Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Борейко В.Е. - Философы дикой природы и природо....doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
30.10.2018
Размер:
1.24 Mб
Скачать

Риган Том

Том Риган (р. 1938) - известный современный американский экофилософ. Профессор философии, преподает в Северо-Каролинском университете США. Выдающийся защитник прав зверей, плодовитый писатель и издатель, лидер движения за права животных. На постсоветском пространстве Том Риган не известен.

Том Риган является самым видным представителем деонтологического направления в движении прав животных. Деонтологическая этика считает, что некоторые моменты в моральном акте сами имеют присущую ценность, независимо от последствий. Например, нельзя убивать людей, даже если это приведет к положительным последствиям. Термин "деонтология" был введен философом Бентамом в 1834 году для обозначения теории нравственности в целом, позже был отнесен в раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного. Представители деонтологического направления движения за освобождение животных стоят на позиции равных прав с животными. Одинаковые существенные физиологические качества - желания, память, разум и т.д. связывают людей с животными, и поэтому у всех нас равная присущая ценность, являющаяся основой для равенства прав. Эти права неотъемлемы и их нельзя лишить. Животные, как и люди - "цели сами по себе", личности, поэтому полезность не может попирать эти права. Деонтологическое направление является более радикальным, чем утилитарное, оно требует не реформирования ферм, а полной их отмены. Т. Риган выступает за запрет на охоту и всякое экспериментирование над животными.

"Зооиндивидуализм" - такое название получила позиция, согласно которой животные являются сознательными субъектами жизни и тем самым заслуживают морального уважения. Экофилософы П. Сингер, Т. Риган и Д. Рачелс - основные представители такого взгляда. Т. Риган ограничивается лишь взрослыми млекопитающими, т.к. эти звери явно проявляют сознательную индивидуальность, которая является основой его концепции подлинной ценности. Этой ценностью обладают все индивидуалы, являющиеся "субъектами жизни". Субъекты жизни имеют некое чувство прошлого и будущего, а также достаточную сознательность, чтобы разговор о благах их жизни имел какой-то смысл. Для Ригана не существует "коллективного права индивидуалов".

В соответствии с этим те, кто имеют подлинную ценность, имеют право на уважительное обращение. Таким образом, исключается охота, отлов и многие другие формы управления дикой жизнью, способствующие нанесению максимального урона фауне. Члены исчезающих видов не более ценны, чем члены других видов. Так как все звери заслуживают уважительного обращения, людям следует разработать соответствующие правила взаимоотношений с природной жизнью. Т. Риган считает, что если люди будут проявлять должное уважение к правам индивидуалов, составляющих биосообщность, то эта самая сообщность будет сохранена. "То, что мы должны обращаться к животным уважительно, не является проявлением доброты, это проявление справедливости" (Regan, 1993). "Волки, поедающие карибу, не делают ничего морально неправильного, хотя вред, наносимый ими, достаточно реален. Поэтому, по теории прав, главной задачей управления дикой жизни должно быть не обеспечение максимума обоснованной добычи; должно защищать зверей от попыток нарушения их прав - от охотников и трапперов, промышленников, уничтожающих их природную среду ради экономических интересов и т.д." (Regan, 1993).

