Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы современной экономической теории.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
12.11.2018
Размер:
3.27 Mб
Скачать

Лоскутов в.И. Основы современной экономической теории

Лоскутов В.И. Основы современной экономической теории. Учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2000. – с.

Учебное пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 521600 «Экономика» и сверх того в нем раскрыты основополагающие вопросы политической экономии. Пособие предназначено для студентов всех специальностей, аспирантов, преподавателей, а также всех, кто интересуется современными проблемами экономической теории и экономической политики.

This schoolbook is written according to the requirements of the State educational standard on "Economics" and, besides, the basic questions of Political Economy are considered. The book is intended for students of all specialties, post-graduate students, teachers, and also everyone who is interesting in modern problems of Economics and economic policy.

Список лит. – 11 назв.

Рецензенты: институт экономических проблем КНЦ РАН (директор, д.э.н., профессор В.С. Селин); к.э.н. Н.Н. Щебарова.

Владислав Иванович Лоскутов

Основы современной экономической теории

Редактор

Корректор

Электронная верстка

© Мурманский государственный технический университет, 2000

Введение

В последнее десятилетие двадцатого века произошли события, которые первоначально многим показались движением истории вспять, если не от социализма к капитализму, то, во всяком случае, от планово-директивной к "свободной" рыночной экономике. Убеждение в том, что происходит всемирная "капитализация" экономики, вытеснение отовсюду "неэффективной" общественной собственности "эффективной" частной собственностью, охватило общественное сознание тем прочнее и шире, что мало кому известно действительное содержание категории "собственность" и тем более объективные закономерности изменения ее форм. Современная экономическая наука в этом отношении не только не способствовала распространению в обществе объективных знаний, но растеряла многое из того, что было известно ученым XIX столетия.

В науке, как и в других областях общественной жизни, важна преемст­венность. Карл Маркс, выдающуюся роль которого в науке признавали уже его современники, заметил однажды, что он сумел подняться так высоко потому, что стоял на плечах гигантов, таких как Смит и Рикардо, Гегель и Фейербах. К сожалению, сторонники его учения не захотели последовать его примеру и, вместо того чтобы творчески развивать марксизм, предпо­чли поставить его на службу интересам власти, превратив это великое учение в набор мертвых догм. Поэтому вполне заслуженно и закономерно с приходом новой власти господствовавшие прежде экономические теории были немедленно отвергнуты.

Однако рыночные теории, импортированные из-за рубежа, на поверку оказались не менее догматизированными и идеологизированными, а кроме того, ограниченными, имеющими по существу лишь прикладное практиче­ское значение, в связи с чем их спекулятивные выводы оказываются лож­ными всякий раз, когда они начинают претендовать на объяснение фунда­ментальных экономических явлений.

Большинству российских ученых хватило двух-трех лет, чтобы разо­браться в ограниченности рыночных теорий и начать возвращаться к мар­ксизму. Но очень важно, чтобы возврат произошел не к прежнему, догма­тическому, а к творческому марксизму, свободному от абсолютных истин, существующих как бы вне времени и пространства, к тому марксизму, который является "не догмой, а руководством к действию".

Любую мудрую мысль можно превратить в глупость, если применять ее не к месту. Всякое учение становится мертвой догмой, когда его начинают распространять на реалии, для объяснения которых оно не предназначалось. Эвклидова геометрия была и остается гениальной теорией, не потерявшей своего значения и через тысячелетия, но это не значит, что можно перенести ее научный аппарат на пространства, описываемые геометриями Лобачевского или Римана, частным случаем которых она является.

Точно так же марксизм был и остается гениальной экономической теорией, не содержащей сколько-нибудь существенных ошибок и изъянов применительно к тем общественным отношениям, которые являлись предметом исследования Маркса и Энгельса, а именно товарным отношениям с начала их возникновения вплоть до эпохи домонополистического капитализма. Это обусловило определенное содержание терминов и дефиниций классического марксизма, которые не могут безоговорочно применяться при анализе современных, более развитых форм общественных отношений. В той мере, в какой классикам марксизма необходимо было делать экскурсы в нетоварную экономику, они оставили миру ряд гениальных определений всеобщих экономических категорий, таких как "процесс труда", "собственность", "способ производства". Но поскольку "Капитал" все-таки посвящен анализу товара и товарного производства, то естественно, что категории, связанные с процессами производства продукта и непроизводственного присвоения благ, рассмотрены не столь тщательно. Между тем, существуют такие способы присвоения благ, которые нельзя назвать производством, но которые в разные времена истории являются таким же или даже более важным фактором приобретения благ и формирования экономических отношений, чем само производство. В средневековую эпоху таким способом присвоения являлся вооруженный захват и охрана земли как основного средства производства. В современную эпоху перехода от индустриального к постиндустриальному обществу все более существенным способом присвоения основных материальных благ является финансовая деятельность.

Исследуя экономические процессы и отношения нетоварного характера, оставаться в кругу терминов и определений классического марксизма не представляется возможным. Сказать, например, что феодалы были собственниками земли потому, что они производили землю, не позволяют нормы русского языка. Но считать, что присвоение феодалами земли не было родом экономической деятельности, только потому что его нельзя назвать производством, неправильно по существу. Точно так же приобретение богатства биржевой игрой или иного рода финансовыми спекуляциями невозможно назвать производством. Однако считать этот способ присвоения финансовых, а следовательно и любых других материальных ресурсов, неэкономическим было бы грубым искажением действительности.

