Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗАРЛИТ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
139.55 Кб
Скачать
  1. Эзоп. Басни

Этика Эзопа. Различия с христианской/ современной этикой.

Сюжеты басен Э. взяты из жизни. Они были выражением здравого смысла простых людей, а порой и протестом против общественной несправедливости. Их этика отражала представления, бытовавшие в древних обществах. Здесь нет места любви, жертвенности, самоотверженности, сила одерживает верх над законом, а в мире побеждают хитрость и обман. Форма этих поучений окрашена своеобразным юмором. Особую группу составляют этиологические басни, то есть такие, которые объясняют существование определенных явлений в жизни животных и людей.

Обычно имеется вытекающая из содержания мораль, помещенная либо в конец, либо - реже - в начало произведения.

Менандр

  1. . Брюзга. Третейский суд.

Характер и разрешение конфликта. Способы создания комического эффекта.

Греческая общественность переставала волноваться политическими событиями

изображение быта средних и низших слоев, которых уже не интересует политика и которые далеки от древней мифологии и от героизма периода классики. Это - люди, исключительно преданные своим узко личным интересам

Типажи:

  1. молодой человек, легкомысленный или серьезный, , влюбчивые юноши

  2. отец, тоже легкомысленный или скупой,

  3. девица, кем-нибудь обиженная и добродетельная,

  4. женщина легкого поведения и с благородными чувствами, , обольстительные куртизанки

  5. находчивые рабы, жулики или честные, весьма оборотистые и пронырливые, помогающие своим господам довести дело до благополучного конца,

  6. хвастливые и много о себе мнящие воины. забавны своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах

  7. Хитрые сводники, содержатели непотребных домов

  8. , потакающие матери,

  9. ревнивые или расточительные жены,

  10. наглые прихлебатели,

избегал изображения условных характеров и выводил действие из самих же характеров. это не удалось, как и вообще всей античной комедии. небольшим числом типических характеров; его искусство заключается в наделении этих характеров разными жизненными деталями.. За пределы этих типических характеров комедия Менандра почти не выходила. Плутарх ставил его выше Аристофана.

Мир комедий М. — частные повседневные отношения; действующие лица — заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев нет ещё; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке.Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела благополучный конец. Женщины и рабы, простолюдины и бедняки занимают видное место. Личными достоинствами — молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью — определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечность к обездоленным и приниженным. Раб является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед. Богатым вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным - блюсти достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка — дурное деяние. сюжеты и способ развития их, обилие общих суждений, сближают эти комедии с новоевропейской драмой и ещё больше — с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи- успех . ямбический триметр и трохаический тетраметр. Хора нет. По- философски М. всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций — к Еврипиду.

за нормальную семейную жизнь. Он явно осуждает мизантропа Кнемона, который осыпает руганью и всех близких людей, и чужих, вечно раздражен и даже ни с кем не хочет иметь никакого дела. В уста своего Харисия Менандр вкладывает такую покаянную речь, которая заставляет видеть в нем незаурядного и благородного человека, несмотря на допускаемые им глубокие жизненные ошибки. Во-вторых, в презренных и маленьких людях Менандр склонен видеть часто человеческие и даже благородные чувства. Пасынок Кнемона Горгий, всегда терпящий от него, первый бросается спасать его, когда тот попадает в колодец. Этот же Горгий, видя любовь и честные намерения Сострата, помогает и ему, несмотря на постоянную разгневанность и злобность Кнемона. В гетере Менандр тоже видит человека с благородными чувствами, а не относится к ней с холодным и безусловным осуждением, как это делает общество, которое само же ее порождает. В-третьих, женщина у Менандра вполне равноправный член общества, иной раз даже превосходящий мужчину по своим душевным качествам. В-четвертых, рабы для него тоже люди, и притом самого разнообразного склада, то эгоистического, а то и мягкого, доброго, отзывчивого. В-пятых, просветительство у Менандра сквозит и в его деистических мотивах, несомненно, заимствованных у Эпикура. Из комедий Менандра сама собой вытекает мораль, хотя он и никого не бичует и никого не принуждает к добродетели каким-нибудь строгим авторитетом. Мораль эта заключается в том, что все люди имеют разного рода слабости и совершают разного рода погрешности, но что у всех людей есть и хорошие стороны. Есть мягкость и доброжелательность, сознание своих погрешностей и желание от них избавиться. Мы едва ли ошибемся, если назовем эту мораль гуманизмом или гуманностью.

К этому необходимо прибавить, что Менандр глубоко чувствует и общественные язвы настоящего времени. В "Человеконенавистнике" имеются целые монологи, посвященные тяжкой участи бедных людей, критике стяжателей богатства, обездоленности крестьянина. Да и сам Кнемон обрисован не просто как мизантроп, но как человек, которого довела до такого озлобления его неудачная, бедная и тяжелая трудовая жизнь. Хозяйство этого свободного земледельца, автурга, как он именуется в пьесе, ничтожно. На холме, где он собирает на топливо коряги, у него есть несколько грушевых деревьев, там же на каменистом склоне он копошится со своей мотыгой (99-102). Есть у него, видимо, лучший участок у дороги, но там ему мешают прохожие, и старику приходится забираться все выше по холму (162- 166). Этот, по словам раба Геты, настоящий аттический крестьянин, хотя и оценивает свои владения в два таланта (что в 12 раз превышало минимальный имущественный ценз свободных граждан в конце V в. до н.э.), не имеет ни раба, ни поденщика, ни помощника-соседа, предпочитая брать с собой в поле дочь (328-334) и обходясь услугами рабыни-старухи Симихи. Вот как о нем говорит пронырливый и наглый раб Гета:

Несчастный! Злополучный! Жалкую он жизнь

Ведет... Типичный пахарь он аттический,

Всю жизнь воюющий с скалой бесплодною,

С полынью горькой и колючей,

Терпя мученья и не зная радостей (603-607).

Сам Кнемон признается (328-332):

Таким-то бессердечным стал я, увидав,

Что у людей всего одна лишь в жизни цель -

Любой ценой добиться выгоды своей.

Казалось мне: ни одного средь всех них нет,

Кто б захотел помочь кому-нибудь в беде. (С. Л.)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]