Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
XXXV_1.DOC
Скачиваний:
2
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
510.98 Кб
Скачать

Лето 1973 - мгу сдается

После экспедиции 1972 года мы, каждый по-своему, понимали, что секции надо переходить на новый уровень работы. Зверев с Мусей решили, а мы все согласились с тем, что надо организовать всесоюзную экспедицию - пригласить сильнейших спелеологов из главных секций страны. Поехали все приглашенные: с нами были свердловчане, томичи, красноярцы и многие другие. Нас и приглашенных было примерно пополам, но так как дело нашей чести было пропустить все города на дно, нам самим досталась только навеска и выемка снаряжения. Все иногородние группы доходили до дна и жили там, счастливые до обалдения, с ужасом ожидая момента выхода на поверхность. Когда я спустился на дно для выемки снаряжения, у меня было около 5 часов (пока томичи на дне собирали лагерь) для поиска прохода в пятом завале. Конечно, это была экскурсия, а не работа. Когда мы вернулись, лагерь еще не сняли, но было уже все равно: экспедиция окончилась неудачей. На разборках полетов мы узнали, что все секции страны уже были приучены московской городской секцией: если их приглашают, то только на роль шерпов. Поэтому они послали не совсем первый состав, который рассчитывал посмотреть подходы, а не совершать подвиги.

Я работал с одним московским спелеологом, очень здоровым, но больше альпинистом, чем спелеологом. Вскоре он погиб на восхождении, проехав полкилометра по пологому фирну. Мы поднимались к пещере позже всех (я получал диплом), прихватив с собой корреспондента «Комсомольской Правды» - Илью Репина. Последний очень расстраивался, что наверх не летит вертолет (нет погоды), а мы не хотели ждать погоды. Наша взяла: все вместе пошли наверх пешком. Поднявшись к Снежной, Репин сразу пошел фотографировать Сашу Муранова, который должен был изобразить спуск во входной колодец рекордной пещеры. Правда, он поленился соответственно одеться: смотри фотографию, на которой он вот-вот отпустит руки и улетит на глубину 40 метров. Веревка окажется не привязанной, а только крепко втоптанной в грязь. На дне Саша пробьет снежный карниз, пролетит еще 4 метра и будет стоять, дрожа, на краю спуска вниз, пока к нему не спустится Женя Цибиков.

Саша Муранов пролежал несколько недель в больнице, и когда мы с ним купались по дороге в Москву, жаловался, что чешется ободранное во время падения плечо. В пещеры он больше не лазил.

1974 И позже - после драки кулаками не машут

После этого мы ездили в Снежную много раз, летом и зимой, одни и с кем-то, нашли в нее другие входы (Меженного, Сувенир), демонстрировали ее всей стране на курсах высшей туристской подготовки..., но пещера уже перестала быть нашей. Пещера принадлежит тому, кто был в ней глубже всех. Мы же с тоской вспоминаем каждый поворот ее ходов и связанные с ними истории.

Когда эпоха Снежной явно подошла к концу, ее глубину обогнали другие пещеры, например Пантюхинская, мы увидели, что никто из нас не был на глубине 1000 метров. ! На собраниях мы даже уговаривали сами себя, что не в этом счастье; наше дело - наука или что-то еще в этом роде. Мы просто друзья. В качестве завершения своего общественного долга перед секцией я свозил секцию МГУ на километр - в пещеру Московская, но она тоже не стала нашей.

Перечислим имена, которые вспоминаются вместе со словом «Снежная»: Зверев, Муся, Глебов, Гужва, Беня, Пашунчик, Лебедев и Серега Меженный, который говорит: «Ослик наш сегодня зол, - он узнал, что он осел.»

декабрь 1996 г.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]