Добавил:
Мы с группой в течение долгого времени херачили вместе всякие билеты для экзов. Берите и пользуйтесь. Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зарлит, 2 Общий труд.docx
Скачиваний:
223
Добавлен:
23.05.2017
Размер:
592.26 Кб
Скачать

2. Эпос раннего и зрелого средневековья на примере “Песни о Нибелунгах”.

Основной предмет эпопеи - национальное эпическое прошлое; источник - национальное предание; абсолютная эпическая дистанция между эпопеей и современностью. Эпическое произведение универсально по своим функциям. Сказочно-фантастическое не отделено в нем от реального. Эпос содержит сведения о богах и других сверхъестественных существах, увлекательные рассказы и поучительные примеры, афоризмы житейской мудрости и образцы героического поведения; назидательная функция его столь же неотъемлема, как и познавательная. Он охватывает и трагическое и комическое. На той стадии, когда возникает и развивается эпос, у германских народов не существовало в качестве обособленных сфер интеллектуальной деятельности знаний о природе и истории, философии, художественной литературы или театра,— эпос давал законченную и всеобъемлющую картину мира, объяснял его происхождение и дальнейшие судьбы, включая и самое отдаленное будущее, учил отличать добро от зла, наставлял в том, как жить и как умирать. Эпос вмещал в себя древнюю мудрость, знание его считалось необходимым для каждого члена общества.

При всех различиях в содержании, тональности, равно как и в условиях и времени их возникновения, эпические поэмы не имеют автора. Дело не в том, что имя автора неизвестно (В науке не раз делались — неизменно малоубедительные — попытки установить авторов эддических песен или «Песни о нибелунгах».) ,— анонимность эпических произведений принципиальна: лица, которые объединили, расширили и переработали находившийся в их распоряжении поэтический материал, не осознавали себя в качестве авторов написанных ими произведений. Эпический поэт, обрабатывая не ему принадлежавший материал, героическую песнь, миф, сказание, легенду, широко применяя традиционные выражения, устойчивые сравнения и формулы, образные клише, заимствованные из устного народного творчества, не мог считать себя самостоятельным творцом, сколь на самом деле ни был велик его вклад в окончательное создание героической эпопеи.

В «Песни о нибелунгах» мы вновь встречаемся с героями, известными из эддической поэзии: Зигфрид (Сигурд), Кримхильда (Гудрун), Брюнхильда (Брюнхильд), Гунтер (Гуннар), Этцель (Атли), Хаген (Хёгни). Их поступки и судьбы на протяжении веков владели воображением и скандинавов и немцев. Сопоставление исландских песен с немецким эпосом показывает, какие большие возможности для самобытной поэтической интерпретации существовали в рамках одной эпической традиции. «Историческое ядро», к которому восходила эта традиция, гибель бургундского королевства в 437 году и смерть гуннского короля Аттилы в 453 году, послужило поводом для появления высоко оригинальных художественных творений. На исландской и на немецкой почве сложились произведения, глубоко несходные между собой как в художественном отношении, так и в оценке и понимании действительности, которую они изображали.

Каждая эпоха по-своему объясняет историю, исходя из присущего ей понимания общественной причинности. Как рисует прошлое народов и королевств «Песнь о нибелунгах»? Исторические судьбы государств воплощены в истории правящих домов. Бургунды—это, собственно, Гунтер с братьями, и гибель бургундского королевства состоит в истреблении его властителей и их войска. Точно так же гуннская держава целиком сосредоточена в Этцеле. Поэтическое сознание средневековья рисует исторические коллизии в виде столкновения индивидов, поведение которых определено их страстями, отношениями личной верности или кровной вражды, кодексом родовой и личной чести. Но вместе с тем эпопея возводит индивидуальное в ранг исторического.