Теория прав Ригана - это теория о моральных правах индивидуалов. Но эта теория поддерживает меры по спасению исчезающих видов. "Однако делает она это не потому, что эти звери немногочисленны, а потому, что у них равная ценность со всеми обладающими подлинной ценностью и они разделяют наше право на уважительное отношение" (Regan, 1993). С точки зрения защитников прав животных, те же самые принципы, что применяются к моральной оценке редких видов, применяются и к обычным видам. В статье "Права и экологическая этика" (Regan, 1993) Т. Риган называет индивидуалов "образцовыми обладателями прав". "Идеи успешного развития, основанного на правах экологической этики, той, что утверждает обладание индивидуальными неодушевленными природными объектами подлинной ценности и базового морального права на уважительное обращение с этой ценностью, экологами должны приветствоваться. Если индивидуальные деревья имеют подлинную ценность, то они обладают видом ценности несоразмеримой и не сводящейся к присущим ценностям удовольствий, предпочтения удовольствий и т.д., и раз права индивидуала не могут быть попраны всего лишь на основе важности суммы этих ценностей для всех заинтересованных, то экологическая этика, основанная на правах, должна преградить путь тем, кто хочет искоренить дикую природу во имя "человеческого прогресса", пусть ради и общих экономических, образовательных, оздоровительных или иных человеческих интересов. Согласно теории прав, если мы это сделаем, то неодушевленные природные объекты получат права и наша общая политика в отношении природы будет именно такой, какой ее желают видеть сторонники охраны природы - оставляющей природу в покое. Экологическая этика, основанная на правах, остается еще очень далекой от развитого состояния, и заслуживает дальнейшего изучения" (Regan, 1993).

Автор многих статей и книг по моральной философии, Том Риган заслужил звание революционера в области освобождения животных и борьбе за отстаивание их прав. Он требует не реформ, а полную отмену использования зверей в науке, полный роспуск коммерческих животноводческих ферм и полный запрет на коммерческую спортивную охоту и ловлю животных. "Система, позволяющая нам рассматривать зверей как наши ресурсы, фундаментально неверна... Лабораторные звери - не просто игрушки, а мы не их короли" (Regan, 1994). Подчеркивая обязанности, а не наши права, Риган пишет: "Главное в философии - ее идеи, их значение и рациональная основа (...). Какую бы этическую теорию мы рационально ни применяли, она, по крайней мере, должна признавать, что мы имеем прямые обязанности перед зверями, точно так же, как мы имеем некоторые обязанности напрямую перед людьми". Риган предлагает два метода для достижения этой цели. "Первым я называю взгляд жестокость-доброта. Выражаясь попросту, этот взгляд подразумевает, что наш прямой долг - это не быть жестокими перед животными и быть к ним добрыми" (Regan, 1994). Второй путь - признание присущей ценности индивидуалов. "Но ни вы, ни звери не имеете по праву какую-либо ценность. Ценны лишь ваши чувства" (Regan, 1994). Такое же отношение должно переноситься на зверей, которые нам нужны (которых мы едим или ловим, например), их тоже нужно рассматривать как переживающие "субъекты жизни" с собственной присущей ценностью. Все, кто имеют присущую ценность, имеют ее в равной степени, будь то человек или животное. Теория, лежащая в основе движения за права животных, идентична движению за права людей. "Теория, которая рационально обосновывает права зверей, также обосновывает права людей. Движение за права зверей соткано из той же моральной ткани" (Regan, 1994). В связи с этим теория Т. Ригана категорически отвергает применение зверей в науке, "банальных, ненужных или бессмысленных исследованиях, и в тех случаях, когда их используют в опытах, которые обещают принести реальную пользу людям" (Regan, 1994). Такого же категоричного мнения Риган придерживается в отношении коммерческого фермерского животноводства. "Очевидно, что философия не заменяет действий. Строки, которые я пишу здесь и в других местах, сами по себе не изменят ничего. Философия лишь указывает направление наших действий и причину, их вызвавшую" (Regan, 1994).

Такого же мнения Т. Риган придерживается и в отношении дикой жизни. "В частности, любой и всякий вред, оказанный редким и находящимся в опасности животным, причиненный во имя совокупных человеческих интересов, является неправильным согласно точке зрения прав, потому что он нарушает право индивидуальных животных на уважительное обращение. По отношению к диким животным общей политикой, рекомендованной точкой зрения прав является: оставьте их в покое!" (Regan, 1984а). "И поскольку для того, чтобы иметь наилучшую теорию наших обязанностей друг перед другом, мы должны признать нашу равную внутреннюю ценность как индивидуумов. Разум - не сентименты, не эмоции - разум заставляет нас признать равную внутреннюю ценность этих животных. И при этом к их равным правам нужно относиться с должным уважением" (Regan, 1993).