Трудно назвать производством такие процессы, как уход за жильем, приготовление пищи, воспитание детей и др., которые совершаются в домашнем хозяйстве вообще и в современном в частности. Но если не понимать их экономического значения, не видеть в них специфического способа присвоения материальных благ, в том числе такого важного экономического ресурса как рабочая сила, невозможно обойтись без серьезных ошибок при осуществлении экономической политики, что и имело место в советский период российской истории.

Современная экономическая действительность настоятельно требует выхода за рамки анализа сугубо товарных отношений и особенно тщательного исследования нетоварных экономических отношений именно потому, что до настоящего времени экономическая теория практически не обращала на них внимания. При этом обнаруживается, что такой шаг позволяет не только иначе, но проще и яснее, чем в классической марксистской литературе, раскрыть такие важные явления, как роль организации и управления экономическими процессами в системе общественных производственных отношений, объяснить сущность стоимости, общественно необходимых затрат труда, многих других существенных экономических категорий.

Во второй половине XX века человечество вошло в полосу развития, когда плановые экономические отношения и соответствующие им "командно-административные" методы управления начинают заметно преобладать над рыночными во всем мире, в том числе и в стране, считающейся оплотом идеологии "свободного рынка" – Соединенных Штатах Америки. С каждым десятилетием становится все очевиднее, что общественный, т.е. социалистический, и частный, в том числе капиталистический, способы производства характеризуют различные организационно-экономические системы, которые не обязательно требуют различных политических надстроек и могут сосуществовать в одной стране так же естественно, как на одной территории уживаются живые организмы разных видов.

С распадом СССР социализм не исчез и не может исчезнуть. Подобно всем предшествующим формациям, он использует методы борьбы за свое существование как революционные, так и эволюционные. Ведь и капитал в свое время был не чужд революционности. Не случайно Великая Французская революция так похожа на Великую Октябрьскую. На данном этапе истории появилась определенная возможность "мирного врастания" социализма в капитализм, их симбиоза и сосуществования в рамках одного государства. Тесное сплетение, взаимовлияние и взаимопроникновение плановых и рыночных экономических отношений стало очевидным фактом. Поэтому анализ их взаимодействия, изучение тенденций их развития и выработка рекомендаций, необходимых для осуществления эффективной экономической политики, является в настоящее время насущной объективной задачей экономической теории.

Главы 22, 23 и 27 написаны совместно с Д. Гратте.

Раздел 1. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА?

1.1.Экономика как объект экономической науки

Труд и нетрудовая деятельность

Исследование сложных систем необходимо начинать по возможности с их простейших форм. В марксистской экономической литературе понятие "экономика" объясняется, как правило, с помощью термина "производство", чем изначально отвлекается внимание от непроизводственных форм экономики. Рыночные теории еще больше сужают поле экономических исследований, ограничиваясь анализом явлений только товарного производства.

Подходя к определению категории "экономика" научно, т.е. без заранее подготовленного решения, ее можно определить лишь в самом общем виде как одну из форм деятельности человека. Поэтому, для того чтобы правильно понять сущность экономики, необходимо прежде всего определить ее место в системе всех форм человеческой деятельности.

Все разнообразие форм человеческой деятельности, совокупность которых, согласно философскому определению, представляет собой не что иное, как общество, можно разделить на две категории: потребительную деятельность, потребление, заключающееся в удовлетворении потребностей человека, и созидательную деятельность, т.е. труд, или работу.

Что бы ни делал человек на своем веку, он либо удовлетворяет и развивает свои многочисленные материальные и духовные потребности, либо создает средства и условия их удовлетворения. Ни по каким внешним признакам трудовую деятельность человека нельзя отличить от нетрудовой, потребительной. Даже сон и еда могут при определенных условиях оказаться работой, например, при испытании психофизиологической реакции организма на длительное состояние покоя, при дегустации пищи и напитков или во время деловых обедов бизнесменов и политиков. Поэтому основными критериями отличия труда от потребления являются не виды деятельности как таковые, а цели, которые их определяют. Цель потребления состоит в удовлетворении потребностей, цель труда - в создании предметов и условий потребления, или полезностей, как предпочитают говорить теоретики рыночной экономики. Поэтому охота, рыбная ловля, выращивание цветов, оперирование топором или рубанком, вождение автомобиля и самолета, не говоря уже о таких действиях, как пение, пляска, игра в футбол или чтение молитвы, могут быть трудом или удовлетворением потребностей, т.е. процессом потребления, в зависимости от того, какую цель сознательно или подсознательно ставит перед собой человек. В тех счастливых случаях, когда труд сам по себе является источником удовлетворения потребностей, он превращается в приятный труд, но не становится потреблением, поскольку его содержание – организация и продолжительность деятельности – определяется целью создания блага, а не получения удовольствия от процесса труда.

Различные цели деятельности одного вида, например, рыбной ловли, рисования или решения финансовых задач, определяют, прежде всего, различие средств и организации деятельности. Организация потребления характеризуется в основном обособленностью и необязательностью процесса, потому что необходимость, время и продолжительность акта потребления каждый индивид определяет самостоятельно.

В противоположность этому цель создания предметов и условий потребления является общей для группы взаимодействующих людей, что вызывает к жизни сложные формы общественной организации, которые характеризуются вынужденностью участия в них индивида и той или иной степенью принуждения к участию индивида со стороны общества.