Эпически-неторопливое повествование подробно живописует придворные досуги и рыцарские турниры, пиры и войны, сцены сватовства и охоты, путешествия в дальние страны и все другие стороны пышной и утонченной куртуазной жизни. Поэт буквально с чувственной радостью повествует о богатом оружии и драгоценных одеяниях, подарках, которыми правители награждают рыцарей, а хозяева вручают гостям. Все эти статические изображения, несомненно, представляли для средневековой аудитории не меньший интерес, нежели сами драматические события. Битвы также обрисованы во всех деталях, и хотя в них участвуют большие массы воинов, поединки, в которые вступают главные персонажи, даны «крупным планом». В песни постоянно предвосхищается трагический исход. Нередко такие предуказания роковой судьбы всплывают в картинах благополучия и празднеств,— осознание контраста между настоящим и грядущим порождало у читателя чувство напряженного ожидания, несмотря на заведомое знание им фабулы, и цементировало эпопею как художественное целое. Персонажи очерчены с исключительной ясностью, их не спутаешь друг с другом. Разумеется, герой эпического произведения — не характер в современном понимании, не обладатель неповторимых свойств, особой индивидуальной психологии. Эпический герой — тип, воплощение качеств, которые признавались в ту эпоху наиболее существенными или образцовыми.

«Песнь о нибелунгах» возникла в обществе существенно ином, чем исландское «народоправство», и подверглась окончательной обработке в то время, когда феодальные отношения в Германии, достигнув расцвета, обнаружили присущие им противоречия, в частности противоречия между аристократической верхушкой и мелким рыцарством. В песни выражены идеалы феодального общества: идеал вассальной верности господину и рыцарского служения даме, идеал властителя, пекущегося о благе подданных и щедро награждающего ленников.

Однако немецкий героический эпос не довольствуется демонстрацией этих идеалов. Его герои, в отличие от героев рыцарского романа, возникшего во Франции и как раз в то время перенятого в Германии, не переходят благополучно от одного приключения к другому; они оказываются в ситуациях, в которых следование кодексу рыцарской чести влечет их к гибели. Блеск и радость идут рука об руку со страданием и смертью. Это сознание близости столь противоположных начал, присущее и героическим песням «Эдды», образует лейтмотив «Песни о нибелунгах», в первой же строфе которой обозначена тема: «пиры, забавы, несчастия и горе», равно как и «кровавые распри». Всякая радость завершается горем,— этой мыслью пронизана вся эпопея. Нравственные заповеди поведения, обязательного для благородного воина, подвергаются в песни испытаниям, и не все ее персонажи с честью выдерживают проверку.

3. Литература высокого средневековья. Три потока литературы. Лирика трубадуров и миннезингеров: представители, жанровая система, понятия “жонглер”, “трубадур”, “трувер”, “менестрель”, “миннезанг”. Заслуга трубадуров в европейской поэзии.

Национальные литературы Европы родом из героического эпоса. В эпоху развитого феодализма происходит переход от эпической архаики к эпической классике. Общенародные интересы и эстетические запросы представлены в памятниках героического эпоса Высокого Средневековья. Это «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Песнь о Нибелунгах» (Германия). Отличие эпоса Высокого Средневековья от древнейшего эпоса: 1) их разделяет процесс христианизации и феодализации; 2) большая масштабность, разработанность мотивов, идейная насыщенность, большая связь с историей народа, стремление отразить политическую историю нации. Носители эпической традиции, ее хранители – шпильманы (Германия), жонглеры (Франция), хуглары (Испания).

Во Франции героические поэмы носили название chansons de geste – песни о деяниях. Их темы – оборона отечества, служба королю, феодальные междоусобицы. Национальная мощь и единство – в числе приоритетов. Король – Карл Великий (правил в 768-814), историческая личность, коронован как император в 800 г. В «Песни о Роланде» (ок.1100 г.) племянник Карла, маркграф Роланд гибнет в Ронсевальском ущелье, отразив атаку мавров – арабов, занявших соседнюю с Францией Испанию. Историческое зерно поэмы – неудавшийся поход Карла в Испанию в 778 г., когда в Пиринеях христианами, басками был перебит арьергард франков. (Об этом сообщает биограф Карла Великого Эйнхард). Таким образом, в эпосе реальные события трансформируются, превращаясь в грандиозную битву христиан с неверными. Роланд героизирован как рыцарь и христианин, прославляется его верность королю и «Франции милой».

