Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
XXXV_1.DOC
Скачиваний:
2
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
510.98 Кб
Скачать

Шахта меженного: история открытия

Александр Дехтяренко

Историю каждой пещеры ведут с того момента, как ее нашли. История пещеры Меженного началась в августе 1979 года. Именно тогда ребята из поисковой экспедиции секции спелеологии МГУ впервые бросили камень в узкую щель на склоне одного из отрогов Раздельного хребта, прислушались, посмотрели друг на друга и сказали довольно: “Летит!”. К тому времени в секции спелеологии МГУ назрела необходимость и создалась возможность возобновить обстоятельные исследования карстовых районов. Такие исследования не проводились уже более восьми лет. В 1971 году наши спелеологи нашли Снежную, и все силы были брошены на нее, потом — на Сувенир, и систематический поиск новых пещер почти "заглох", за исключением отдельных экспедиций, когда пещеры искали без тщательного прочесывания всего района.

Наконец, было решено восполнить этот пробел. Район для поиска подсказал Булат Мавлюдов, признанный специалист по карстоведению. Он предложил осмотреть южный склон Раздельного хребта в окрестностях горы Хипста. Несмотря на то, что этот район находится в непосредственной близости от Снежной и Сувенира — места активной деятельности спелеологов из разных уголков Советского Союза — он был практически не изучен. Все спелеологи спешили в сторону Снежной, а до прочесывания окрестных склонов руки не доходили.

Специальную поисковую экспедицию секции спелеологии МГУ возглавил Юра Шакир. Большинство участников составляла “молодежь” — новые члены секции. Многое в этой экспедиции было впервые. Впервые новички испытали на себе особенности легендарного подъема к Снежной. Впервые А. Дехтяренко был завхозом, а А. Бизюкин — начальником снаряжения.

Лагерь поставили на границе леса. Первым делом на соседние холмы были посланы гонцы, которые взяли азимуты на лагерь и на вершины “Вулкан” и Хипста. После этого можно было сориентироваться по карте и разработать план работы. Район поиска состоял из трех неглубоких долинок, сбегающих по склону Хипсты на юг. Экспедиция тоже была разделена на три группы, каждой досталась для прочесывания своя долинка.

Днем, под палящими лучами солнца, ребята заглядывали и бросали камни во все щели, которые видели, и ворочали камни над теми, которых не видели, а вечером у костра рассказывали о результатах поиска за день. И вот, в один из таких дней, один участник экспедиции1, пробираясь по склону, обратил внимание на небольшую щель, из которой немного дуло. Щель раскопали. Она стала от этого не на много больше, но все-таки человек в нее уже пролезал, хотя и со “скрипом”. В этот день прошли входной колодец, пробрались между глыбами к наклонному крутому ходу, усыпанному многочисленными камнями, прошли его и остановились на огромной глыбе, висевшей над небольшим залом. Дальше не хватало лестницы.

Вечером в лагере Шакир сообщил о найденной пещере и, начиная со следующего дня, в нее стало уходить все больше снаряжения.

На второй день пещеру чуть не “заткнули”. Перевесили лестницу в более удобное место, спустились с глыбы в зал, который имел явный наклон. Ребята, конечно, направились вниз и вскоре уперлись в плоское глухое дно. Дальше хода не было. К счастью, человек имеет способность смотреть не только себе под ноги. Вспоминает один из участников первопрохождения: “Довольно скоро в полутора метрах выше конца навески мы обнаружили вход в широкую галерею. Дно ее было завалено глыбами, а на стенках прилепились многочисленные кораллиты. В конце галереи в полу виднелась заманчивая черная щель, узкая и длинная. Мы подобрались к щели, окружили ее, бросили камешек и замерли. Секунды две было тихо. Потом послышался звук удара, посыпались другие камни, которые явно бились о новые и новые уступы, шум уходил вниз, пока не затих где-то в глубине пещеры. Мы обалдело посмотрели друг на друга и внезапно в один голос издали радостный вопль. Теперь можно было надеяться, что неопределенная часть пещеры кончилась, и она уверенно пошла вниз.”

В самом деле, колодцы следовали один за другим. Пройдя три колодца, в четвертый вывесили все оставшееся в экспедиции снаряжение. Костя Фирсов поболтался-поболтался на последней ступеньке лестницы, посветил вниз, вроде различил дно, да и полез наверх. Это было все, что смогла сделать первая экспедиция. Она остановилась, как хороший детектив, на самом интересном месте.

Пещеру решили назвать в честь погибшего члена нашей секции Сергея Меженного, одного из первых исследователей Бзыбского хребта.

Теперь, по прошествии двух лет и по достижении глубины почти 600 метров уже трудно представить, что все было именно так, как это было на самом деле. Там, где были вначале лестницы, теперь висят веревки; где веревки висели неудобно, теперь висят удобно. Если раньше из колодца со щелью вылезали не иначе, как со скрежетом и крепкими словами, то сейчас он проходится без особых усилий. По верхней части пещеры ходят теперь так же привычно, как ездят каждый день в метро — а тогда делали шаг за шагом, напряженно всматриваясь вниз. Таков закон исследований: первые шаги в неизвестное — всегда осторожные.

октябрь 1981 г.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]