Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
MChP_2010.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
849.41 Кб
Скачать
  1. Правовой статус оффшорных зон.

Оффшорная зона – это гос-во или его часть, в пределах которой для компаний не резидентов определяется особый режим регистрации их деят-ти. В оффшорной зон упрощается и ускоряется процесс регистрации не резидентов при уплате незначительного регистрационного сбора. Кроме того, в оффшорных зонах по заниженным ставкам уплачиваются налоги с прибили, для оффшорных компаний гарантируется конфиденциальность и они, как правило, освобождаются от гос-го валютного контроля.

В целях защиты нац-го бизнеса, оффшорным компаниям запрещено заниматься любой ПД в пределах оффшорной зоны. Основные доходы оффшорной зоны складываются из сборов за регистрацию и перерегистрацию компаний, а также расходов оффшорных компаний на содержание в зоне их постоянных представительств.

В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков стран, где практикуются налоговые льготы для оффшорных компаний. Вместе с тем, в большинстве развитых стран началась работа по сокращению оффшорных компаний. В науке представлена следующая классификация оффшорных зон:

1) страны с полным отсутствием налогов и не требующие отчетности, в основном это небольшие гос-ва третьего мира – Багамские острова, Британские и Виргинские острова и Каймановые острова. В таких оффшорных зонах высока степень конфиденциальности и полностью отсутствует контроль со стороны властей.

2) оффшорные зоны повышенной респектабельности – в таких зонах оффшорные компании представляют финансовую отчетность в замен на весьма ощутимые налоговые льготы. В таких зонах в обязательном порядке ведется реестр директоров и акционеров. Это Ирландия, Гибралтар, остров Мен.

3) страны, которые нельзя считать стандартными оффшорными зонами – в таких странах зарегистрированным не резидентам предоставляются налоговые льготы, но при этом в них существуют высокие требования к финансовой отчетности и компании подвергаются традиционному валютному контролю. К таким зонам ранее относились наша Калининградская обл., но с ликвидацией оффшорных зон в России, Калининградская обл. перестала быть оффшорной зоной, до 1 мая 2004 г. такой зоной явл-ся Кипр.

В настоящее время единого международного списка оффшорных зон не существует. Работу по контролю за зонами ведет Международный валютный фонд и ЦБ различных стран. В рамках РФ список оффшорных зон для налоговых целей б. утвержден Приказом Минфина от 13 ноября 2007 г., в настоящее время в такой список включается 41 гос-во.

Тема №6. Вещные права в МЧП.

  1. Коллизионные вопросы соб-ти.

Исходным началом для решения коллизионных вопросов права соб-ти явл-ся использование привязки - закон места нахождения вещи. В соответствии с данной привязкой определяются круг и содержание вещных прав, условиях их возникновения, прекращения и изменения, а также порядок защиты этих прав. Данная коллизионная привязка явл-ся основополагающей в отношении недвижимого им-ва во всех странах мира. Вместе с тем правовой статус движимого им-ва м. подчиняться др. коллизионным привязкам. Наиболее распространенным в данном случае явл-ся личный закон соб-ка. Данная привязка используется во всех странах общего права. Содержание коллизионного регулирования вещных прав м.б. условно сведено к двум главным положениям:

1) если лицо правомерно приобретает за границей к-либо вещь, то при перемещении её в иное гос-во, это лицо сохраняет вещь в соб-ти даже в том случае, если в последнем подобный порядок приобретения вещи в соб-ть не возможна.

2) объем правомочий соб-ка во всех случаях б. определяться на основании закона того гос-ва, в котором данная вещь находится в настоящее время. Следовательно, не имеет значение, какие права принадлежали соб-ку вещи до её перемещения в соответствующее гос-во.

Коллизионное регулирование вещных прав в российском законодательстве установлено статьями 1205-1207 ГК РФ, а также ст. 1213 ГК. При этом, генеральной коллизионной привязкой всех вещных прав признается закон места нахождения вещи. В целом, все коллизионные нормы о вещных правах м. условно разделить на 2 группы:

1) нормы о содержании, осуществлении и защите вещных прав. Данная группа расположена в ст. 1205 ГК, которая закрепляет закон места нахождения вещи для решения вышеназванных вопросов. Кроме того, на основе этого же принципа определяется принадлежность им-ва к движимым или недвижимым вещам. В целях применения данной коллизионной привязки, под метом нахождения им-ва следует понимать его фактическое расположение вне зависимости от места нахождения обладателя вещных прав, а также не зависимо от места, где выданы или находятся право устанавливающие документы на это им-во.

