Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы современной экономической теории.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
12.11.2018
Размер:
3.27 Mб
Скачать

Изменение роли банков

Концентрация и монополизация в промышленности и банковской сфере принципиально меняют роль банков, их взаимоотношения с промышленностью, характер банковских операций. От эпизодического кредитования и посредничества в расчетах банки переходят к систематическому кредитованию определенных предприятий, а также в прямой или скрытой форме к долгосрочным вложениям в их основной капитал. Это тесно связывает банки и промышленные предприятия общими интересами. Чтобы уменьшить риск финансовых потерь, банки в ряде случаев приобретают контроль над промышленными предприятиями и объединениями.

Наиболее тесные связи промышленного и банковского капиталов образуются в результате эмиссионно-учредительских операций банков посредством выпуска банками и размещения на валютных рынках ценных бумаг промышленных, транспортных, торговых и других акционерных обществ. Чаще всего банки приобретают у этих обществ выпуски ценных бумаг, авансируя необходимый им денежный капитал, а затем постепенно продают бумаги по более высокому курсу. При учреждении новых акционерных обществ банки присваивают, таким образом, значительную часть учредительской прибыли, которая образуется как разница между рыночной оценкой акций и фактическим вложением капитала в данное предприятие.

Банки обычно активно участвуют в различных финансовых реорганизациях компаний, особенно в периоды экономических кризисов. Крупные пакеты акций и облигаций промышленных компаний концентрируются в собственном владении банков или на их доверительном хранении. Это усиливает влияние банков на предприятия, обеспечивает им различные преимущества, дает высокий доход, наконец, становится важнейшим источником банковских прибылей, нередко далеко выходящих за пределы средней нормы прибыли и носящих монопольный характер.

Анализируя новую роль банков, в своей работе "Империализм как высшая стадия капитализма" В.И. Ленин отмечал: "По мере развития банкового дела и концентрации его в немногих учреждениях, банки перерастают из скромной роли посредников во всесильных монополистов, распоряжающихся почти всем денежным капиталом всей совокупности капиталистов и мелких хозяев, а также большею частью средств производства и источников сырья в данной стране и в целом ряде стран"*.

Финансовый капитал

В результате слияния капитала промышленности и других отраслей производства с банковским капиталом сложилась новая форма капитала – финансовый капитал.

Как видно из приведенной выше краткой исторической справки, сращивание банковского и промышленного монополистических капиталов осуществляется двояким образом. Во-первых, путем непосредственного объединения банковских и промышленных капиталов в рамках единой организации под единым контролем. В настоящее время этот процесс находит воплощение в развитии некоторых типов капиталистических концернов. Во-вторых, посредством тесного переплетения капиталов банковских и промышленных предприятий, установление между ними прочных кредитных отношений и других связей.

Объективный смысл этого переплетения капиталов состоит в том, что производительные силы обретают в финансовом капитале очень гибкую общественную форму, которая позволяет им развиваться на базе частнособственнических производственных отношений. В финансовом капитале наглядно виден процесс капиталистического обобществления производства. Ни промышленные, ни банковские монополии самостоятельно на основе рыночного обмена не в состоянии устойчиво в длительной перспективе реализовать себя как монополии, то есть получать монопольные прибыли. Поэтому финансовый капитал знаменует собой закономерное развитие монополистических отношений в направлении централизации контроля над общественным производством и обращением.

Конкретные формы сращивания банковского и промышленного капитала разнообразны. Наиболее распространенными из них являются система участия в капитале, личная уния и управление по доверенности.

Система участия в капитале заключается в приобретении промышленными и банковскими корпорациями акций различных компаний. Владелец контрольного пакета акций контролирует саму компанию. Формально считается, что контрольным пакетом является 51% акций. На самом деле при распылении акций среди тысяч и даже десятков тысяч мелких акционеров для реального контроля над той или иной компанией иногда достаточно владеть всего лишь 5-20% всей выпущенной суммы акций. Компания, владеющая контрольным пакетом акций и называемая нередко "материнской", получает возможность фактически руководить своей подопечной, "дочерней" компанией. В свою очередь дочерняя компания может иметь собственную дочернюю компанию, которая по отношению к компании, стоящей наверху пирамиды, является "внучатой". Таким образом, складывается многоступенчатая система обладания крупными пакетами акций, которая позволяет опутывать сетью финансовой зависимости целые сферы экономики.

