Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Com.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
15.07.2019
Размер:
255.99 Кб
Скачать

1. В данной статье определяются основные понятия.

Так, законодатель перечисляет лиц, которые могут быть иностранными инвесторами, указывая при этом, что правоспособность и дееспособность данных лиц должна быть определена в соответствии с законодательством страны происхождения капитала.

Гражданская правоспособность физических лиц - это способность индивида иметь права и обязанности.

Гражданская дееспособность физического лица - это его способность своими действиями осуществлять гражданские права и обязанности.

Регламентации права, подлежащего применению при определении правового положения лиц, посвящена гл. 67 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Статья 1195 ГК РФ закрепляет, что личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. В соответствии со ст. 1196 ГК РФ гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.

В соответствии со ст. 1197 ГК РФ гражданская дееспособность физических лиц определяется их личным законом.

Ограничение дееспособности физических лиц может производиться только в судебном порядке. Физическое лицо может быть признано полностью недееспособным или частично недееспособным только у себя на родине, в соответствии со своим личным законом. Ограничение дееспособности иностранного физического лица в Российской Федерации может быть осуществлено при условии уведомления компетентных органов государства его гражданства и согласия государства гражданина на судебное разбирательство в Российской Федерации.

Здесь следует обратить внимание на вопрос: следует ли гражданину для осуществления инвестиционной деятельности регистрироваться в качестве предпринимателя? Для этого, прежде всего, необходимо выяснить соотношение предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Вопрос о том, является ли их инвестиционная деятельность предпринимательской, остается дискуссионным на протяжении ряда лет, хотя за это время уже сформирована и вполне обоснована позиция, согласно которой инвестиционная деятельность в различных проявлениях, в зависимости от вида инвестиций, форм инвестиционной деятельности, может являться предпринимательской, а может и не быть таковой.

Действительно, безусловное признание любой инвестиционной деятельности предпринимательской будет ошибочным. Очевидно, не является предпринимательской такая инвестиционная деятельность, как приобретение акций (долей) российских хозяйственных обществ, что подтверждается правовыми позициями Конституционного Суда РФ.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций в связи с жалобами граждан, компании "Кадет Истеблишмент" и запросом Октябрьского районного суда г. Пензы" указывается, что участие граждан в хозяйственном обществе, товариществе или производственном кооперативе не относится к предпринимательской деятельности.

При этом подчеркивается, что деятельность акционеров не является предпринимательской (она относится к иной не запрещенной законом экономической деятельности), однако и она влечет определенные экономические риски, поскольку само акционерное общество предпринимательскую деятельность осуществляет. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности служит основой конституционно-правового статуса участников хозяйственных обществ, в частности акционеров акционерных обществ - юридических лиц, а также физических лиц, в том числе не являющихся предпринимателями, которые реализуют свои права через владение акциями, удостоверяющими обязательственные права ее владельца по отношению к акционерному обществу.

Неоднозначное толкование (в частности, налоговыми органами) вызывало осуществление частными инвесторами систематических сделок с ценными бумагами на фондовой бирже. Однако такие операции могут осуществляться частными лицами только при посредничестве профессионального участника рынка ценных бумаг, предоставляющего доступ к торгам своим клиентам. В связи с этим представляется, что такой признак предпринимательской деятельности, как самостоятельность, в данном случае отсутствует; доход физического лица образуется за счет предпринимательской деятельности самого профессионального участника рынка ценных бумаг. Граждане могут совершать любые не противоречащие закону сделки не только в рамках предпринимательской деятельности, но и в процессе иной экономической деятельности, в том числе и сделки по инвестированию средств в ценные бумаги.

Но вряд ли правильным будет сделать вывод, что инвестирование в ценные бумаги не является предпринимательской деятельностью, а инвестирование в основные фонды, например строительство завода, является. Учитывая, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ), необходимо признать, что сама по себе инвестиционная деятельность как факт вложения капитала и совокупность ряда практических действий по реализации инвестиций не соответствует законодательному определению предпринимательской деятельности.

Инвестирование в данном случае является необходимым этапом, элементом предпринимательской деятельности и в отрыве от всей совокупности действий, направленных на создание (реконструкцию, модернизацию и т.д.) определенного объекта прямых инвестиций, не имеет самостоятельного значения.

Справедливым является также мнение А.В. Майфата, который опирается на представление об инвесторе как субъекте с особым правовым статусом. "Он (инвестор) не является потребителем, и по общему правилу его действия не могут быть квалифицированы как действия предпринимателя. Соответственно критикуется законодательная практика применения "потребительского" правового режима к инвестиционным правоотношениям, что противоречит самой природе инвестирования, основанной на началах инвестиционного риска, риска инвестора, не присущего гражданину-потребителю" <4>.

--------------------------------

<4> Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. IV.

Если же инвестирование конкретного иностранного инвестора - юридического лица невозможно осуществить без осуществления деятельности, по всем признакам являющейся предпринимательской, то согласно ст. 1201 ГК РФ право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.

В то же время иностранный гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, обязан зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, даже если по праву страны, гражданином которой он является, не предусмотрена регистрация в качестве индивидуального предпринимателя <5>.

--------------------------------

<5> См.: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части третьей Гражданского кодекса РФ. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Экзамен, 2006.

В случае если инвестором является иностранное юридическое лицо, то в соответствии со ст. 1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]