка и станкостроение. Количество рабочих увеличилось в 3,3 раза и составило более 700 тыс. человек. С другой стороны, быстрые темпы индустриали­зации, необходимость существенных средств для ее осуществления ухудшали материальное положение населения.

В середине 1920-х гг., когда еще только определялись пути и мето­ды индустриализации, в БССР развивались различные формы коопе­рации. Коллективные хозяйства, входившие в кооперативные союзы, объединяли только 3% сельского населения. Исходя из реальных ус­ловий, наркомат земледелия республики отдавал предпочтение простейшим формам кооперирования. XV съезд ВКП(б) (1927г.), предполагал развитие коллективизации в сочетании с другими видами кооперативов, экономические методы стимулирования этого процес­са. Однако политика большевиков в годы НЭПа, усиление налогооб­ложения зажиточных и поддержка малоимущих привела к дробле­нию крестьянских хозяйств и снижению их товарности. Деревня должна была и финансировать индустриализацию за счет скрытого роста цен на промышленные товары. Но крестьяне начали придерживать хлеб, и в 1927-1928 гг. в СССР разразился хлебозаготовительный кризис. Беларусь, сельское хозяйство которой в боль- Г шей степени ориентировалось на технические культуры и мясо-мо­лочное животноводство, как потребляющий регион, также оказалась в пучине кризиса. В 1928-1929 гг. трудности с заготовками повтори­лись, повторились и методы решения—насильственное изъятие хле­ба у крестьян. Определив колхозы как удобные формы выкачивания хлебных ресурсов из деревни, советское руководство с конца 1929г. приступает к форсированию процесса коллективизации. Руководство КП(б)Б в январе 1930-х гг. призвало завер­шить коллективизацию к 1931г. и направило в Москву просьбу объя­вить республику зоной сплошной коллективизации.

Нарастание скрытого, а временами и активного, сопротивления в деревне вынудило Москву вмешаться. Прилив в колхозы сменился отливом, к августу 1930г. осталось в них около 11% крестьянских подворий. Однако с осени 1930г. наблюдается новая волна административного нажима, в ре­зультате которого к концу 1934г. в колхозах БССР оказалось около 75% (3/4) всех крестьян. По подсчетам белорусских ученых в БССР репрессировали в период коллективи­зации более 300 тыс. крестьян.

В условиях национализации земли и возведения идеологи­ческой доктрины большевиков в роль государственной полити­ки, коллективизация стала единственно возможным путем уве­личения товарности сельскохозяйственного производства. Из­бранные же сталинским руководством сроки и формы коллекти­визации еще более усугубили положение населения белорус­ской деревни. Крестьянство было вынуждено отказываться не только от своей земли, но и от всего своего имущества, посте­пенно теряя полностью заинтересованность в результатах своего груда. В этих условиях насилие становилось нормой социалисти­ческой жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]