Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История зарубежной литературы ВГИК.docx
Скачиваний:
160
Добавлен:
23.01.2018
Размер:
171.6 Кб
Скачать

23. Жанр оды в римской поэзии. Творчество Горация. Мотивы aurae mediacritas и corpe diem.

О́да (от греч. «песнь») — жанр лирики, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию, герою, или отдельное произведение такого жанра.

В римской литературе наиболее известны оды Горация. Сборник этих произведений на латыни именуется Carmina — «песни» (одами их стали называть уже впоследствии).

Гораций выберет тему которую увидит от бытового, прицел на политику и государство, тема которая касается любого, философски осмысляя какую то тему выносит ее как темой послания делая доступной для всех,

лексическое и ритмическое разнообразия!

Эпоха Горация – золотой век латыни (латинский язык государственный, но многим не родной, чем больше разрасталась империя, тем больше латинский язык вульгаризировался.

Для Горация золотая середина (мотив) будет часто пересекаться с идеей свободы:

- любая крайность делает человека несвободным (зависимость страха смерти для Горация тоже зависимость)

- страх непродуктивен, он делает человека несвободным - «лови мгновение»

- если тебе хорошо сейчас, то надо наслаждаться

В посланиях Горация:

-есть конкретный адресат

- в отличии от Катулла, имеет гораздо более широкую публику (не одному адресату)

- появление воспитательной функции

- берет тему, которая идет от бытового. Она должна проецироваться на общество и государство

- филологически осмысляет тему, делая ее универсальной (для любого читателя)

Вместе с современной романтически настроенной интеллигенцией Гораций приходит к стоико-эпикурейской философии, проповедующей презрение к богатству и роскоши, стремление к «aurea mediocritas» («золотой середине»), умеренность во всем, довольство малым на лоне природы, наслаждение за бокалом вина. Это учение послужило той призмой, через которую Гораций стал рассматривать явления жизни. В тех случаях, когда эти явления вступали в противоречие с моралью философии, они естественно настраивали поэзиюГорация на сатирический лад. Такая философия вызывала у него (как и у многих его современников), романтическое возвеличение доблести и строгости нравов прежних времен. Она же отчасти определила и форму его нелирических произведений — форму разговора по образцу так называемой «философской диатрибы» — диалога с мнимым собеседником, возражения которого автором опровергаются.

У Горация мотив поиска меры выражен и идейно и композиционно. У Горация мотив середины (как меры) будет присутствовать везде.

24 билет. «Скорбные элегии» Овидия. Трансформация жанра любовной элегии. Скорбные элегии повествуют о времени изгнания Овидия, где он рассказывает о своей жизни. Описания бури и прощальной ночи в Риме проникнуты болью, отчаиньем, чуством безысходности и душевным страданием. Тяжелые размышления о свое судьбе прерываются просьбами о помиловании. С точки зрения эмоционального настроения, они - полная противоположность "любовным элегиям".Овидий - поэт, работавший во многих жанрах, но более всего прославившийся любовными элегиями и двумя поэмами — «Метаморфозами» и «Искусством любви».

Осенью 9 г. Овидий неожиданно был отправлен Августом в ссылку на берега Чёрного моря, в дикую страну гетов и сарматов, и поселен в городе Томы (сейчас Констанца, в Румынии), где провёл последние десять лет жизни. Причина опалы прямо указывается самим поэтом: это — его «глупая наука», «Наука (искусство) любви», из-за которой его обвиняли как «учителя грязного прелюбодеяния». Ссылка на берега Чёрного моря подала повод к целому ряду произведений, вызванных исключительно новым положением поэта. Эти произведения представляют нам Овидия совсем в другом настроении, чем до постигшей его катастрофы. Ближайшим результатом этой катастрофы были его «Скорбные Элегии», которые он начал писать ещё в дороге и продолжать писать на месте ссылки в течение трёх лет. Элегии эти вышли в пяти книгах и обращены в основном к жене, некоторые — к дочери и друзьям, а одна из них, самая большая, составляющая вторую книгу — к Августу. Эта последняя очень интересна не только положением, в какое поэт ставит себя перед императором, выставляя его величие и подвиги и униженно прося прощения своих прегрешений. Они заявляют, что его нравы совсем не так дурны, как об этом можно думать, судя по содержанию его стихотворений: напротив, жизнь его целомудренна, а шаловлива только его муза.