2) ст. 1206 ГК, которая посвящена возникновению и прекращению вещных прав. В частности установлено, что такие права возникают и прекращаются по праву страны, где им-во находилось в тот момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения или прекращения вещных прав.

Т.о., в РФ б. признаваться вещные права на им-во, возникшие в иностранном гос-ве на основании норм иностранного права.

П. 2 ст. 1206 ГК устанавливает дополнительные правила для определения применимого права в отношении им-ва, находящегося в пути. Под таким им-ом понимаются вещи, которые находятся в процессе транспортировки вне зависимости от оснований такого перемещения. Вещные права в отношении такого им-ва определяются по праву страны, из которой это им-во отправлено.

Особый характер носят положения законодательства о вещных правах на ТС. К таким средствам не м. применяться традиционный коллизионный принцип места нахождения вещи. Соответственно, применимое право по отношению к такому им-ву определяется на основе юр. фикции постоянного места нахождения на территории той страны, где такое им-во зарегистрировано.

Некоторые коллизионные нормы в отношении вещным прав также содержатся в КТМ, в частности, ст. 417 определяет, что право на им-во, затонувшее во внутренних морских водах или территориальном море, определяется законом гос-ва, в котором им-во затонуло. Если им-во затонуло в открытом море, то к им-ву применяется закон флага судна.

Коллизионные вопросы вещных прав также регулируются несколькими международными соглашениями. На универсальном уровне действуют Гаагская конвенция о праве, применяемом к переходу права соб-ти в международной торговле товарами. При этом конвенция наряду с применением общего коллизионного принципа многие вопросы, в том числе, переход права соб-ти решает на основании обязательственного статута. Для стран СНГ действует Минская конвенция 1993 г. и Кишиневская конвенция 2002 г. Данные НА в качестве основного принципа закрепляют закон места нахождения вещи и в целом содержат те же положения, что и ГК.

  1. Национализация в МЧП.

Национализация - изъятие им-ва, находящегося в частной соб-ти и передача его в соб-ть гос-ва.

В результате национализации в соб-ть гос-ва переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики.

Т.о., национализацию следует отличать от реквизиции и конфискации.

Право любого гос-ва на проведение национализации вытекает из принципа гос-го суверенитета. В частности, право гос-ва на национализацию б. подтверждено рядом резолюций Генеральной ассамблеи ООН, первая из которых б. принята в 1952 г. следует помнить, что условия проведения национализации определяются не МП, а внутренним правом гос-ва, осуществляющего национализацию. С т.зр. проблематики МЧП необходимо выделить некоторые общие черты, которые характерны для правовой природы национализации.

Во-первых, акт национализации – это акт гос-ой власти.

Во –вторых, национализация – это социально экономическая мера общего хар-ра, а не мера наказания отдельных лиц.

В-третьих, национализация м. осуществляться в отношении соб-ти вне зависимости от того, кому она принадлежит.

В –четвертых, каждое гос-во, проводящее национализацию вправе определить условия о компенсации. При этом, компенсация в ходе национализации не явл-ся обязательной, а целиком зависит от гос-го усмотрения. Право каждого гос-ва самостоятельно определять форму и размер национализации б. подтверждено Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН в 1973 г. Т.к. каждое гос-во вправе принимать меры по национализации, значит оно также имеет право принять на себя обязательство не осуществлять действий, направленных на принудительное изъятие иностранных капиталовложений. Такие обязательства гос-ва принимают на себя в рамках международных инвестиционных договоров. Закон о национализации имеют экстерриториальное действие, т.е д. признаваться за пределами гос-ва, их принявшего. Т.е. гос-во, осуществившее национализацию д.б. признано за границей соб-ом национализированного им-ва вне зависимости от места нахождения данного им-ва. В настоящее время, ни судебная практика, ни законодательство иностранных гос-в не оспаривают действия законов о национализации в отношении им-ва, которое в момент национализации находилось на территории гос-ва, осуществившего национализацию.