Герой испанского эпоса – Родриго Диас по прозвищу Сид (араб. «сеид» - господин). Деятель Реконкисты (reconquistare – отвоевывать; в VIII-м веке Испанию заняли арабы, мавры (mauros – темный), вплоть до XV ст. шло отвоевание испанцами своих земель). Принадлежал к высшей кастильской знати, жил в XI-м в. «Песнь о моем Сиде» повествует об опале Сида, изгнании его королем Альфонсом VI из Кастилии, о его подвигах на чужбине, о завоевании им Валенсии, о замужестве его дочерей, предательстве зятьев, их наказании Сидом. Поэма точнее в реалистическом и бытовом отношении, чем другие национальные эпосы.

«Песнь о Нибелунгах» - ок.1200 г. – нет патриотической идеи, как в романском (французском и испанском эпосах). Государственность на этих землях еще не сложилась. Сюжет уходит корнями в эпоху германского варварства, здесь соединились франкские сказания о Зигфриде, бургундские - о Гунтере, готские – о Дитрихе и Эрманарихе. Единонациональные приоритеты еще не выработаны, преобладают родовые и личностные интересы. Историческая основа эпоса – гибель в 437 г. бургундского королевства на реке Рейн (центр - г.Вормс) в результате нашествия гуннов. Вождь гуннов Аттила погиб в 453 г. на ложе германской пленницы Ильдико (Хильда, Кримхильда), мстящей за сородичей. В эпосе события переосмыслены и героиня мстит не за кровных, но за мужа, причем мстит братьям. (Уже не родовое, но христианизированное сознание, в котором муж ближе, чем брат). Две сюжетные линии в 39 авентюрах «Песни…»: 1) линия Зигфрида, его любви к Кримхильде, его помощи королю Гунтеру в сватовстве к Брюнхильде, двух свадеб, ссоры двух дам, гибели Зигфрида на охоте от руки Хагена; 2) линия второго замужества Кримхильды с Этцелем (Аттила) и ее мести братьям Гунтеру, Герноту и Гизельхеру, а также их могущественному вассалу Хагену фон Тронье. Поэма интересна соединением временных пластов: эпоха великого переселения народов (V в.) соседствует с рыцарской культурой и вассальными отношениями (XII в.), кроме того, это сказочное и мифологическое начало (мотив клада, богатырской силы, страна нибелунгов - детей тумана, карлик Альберих и его проклятие, вещие девы и др.). Примечателен мотив судьбы. Немецкий романтик Л.Уланд пишет о «Песни…», что время героев прошло и два противоборствующих их лагеря столкнулись, чтобы испепелить друг друга. Последнего уцелевшего – Дитриха – карлик уводит с собой. Клад потоплен в Рейне. Нацистская пропаганда времен Третьего Рейха обращалась к этому памятнику в поиске основ для своих идеологем. (Золотая ветвь в кладе Нибелунгов – право мирового господства).

Зрелое Средневековье создает, кроме героического эпоса (народно-эпического творчества) три пласта литературы:

1) рыцарская или куртуазная (от слова «двор», т.е. придворная) литература. (Рыцарство возникло во Франции, здесь рыцарей называли шевалье; в Испании – кабальеро, в Германии – риттеры – все это в переводе – конник). История не знала акта, вводившего институт рыцарства. Экономическая основа этого явления – право майората, передачи наследных земель старшему сыну в семье. Младшие – священники или рыцари. Церковь воспользовалась институтом рыцарства – воинства Христова (христианизированная форма военного быта), как вооруженной силы к услугам невооруженной истины. В XV в. рыцарство прекратило свое существование ввиду появления огнестрельного оружия. Турнир – поединок рыцарей (от франц. «турне» - кружить). Расцвет рыцарской литературы приходится на XII-XIII вв. Здесь различают провансальскую поэзию (лирику трубадуров – Бернард Вентадур, Бертран де Борн и др.) и рыцарский роман. Жанры лирики трубадуров: альба, канцона, тенсона, пасторела, сирвента (см. словарь в методичке). Основная тема - любовь (fin amor), войне посвящен лишь жанр сирвенты. До нас дошел сборник биографий трубадуров, составленный в XIII в. (См. историю Вильгельма де Кабестан и его дамы сердца Маргариты Руссильонской). Прованс (юг Франции, тогда еще самостоятельное государство) в XIII веке постигла политическая катастрофа – альбигойские войны, но поэзия трубадуров была подхвачена на севере Франции (труверы) и в Германии (миннезингеры – часто примыкали к народной, фольклорной песне. Знаменит Вальтер фон дер Фогельвейде).