Овидий пародирует Катулла, но в отличие от него пишет для большого круга.

Наука о любви – пособие о том, как закадрить чику и где.

Лекарство по любви – по сюжету ровно противоположна Науке Любве (т.е. как отшивать)

Фишки Овидия:

- риторические приемы: возвращение к мифологическим персонажам (по принципу схожести элементов и схожести  пародийность #смерть попугая = смерть Гектора - аллегория)

- перенасыщенность сравнениями

- пишет размером как в эпике

25 билет. «Медея» Сенеки и Еврипида. Особенность римской трагедии Сенеки. Сенека и Еврипид Лу́ций А́нней Се́нека, Сенека младший или просто Сенека — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Родом из Испании. Самые известные произведения: «Федра», «Медея».

Эта трагедия Сенеки начинается с появления на сцене её главной героини. Медея горько жалуется на неверность мужа и просит божества тьмы послать смерть его невесте и тестю, а самого Ясона сделать до конца жизни нищим скитальцем. Хор на сцене поёт свадебную песнь в прославление женихов и невест. Услышав её, Медея распаляется ещё сильнее, вспоминает все ужасные преступления, которые она совершила ранее из любви к Ясону и вновь сетует на его неблагодарность.Медея неспособна обуздать захлестнувшие её страсти.

Это и является главным смыслом трагедии Сенеки – драматург показывает, что человек, который не может владеть собой, неизбежно увлечётся к поступкам, преступающим божественную меру. Они принесут жестокие беды окружающим и ему самому.

Сенека и Еврипид

Начало

- у Еврипида начинается с рассказа Кормилицы Медеи: она поведает нам, все, что полагается знать хорошему зрителю, а заодно и пожалеет свою госпожу. Потом входят Воспитатель и сыновья Медеи, начинается диалог между взрослыми (дети, как и положено, молчат). Воспитатель рассказывает Кормилице последние слухи, а та чисто по-женски жалеет свою госпожу. И только потом за сценой мы слышим причитания Медеи, и пока она сама успеет появиться на сцене, Кормилица уже договорится с Хором, чтобы тот утешил Медею.

- у Сенеки начинается с проклятий Медеи. Свой длинный, злобный монолог Медея время от времени прерывает, чтобы послушать свадебные песни, которые поет где-то за стенкой Хор.

Хор

- у Еврипида Хор – это собраниеженщинКоринфа. Хор коринфских женщин живо сочувствует Медее, пытается вразумить ее, и даже в конце, ужасаясь поступкам царевны из Колхиды, подчеркивает, что все беды, авторские права которых принадлежат только и только Медее, совершены из-за ее безмерного горя

- Хор у Сенеки — это собраниежителейКоринфа. Причем, скорее всего это юноши. А вообще ощущение такое, будто в день свадьбы Ясона (или, скорее всего, накануне) в городе собрались все обиженные, озлобленные люди, чтобы подразнить и Ясона, и Медею, и всех, кого можно.

- Какую функцию выполняет Хор? Да никакую. Иногда он издевается над всеми, кого не жалко, иногда говорит текст, который больше некому было сказать, а так вообще подпевает Медее, когда она поет свои заклинания и бормочет проклятия. Вообще, Сенека слишком много времени и места уделяет безудержной злобе Медеи, за счет чего страдают образы всех остальных персонажей.

Кормилица

- У Еврипида это добрая служанка, такая нянюшка, которая пытается хоть как-нибудь помочь Медее (что и следует делать кормилице).

- У Сенеки не очень понятно. Мы знакомимся с Кормилицей, когда она каким-то образом появляется рядом с Медеей и вступает с ней в спор. Чего она хочет добиться? Успокоить Медею, или наоборот, подсказать, как лучше извести ненавистную соперницу и ее отца?