Развитие системы участия приводит к прямому сращиванию промышленных корпораций с банками и кредитными учреждениями. Доля доходов от кредитно-финансовой деятельности некоторых крупных концернов, таких как "Форд мотор" или "Дженерал электрик", достигает 25 и более процентов.

Система участия в капитале часто дополняется личной унией банкиров и промышленников. Ее наиболее важной формой являются так называемые "пересекающиеся директораты", когда представители одной корпорации входят в директораты других, а те, в свою очередь, имеют представительство в первой. Так, посредством личной унии банковский гигант "Ситикорп" связан с половиной из сотни крупнейших корпораций, "Дженерал моторс" – с 1/3 из них.

Формой отраслевых объединений, возникающих на основе системы участия, как было сказано выше, являются тресты. Объединения, складывающиеся на подобной основе в межотраслевом масштабе, называются держательскими, или холдинговыми, компаниями. Различают два типа холдинговых компаний: чистый холдинг, создаваемый специально с целью контроля и управления подчиненными компаниями, и смешанный холдинг, занимающийся также определенной производственной либо кредитно-финансовой деятельностью.

Смешанные холдинги возникают, как правило, в связи с основанием промышленными и прочими компаниями дочерних фирм или поглощением ими других акционерных обществ. По существу функции холдинга осуществляют любые крупные компании или банки, владеющие контрольными пакетами акций других компаний. Практически во главе всех ведущих трестов и концернов стоят холдинговые компании. Возглавляя многоступенчатую и сложную пирамиду, холдинговые компании контролируют капиталы десятков и сотен дочерних, внучатых и правнучатых компаний, суммарный капитал и активы которых во много раз превышают капитал и активы холдинговой компании. Последняя аккумулирует прибыль контролируемых компаний в виде дивидендов на их акции, находящиеся в ее портфеле. В некоторых случаях прибыль аккумулируется также путем заключения специальных соглашений, согласно которым дочерние общества переводят холдингу определенную долю, а иногда и всю получаемую ими прибыль. Правление такой холдинговой компании, состоящее из владельцев монополистических объединений и их доверенных лиц, решает основные принципиальные вопросы деятельности дочерних обществ.

Тресты и концерны, в особенности, широко диверсифицированные международные корпорации, часто используют форму холдинговых компаний также и в своей внутренней организации с целью контроля и руководства группами дочерних обществ, выделяемых по региональному, отраслевому, функциональному или иному признаку. Так, например, американский чистый холдинг "Эксон", возглавляющий одну из крупнейших монополий в мире, имеет свыше десяти субхолдингов, объединяющих и контролирующих дочерние компании, которые действуют практически на всех континентах и осуществляют различные операции от разведки и добычи нефти до сбыта нефтепродуктов.

Совокупность всех предприятий, объединяемых межотраслевыми холдинговыми компаниями, называется финансовой либо финансово-промышленной группой. Процессы, происходящие в современной мировой экономике, оказывают существенное влияние на характер и организационное построение финансовых групп. Кроме финансовых групп, располагающих четко выраженной структурой во главе с руководящей холдинговой компанией, после второй мировой войны появилось множество финансовых групп, в которых отсутствует единый координационный центр. Там, где такой центр отсутствует, общность интересов достигается с помощью взаимного владения акциями и объединения вокруг крупного кредитно-финансового учреждения.

Господство финансового капитала в экономической и политической жизни современного рыночного общества олицетворяет так называемая финансовая олигархия – предпринимательская элита, к которой относится верхушка монополистической буржуазии, а также высшие управляющие ведущих корпораций.

Личные богатства финансовых олигархов в мире измеряются сотнями миллионов или несколькими миллиардами долларов. Но дело не только и не столько в сумме доходов. Гораздо важнее происхождение их богатств. Для финансовой олигархии главным источником дохода являются финансовые спекуляции и владение ценными бумагами корпораций, прежде всего крупными пакетами акций. Только таким образом российские финансовые олигархи за какие-нибудь несколько лет сумели сколотить капиталы, измеряемые миллиардами долларов. В сущности, как в Европе 400 лет назад, так и в современной России, крупнейшие частные финансовые капиталы явились результатом присвоения богатств, создаваемых десятками миллионов людей.

Сосредоточение в немногих частных руках гигантских богатств, сопоставимых с богатством целых стран, обеспечивает олигархам огромную экономическую власть, а владение контрольными пакетами акций позволяет через систему участий управлять гигантскими капиталами. Опираясь на экономическую власть, финансовые магнаты получают возможность принимать участие в выработке политических решений на самом высоком уровне и, таким образом, управлять государством.