Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Старостина Я.В. Угол. ответственность медицинск....docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
336.76 Кб
Скачать

Заключение

1. Специфика уголовной ответственности медицинских работников связана с их особым субъектным статусом и определяется социальной сущностью профессиональной и служебной деятельности медицинских работников. Послед­няя состоит, соответственно, в непосредственном оказа­нии медицинской помощи либо в организации медицинской помощи, управлении ею и осуществлении контроля за ее оказанием.

2. Медицинский работник как субъект профессиональ­ного преступления предусмотрен уголовным законодатель­ством в случаях, когда: а) криминообразующим признаком является неосторожное причинение вреда жизни или здоровью человека, ставшее результатом профессиональной деятельности по оказанию медицинской помощи; б) крими­нальным является само деяние, совершаемое медицинским работником.

3. В целях охраны прав пациента необходимо восста­новление уголовной ответственности за несанкционирован­ное разглашение врачебной тайны, совершенное медицин­ским работником, т.к. это деяние подрывает основы меди­цинской этики, создает серьезную угрозу личным правам и интересам человека, и полностью не подпадает под признаки существующих составов преступлений.

4. Дифференциация уголовной ответственности медицин­ских работников должна иметь следствием закреп­ление в составах убийства и умышленного причинения тяж­кого и средней тяжести вреда здоровью такого квалифици­рующего признака, как совершение указанных преступлений при оказании медицинской помощи.

5. Субъектами служебных преступлений должны призна­ваться: а) медицинские работники, являющиеся должностными лицами в государственных и муниципальных органах здравоохранения, и совершившие преступления в связи с осуществлением ими организационно-распоряди­тельных или административно-хозяйственных функций; б) медицинские работники, выполняющие управленческие функ­ции в медицинских учреждениях, отнесенных к категории коммерческих и иных организаций, и совершившие преступ­ления в связи с осуществлением организационно-распоря­дительных или административно-хозяйственных обязанно­стей.

6. Медицинский работник, вне зависимости от служеб­ного положения, исполняющий исключительно профес­сиональные обязанности по оказанию медицинской помощи, не может быть признан должностным лицом либо лицом, вы­полняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

7. Врачебная ошибка является специфическим видом фактической ошибки в уголовном праве. Существуют два вида врачебных ошибок, допускаемых медицинскими работ­никами при исполнении профессиональных обязанностей: релевантные и нерелевантные.

8. Релевантная врачебная ошибка - это заблуждение медицинского работника соответствующих квалификации и профессионального профиля относительно характера, вида и объема медицинской помощи, повлекшее по неосторожно­сти причинение вреда жизни или здоровью пациента, если оказание такой помощи входило в круг профессиональных обязанностей медицинского работника.

9. По своей юридической природе нерелевантная вра­чебная ошибка является видом невиновного причинения вреда. Субъект такой врачебной ошибки тот же – медицин­ский работник, однако юридическим основанием исключения уголовной ответственности при нерелевантной врачебной ошибке является отсутствие неосторожного (небрежного или легкомысленного) отношения медицинского работника к последствиям в виде причинения вреда жизни или здоровью пациента.

10. Медицинский работник, выполняющий профессио­нальные функции в состоянии крайней необходимости, дол­жен сохранять возможность произвольного выбора (вари­анта) своего поведения. Специфика крайней необходимости в медицинской деятельности заключается в том, что она имеет в своей основе юридический конфликт между интере­сами пациента и третьего лица. Так как основной целью медицинской деятельности является сохранение жизни и здоровья человека, то причинение в состоянии крайней необходимости вреда любым интересам третьих лиц, кроме их жизни и здоровья, всегда должно считаться правомер­ным. Не может быть оправдано крайней необходимостью причинение медицинским работником вреда жизни одному лицу в целях спасения жизни другого лица.

11. При оказании медицинской помощи обоснованным надо признавать риск, ставящий своей целью спасение либо минимизацию вреда жизни и здоровья пациента как социально полезные цели. Обязательным условием обосно­ванного риска является требование «минимизации послед­ствий» - медицинский работник, допускающий риск в про­фессиональной деятельности, должен принять достаточные меры безопасности в ситуации допускаемого риска, т.е. меры для предотвращения вреда жизни и здоровью паци­ента, которые в конкретной ситуации риска зависели от него. При соблюдении прочих условий, указанных в ст. 41 УК РФ, спецификой обоснованного риска в медицинской деятельности необходимо признать получение предвари­тельного согласия на рискованные действия со стороны пациента. Если пациент в силу объективных причин не мо­жет выразить свое согласие на проведение риска, то оно должно быть получено от его супруга, родственников или законных представителей.

12. Причинение большего, по сравнению с ожидаемым, вреда здоровью пациента в ходе уже оказываемой медицин­ской помощи, совершенное в целях спасения его жизни, совершенное без предварительного согласия пациента, не является преступным в силу исполнения медицинским ра­ботником профессиональных обязанностей, вытекающих из ч. 2 ст. 32 Основ и конституционного положения о жизни человека как его главном праве. Социально-юридическим основанием причинения большего вреда по сравнению с ожидаемым в ходе идущего медицинского вмешательства, является явная и реальная угроза жизни пациента.

13. Отказ от оказания медицинской помощи (за исклю­чением осуществления медицинской помощи, подпадаю­щей под критерии обоснованного риска) недееспособному или ограниченно дееспособному лицу, заявленный законным представителем, опекуном или попечителем такого лица, а также отказ от оказания медицинской помощи дееспособ­ному лицу, не могущему самостоятельно его заявить, со­вершенный супругом или близким родственником, не должен иметь для медицинского работника обязательной силы и расцениваться как основание неоказания медицинской по­мощи.