Дети

- У Еврипида Медею выгоняли вместе с детьми. Какая разница? Большая. Сенека лишает Медею самого веского аргумента, который помог ей выиграть решающий день в Коринфе. Что значит: “Дай обнять детей напоследок!”. Для этого целый день не нужен. А вот проблема с жильем для детей – другое дело.

- Надо сказать, что у Сенеки есть одно важное отклонение от сюжета. По его версии Ясон хотел оставить сыновей у себя, в Коринфе, требуя от Медеи уйти одной.

И еще одно существенное отличие римского автора от греческого. Еврипид не показывает нам смерть. Медея убивает детей за кулисами, мы только слышим их крики за сценой. Медея Сенеки убивает своих сыновей у нас на глазах.

Креонт

- У Еврипида Креонт, который “не рожден тираном”, четко и ясно объясняет причину своей столь беспощадной жестокости (“Своя семья нам ближе, чем Медея”).Если бы не угроза, нависшая над дочерью и ее женихом, Креонт Еврипида, возможно - да и скорее всего, - приютил бы Медею у себя в городе. Такой Креонт конечно же даст Медее день на сборы и поиски нового дома.

- По мнению Сенеки, Медея должна бы обвинять Креонта во всех своих злосчастиях. И действительно, Креонта – этого Креонта – есть за что не любить. Креонт Сенеки имеет только один аргумент, но против него, как говорится, не попрешь (“Пусть царь неправ, — его веленье выполнишь…”).

Ясон (У каждого героя должен быть противник, так называемый антагонист. У Медеи – это Ясон (или наоборот)).

- Еврипид, выводя Ясона на сцену, “вкладывает в его уста” такую язвительную насмешку, что признаюсь честно, он меня просто бесит, особенно после получасовых причитаний Медеи, Кормилицы и Хора. Ключевое словоздесь– “царей”. Ясон уж и себя считает царем. Еврипиду удалось сделать из героя-аргонавта что-то отвратительное, как сказала бы Медея, “не муж, не воин”. Просто это не по-мужски, после стольких бед, перенесенных вместе, бросать жену и детей за борт, и еще и самым наглым образом утверждать, что все это он делает ради их же – детей – блага. Ясон Еврипида пытается умалить достоинства Медеи, когда она предоставляет ему “счет” за все злодеяния, которые совершила для него. Он считает, что всем этим, как и любовью Медеи, он обязан Афродите, и долг будет платить богине любви. Ясон Сенеки признает ее коварства, все до единого, но утверждает, что не повинен в них. Ведь сам он никого не убивал, это все злая Медея.

- Ясона Сенеки поначалу жалко. Он выходит на сцену задумчивый, растерянный (а может, он просто притворяется). Всю остальную пьесу этот Ясон ноет, жалуется, плачется. Он, бедненький, не виноват, он умолял Креонта не убивать Медею, он сдался бедам, он боится их общих врагов. Ах, он несчастный! И только в конце Сенека позволит ему обнажить меч (да и то будет слишком поздно). А так Ясон почти ничем не отличается от женских персонажей пьесы.

Оба они противные, надо сказать. Но Еврипид раскрыл своего героя как надо. Его Ясон язвительный, подло посмеивающийся над несчастьями жены гад, которого боги ох как покарают. Сенека больше внимания уделял Медее, так что его Ясон только успел поплакаться в свою же жилетку и появиться в последней сцене с обнаженным, но бесполезным мечом. Еврипид изображал страсть. Страсть борется с другими чувствами - чувством долга, мести и др. Показана ее власть над человеком. Внешняя канва событий мало интересует Еврипида. Он также облегчает (уменьшает) значение хора. Язык трагедий постепенно изменялся. У драм Сенеки сюжеты традиционны, восходят к драматургии Эврипида. Интрига в них второстепенна, на первом плане монологи и диалоги. В них показывается конфликт между долгом и страстью, губительность страсти.