Том Риган в работе "Этическое мышление и теория" описывает шесть черт правильного морального суждения: концептуальная ясность, информация, рациональность, беспристрастность, здравость и применение обоснованных моральных принципов. Риган утверждает, что для оценки моральных принципов мы должны руководствоваться соображениями соответствия, согласованности, точности и тождественности наших моральных интуиций. "По самой своей природе идеальное моральное суждение так и остается идеалом, которое, пожалуй, никогда никем так и не было достигнуто. Но благодаря нашему желанию его достичь, оно все-таки становится ближе" (Regan, 1993a).

Наш долг по отношению к детям, старикам и другим моральным пациентам основывается не на "сентиментальных интересах", а на уважении к подлинной ценности, считает экофилософ.

Закончить рассказ о Томе Ригане можно словами из его статьи в книге "Аргументы за права животных": "Людям перед тем, как изменить свои привычки, следует изменить свои убеждения. Достаточное количество людей, особенно тех, кто занимает общественные посты, должны верить в перемены, должны хотеть их - только потом у нас появятся законы, защищающие права животных. Этот процесс перемен очень сложный, емкий и требующий усилий многих - в образовании, общественной жизни, политической организации и активности, вплоть до приклеивания марок на конверты. Мой вклад, как философа, ограниченный, но я полагаю, в то же время и важный" (Regan, 1994).

В своих работах Том Риган исходит из принципа - как черные люди не созданы специально для белых людей, так и природа не существует для человека. У всех природных видов есть собственная жизнь и собственная ценность. Нравственность, которой не удалось понять эту истину, пуста и безосновательна.

В своей наиболее значимой работе "Суд за права животных" (1983) он утверждает, что "движение за права животных является неотъемлемым от движения за права человека" (цит. по Nash, 1988).

Литература

1. Борейко В.Е., 1999. Прорыв в экологическую этику, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 128 стр.

2. Павлова Т.Н., 1998. Биоэтика в высшей школе, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 128 стр.

3. Риган Том, 1999. Звери правы, люди не правы // Борейко В.Е., Прорыв в экологическую этику, Киев: Киевский эколого-культурный центр, стр. 86-107.

4. Linzey A., Regan T., ed., 1988. Animals and christianity: a book of readings, New-York: Crossroad Publishing Co.

5. Nash R., 1988. The rights of nature. A history of environmental ethics, The University of Wisconsin Press, Madison, 290 p.

6. Regan T., Singer P., ed., 1976. Animal rights and human obligations, Englewood Cliffs, Prentice-Hall, 250 p.

7. Regan T., 1980. On the connection between environmental science and environmental ethics // Environmental ethics, v. 2, pp. 363-367.

8. Regan T., 1981. The nature and possibility of an environmental ethics // Environmental ethics, v. 3, pp. 19-34.

9. Regan T., 1982. All that dwell therein-essays on animal rights and environmental ethics, Berkeley: University of California Press, 249 p.

10. Regan T., 1983. The case for animal rihgts, Berkeley: University of California Press.

11. Regan T., 1984. Earht bound: new introductory essays in environmental ethics, New-York: Random House, 371 p.

12. Regan T., 1984a. The rights view // People, penguins, and plastic trees, ed. D. VanDeVeer, C. Pierra, Belmond, California: Wodsworth Publishing Company, pp. 203-205.

13. Regan T., 1986. Animal sacrifices: religious perspectives on the use animals in science, Philadelphia: Temple University Press, 270 p.

14. Regan T., 1993. The case for animal rights // Environmental ethics: divergence and convergence, ed S. Camp, Boston-London, pp. 321-329.

15. Regan T., 1993 (a). Ethical thinking and theory // Environmental ethics: divergence and convergence, ed. S. Camp, Boston-London, pp. 71-76.

16. Regan T., 1994. The radical egalitarian case for animal right // Environmental ethics, ed. L. Pojman, Boston-London: Jones and Bartlett Publishers, pp. 40-47.