Вместе с тех возникают серьезные проблемы, которые связаны с применением законов о национализации в отношении им-ва, находящегося в момент национализации за рубежом. Суды многих иностранных гос-в ссылаются на то, что приобретение права соб-ти м. определяться только законом страны его места нахождения. Решение данной проблемы возможно только путем заключения соответствующих международных соглашений. В таких соглашениях происходит урегулирование имущественных претензий, возникших в связи с проведением национализации. СССР заключил большое кол-во подобных соглашений, которые продолжают действовать в настоящее время.

  1. Защита культурных ценностей и право собственности на них.

Во многих гос-ах культурные ценности отнесены к разряду особого им-ва, подлежащего повышенной правовой защите. Вместе с тем, долгое время правовая защита культурных ценностей осуществлялась только на нац-ом уровне. Соответственно, основной мерой защиты выступали законы, которые запрещали или ограничивали вывоз культурных ценностей. Первый МД в данной сфере – это Гаагская конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, однако данная конвенция носит исключительно декларативный характер. Реальный механизм международной защиты культурных ценностей основан на положениях Парижской конвенции (1970 г.) о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права соб-ти на культурные ценности. В цело, Конвенция призвана предотвратить хищение и незаконную торговлю культурными ценностями. В качестве механизма правовой защиты Конвенция предусматривает необходимость заключения двухсторонних соглашений. В 1972 г. под эгидой ЮНЕСКО б. принята Конвенция о защите всемирного культурного и природного наследия. В 1978 г. б. принята Рекомендация ЮНЕСКО об охране движимых культурных ценностей. В 1995 г. принята Римская конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях. В 2001 г. принята Конвенция об охране подводного культурного наследия. В 2003 г. принята Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. Помимо универсального уровня большое внимание охране культурных ценностей уделяет Европейский союз, в его рамках действует 5 соглашений, направленных на защиту культурных ценностей.

Особое значение для развития данного направления имеет Конвенция УНИДРУА 1995 г. Основная цель конвенции – это содействие эффективной борьбе с хищениями и незаконной торговлей культурными ценностями. Конвенция предусматривает подробные процедурные аспекты в отношении возвращения похищенных ценностей. Устанавливается, что требование о возврате д.б. заявлено соб-ом в течение 3х лет с момента, когда истцу стало известно о месте, где находится культурная ценность. Но при этом, общий срок не м. превышать 50 лет, начиная с момента похищения. Кроме того, Конвенция обеспечивает защиту прав добросовестных приобретателей: предусматривает необходимость справедливого возмещения их убытков. В настоящее время РФ подписала конвенция, но её не ратифицирована.

На нац-ом уровне действуют основы законодательства РФ о культуре. В соответствии с данным НА, все, незаконно вывезенные за рубеж культурные ценности, подлежат возвращению на родину не зависимо от их места нахождения, а также времени и обстоятельств вывоза. 15 апреля 1993г. б. принят ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», в соответствии с которым, установлены категории культурных ценностей, которые не подлежат вывозу с территории РФ. Все остальные культурные ценности м. вывозиться в соответствии с решением о возможности вывоза, которое принимается компетентным ГО. Культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе.

Особое значение имеет правовое положение культурных ценностей, оказавшихся на территории РФ в годы Второй Мировой войны. В отношении таких культурных ценностей действует специальный ФЗ от 15 апреля 1998 г. В соответствии со ст. 6 данного закона, все перемещенные культурные ценности, ввезенные на территорию СССР, явл-ся достоянием РФ и находятся в федеральной соб-ти при условии, что они б. ввезены в результате действия права на компенсаторную реституцию (вид международно-правовой ответ-ти гос-ва – агрессора). Данные правила не распространяются на следующее им-во:

- на им-во жертв нацистских режимов

- культурные ценности, которые явл-сь соб-ю религиозных организаций или благотворительных учреждений, которые не служил интересам фашизма.

Кроме того, специальные правила устанавливаются в отношении семейных реликвий. Данным законом определяется система возможного предъявления претензий о возмещении перемещенных ценностей. Такая претензия м. заявляться только правительством соответствующих гос-в. кроме того, возможен возврат культурных ценностей как проявление доброй воли РФ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]