Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
otvety_po_IOIPM.doc
Скачиваний:
46
Добавлен:
25.12.2018
Размер:
373.76 Кб
Скачать
  1. Образование и педагогическая мысль в России в эпоху Средневековья (10-17 вв).

В 9 веке на Руси появляется письменность. Кирилл и Мефодий усовершенствовали греческую азбуку: создали алфавит с учетом звуков русского языка. После крещения киевлян в конце10 века князем Владимиром была предпринята попытка организации христианской школы. Это одно из первых официальных свидетельств о начале систематического обучения на Руси. Образование на первых порах насаждалось сверху, так как школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Постепенно школы открывались не только в Киеве, но и в Новгороде, Суздале, Владимире и других городах.Школы «учения книжного» представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования. В «Поучении Владимира Мономаха» даются развернутые наставления детям о том, как жить по заповедям Христа: иметь страх Божий и постоянно трудиться. Он имеет ввиду больше умственный труд.

В XIV–XVI вв. на Руси государственно-экономическое развитие не оказы­вало существенного влияния на систему образования, не требо­вало введения школьного обучения. Подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной жизни осуществлялась вне школы.

Основу такой подготовки составляло овладение трудовы­ми навыками. Поэтому в каждом сословии продолжали су­ществовать свои традиции профессионального обучения. Чаще всего ремесло передавалось от отца к сыну, но иногда детей отдавали на выучку к мастеру-профессионалу, который при­надлежал к тому же сословию. Обучение грамоте, чтению, счету могло также происходить в семье, у грамотного род­ственника либо на дому у «мастера грамоты». Такого рода обучение было частным, платным, как говорили тогда, «за мзду». Учителями становились светские лица – мелкие слу­жители канцелярий, приказных изб и т.д., а также предста­вители низшего духовенства – певчие, чтецы, диаконы.

В конце XVI в. на Руси появились первые печатные учеб­ники – азбуки. Основоположником отечественного книго­печатания считается Иван Федоров (ок. 1510–1583). В 1574 г. во Львове и в 1580–1581 гг. в Остроге он издал знаменитые буквари, впитавшие опыт учительской работы мастеров гра­моты предшествующих веков. В послесловии к «Букварю» (1574) Иван Федоров изложил некоторые методические тре­бования к использованию этих изданий. Само название пос­лесловия – «Обращение к детям и родителям» – говорит о том, что букварем могли пользоваться и дети и родители, а обучение грамоте рассматривалось как дело семейное.

За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обя­занности священников входило обучение основным догма­там христианского вероучения, воспитание уважения к цер­ковным и светским властям. В 1687 году в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия, имеющая целью подготовку образованных людей для нужд управления государством и для церкви.

  1. Роль и место народной педагогики в истории воспитания и образования народов России. Современные проблемы этнопедагогики.

СОКРАТИТЬ! Только самое важное!

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого российского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в российском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем иным народам. Совместно с тем они предполагают, что народная педагогика появилась в глубочайшей древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на ее ранешние формы. От «Слова о законе и благодати» Иллариона до «Молния Даниила Заточника» наблюдаются неизменные обращения к мудрости народной педагогической мысли. Эта взаимосвязь является важнейшей чертой произведений XI – XIII в.В.

Исследователи древнерусской педагогической мысли убедительно проявили взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Если в официальной педагогики постоянно ощущалась влияние церкви и идеологии господствующих классов, то народная педагогика, хоты и в известной мере подвергалась этим влияниям, в целом выражала думы и чаяния народа, его представление и воспитании и обучении юного поколения. Аналогичную картину преемственности мы смотрим и в истории педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана.

Народная педагогика – совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа.

Великий чешский педагог Я.А. Коменский обосновал идею «материнской школы», делая упор конкретно на опыт домашнего воспитания. Известный швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, обязано потом длиться в школе. Великий российский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых наилучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, делая упор на этот принцип, обосновал идею народности. Отлично зная народные обычаи, ритуалы, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым прототипом в процессе народного развития.

Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская огромное значение придавала развитию речи детей в семье, в особенности в процессе общения матери с ребенком, она направляла внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, собственных мыслей, собственных настроений».

А.С. Макаренко на своем многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях настоящего коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое принципиальное значение для будущей квалификации человека».

В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и значимость исследования нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на достояние и большущее практическое значение народной педагогики, она в подабающей мере не изучается, глубочайшие исследования по этим проблемам не проводятся.

В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав её «Русская народная педагогика». В 1890 году в первый раз в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются конкретно к памятникам народной педагогики – пословицам, песням, загадкам, ритуалам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Народная педагогика тесно связана с этнографией и языкознанием. трудности народной педагогики в социально-экономическом и этнографическом аспекте затрагивались в целом ряде исследований историков, филологов, этнографов.

Одним из первых к проблемам народной педагогики обратился этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика». Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», - утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что совокупность народного взора, принимаемых народом средств действия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой.

Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания юного поколения. Народная педагогика, как и все остальные проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Однообразные условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по форме и содержанию сказки, афоризмы.

!!!!!!!!Проблема отношения к другому человеку из чужой культуры — совсем не новая. При сравнении уровня развития различных культур мы почти автоматически становимся на позицию западной цивилизации, ставящей во главу угла критерий развитости технических средств. Ослепленность своею «развитостью» и «правильностью» для мира не позволяет увидеть своеобразие и богатство других культур, другого человека.  …Между тем вопросы воспитания и этики были чрезвычайно интересно проработаны и решены у «малых народов». Девочки воспитывались как будущие женщины (чья роль весьма значительна в их обществах), а мальчики, соответственно, как мужчины. Вместе с трудовыми навыками (рыбалка, пастьба оленей, навыки охоты, выделка шкур, приготовление пищи и т.д.) дети постигали народные традиции, им передавалось духовное богатство рода. И делалось это не по книгам, а в самой жизни — в работе, в контакте с природой и людьми старших поколений. Но, главное, это были востребованные навыки, живые традиции…»

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]