Добавил:
Мы с группой в течение долгого времени херачили вместе всякие билеты для экзов. Берите и пользуйтесь. Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зарлит, 2 Общий труд.docx
Скачиваний:
223
Добавлен:
23.05.2017
Размер:
592.26 Кб
Скачать

21. Особенности композиции в романе Сервантеса “Дон Кихот”.

Книжка строится на историях внутри книжки, на вставках. Вставные истории в первом томе, а первый том, как бы вставная история во втором томе, на него отсылаются, он существует как печатный том. Таким образом Сервантес объединяет литературу и реальный мир. Как вставные истории в первом томе, первый том во втором томе, и так-же Дон Кихот соотносится с реальностью Сервантеса и читателя. Все новеллы незакончены и разомкнуты, заканчиваются же они в реальности. Так и история Дон Кихота, которая начинается в первом томе, а во втором томе, как в реальности, заканчивается история Дон Кихота.

Роман о попытке сформулировать, что есть реальность вообще, о соотношении литературы и реальности. Это структура эпохи Барокко, посткризисной.

Дон Кихот эволюционирует во второй части, так как начинает видеть себя со стороны, в качестве персонажа книги. Это позволяет ему «увидеть» мир вокруг себя.

Во всех этих сценках, образующих основной фон романа, даны элементы здоровой жизни, способные к дальнейшему развитию. Дополнением к ним является нсеколько вставных новелл, в которых изображены высшие, очень сложные формы жизни, опоэтизированные отчасти в трагических, отчасти в сентиментальных тонах.

Новеллы эти перекликаются с некоторыми эпизодами основного повествования. Назначение этих новелл – показать возможность благородных и прекрасных форм человеческой деятельности на чисто реальной базе здравых чувств и понятий в противоположность рыцарским бредням Дон-Кихота.

Перед читателем развертывается широчайшая панорама испанской жизни. В нем есть то, что совершенно отсутствовало в романах рыцарских, – изображение типических черт реальной действительности. Ибо как ни исключительна, почти фантастична история Дон Кихота, донкихотизм явление вполне типическое, коренящееся в конкретных жизненных условиях. А вокруг шумит Испания, настоящая Испания начала XVII в. По пыльным дорогам движутся погонщики мулов, монахи, купцы, нищие, богомольцы, ремесленники, горожане и крестьяне. Каторжников ведут на галеры, дворяне гарцуют на конях, "бичующиеся" несут статую богоматери, пастухи гонят стада овец и свиней, поселяне готовятся к бою быков.

Мы попадаем на постоялые дворы, на представление кукольного театра, на сельскую свадьбу, во дворец знатных вельмож, на улицы и площади Барселоны и даже в лагерь каталонских разбойников - кстати, благородный разбойник крестьянский сын Роке Гинарт (а он действительно существовал) обошелся с Дон Кихотом гораздо человечнее, чем сиятельный герцог. Под пером Сервантеса оживает Испания социальных контрастов, бедная и богатая, занятая трудом и привыкшая пребывать в праздности, исполненная благородного душевного порыва и погрязшая в мелких корыстных расчетах.

Сервантесу удалось создать поистине грандиозное произведение, в котором глубина мысли сочетается с эпическим размахом, а сила и значительность художественного обобщения - с точностью реалистического рисунка.

Вставными новеллами полон первый том "Дон Кихота", но их нет во второй половине: такова эволюция внутренней темы романа Сервантеса. Вставные пасторальные романы помещаются рядом с рыцарским романом сознания Дон Кихота на фоне общей для них прозаической "нероманной" действительности. Однако эта последняя тоже стала романом на новый лад, романом принципиально нового типа, так что само отличие этого типа романа от прежних "романов", - само это различие изображено в композиции "Дон Кихота". Сознание участников вставных эпизодв - "романов", как и сознание Дон Кихота, не отличает себя от действительности своего существования в мире, хотя оно как раз далеко", "непохожее" на эту действительность; оно смешивает свое субъективное с объективным и первый том "Дон Кихота" полон такого смешения. Во второй половине книги оно уже невозможно, но тема игры, маскарада, тема романа в романе Сервантеса не исчезает в его второй половине; она продолжается по-другому, развивая дальше композицию "Дон Кихота".

Итак, вставные истории первого тома совершаются во внешней сознанию Дон Кихота действительности и в то же время они составляют как бы часть его образа мира, соизмеримы скорее с ним, чем с действительностью грязных харчевен. Смешивая два мира, вставные истории поддерживающие иллюзию тождества идеального и реального, еще нисколько не поколебленную в Дон Кихоте первого тома. Роман своего сознания Дон Кихот помещает в обыкновенные вещи, и несмотря на множество стычек и потасовок, это сознание продолжает с легкостью отождествлять себя с прозой жизни, не замечая противоречия, которое так очевидно.

Особое положение между идальго и материальной действительностью занимает Санчо: он верит в сказку как в быль и в то же время знает низкую прозу как таковую, знает ее как "свою" действительность.

Санчо не помещает, как Дон Кихот, один образ мира в другой, так что они сливаются, один исчезает в другом, Санчо их помещает рядом один с другим, вперемежку, и эмпирически отмечает получающиеся от этого несовместимые сочетания. Например, он готов поверить, что Дон Кихот достанет ему королевство, но отсюда логически вытекает, что не только он будет король - это он может представить себе, но также его жена Тереса Панса, будет королева, - а это Санчо не в состоянии себе вообразить.

Композиция книги Сервантеса - "проверка и перепроверка", анализ проблемы реальности; но при этом картина мира являет нам ясное и незапутанное целое. В построении осуществлен "контрапункт" эмпирического реального мира и роман сознания Дон Кихота его образ мира.

Композиция "Дон Кихота", выясняющая проблему реальности, расчлененная и ступенчатая, аналитическая ("проверки и перепроверки", вставные новеллы, основные повествования, "кривые и пересекающиеся", разделы сознания и действительности, иллюзии и правды), что отвечает организации современного мира, ибо Серваетес не разделяет, конечно, иллюзий Дон Кихота и знает ясно о нетождественном отношении сущности явления, понятия и предмета, повествования и действительности. Сервантес изображает мир, где настоящее отношение спутано, скрыто, неявно.