Рыцарский роман (роман – написанное на романском языке, не на латыни), как правило, стихотворен. Отличается от эпоса сосредоточенностью на судьбе одного человека, а не целого народа. Фантастика и авантюра – его непременные слагаемые. Рыцарство – институт вне времени и пространства, оно мыслится как присущее всем векам и народам. Рыцарский кодекс предполагал героику (заступничество за слабых, готовность к подвигу, готовность пролить кровь за святую церковь) и куртуазность – вежливость, культ Прекрасной Дамы, щедрость. Культ дамы связан с представлением о тонкой чувственной любви, воспринятом рыцарями на Востоке (крестовые походы), причудливо соединившимся с культом девы Марии – недосягаемого существа женского пола. Возникла целая система идеального служения Прекрасной Даме, понятие «дальней любви». Несовершенство института брака также способствовало развитию рыцарской любви, бескорыстной и поэтической. Дама – чаще всего замужняя. В рамках этого культа самый худородный рыцарь мог считать дамой своего сердца даже королеву английскую. В сражениях рыцарь добывает славу, чтобы сложить ее к ногам возлюбленной. Ульрих фон Лихтенштейн в стихотворной книге «Служение даме» пишет о 30 годах своего служения - куртуазные фантазии уже граничат с пародированием (отрубленный палец рыцаря в шкатулке и т.д.) Тематические разновидности рыцарских романов: а) «античные» - роман об Александре Македонском, о Трое, об Энее; б) связанные с кельтскими сказаниями – именно так кельтский мир вошел в Средневековье - в т.ч. артуровские романы (Артур – полулегендарный король бриттов) или романы Круглого стола. Известный автор артуровских романов – французский писатель XII в. Кретьен де Труа. Кроме того, с кельтской традицией связаны так называемые бретонские лэ (стихотворная новелла любовно-фантастического содержания). К ней восходят романы о Тристане и Изольде (см. обработку этого сюжета Готфридом Страсбургским, немецким автором нач.XIII в.; во Франции – обработки Беруля и Тома). Знамениты романы о святом Граале (Грааль - очевидно, некая кельтская языческая святыня, трансформированная в христианскую – в чашу с кровью Христа; только чистый душой рыцарь может быть хранителем Грааля – чудесной святыни; один из претендентов – Парцифаль/Персеваль; см. роман Кретьена де Труа «Персеваль или Повесть о Граале»; в немецком романе Вольфрама фон Эшенбаха действие связано уже с сыном Парцифаля - Лоэнгрином); в) существовали также «византийские» романы, сюжеты которых связаны с позднегреческим любовно-авантюрным романом и арабскими повестями («Флуар и Бланшефлер», «Окассен и Николет»).

2) клерикальная литература Высокого Средневековья посвящена религиозным сюжетам (гимнография – обращена к Богу, агиография – к человеку (жития святых – об аскетах, миссионерах и защитниках угнетенных), религиозные легенды (часто о культе Богоматери), видения (о загробной жизни, напр. «Видение Тнугдала»), проповеди, нравоучения в христианском духе (см. сборник «Gesta Romanorum»), но не исчерпывается ими. Поскольку клирики получали образование в монастырских и епископских школах, то они создавали и всю «научно-популярную» литературу эпохи (книги о животных – «бестиарии»; трактаты о камнях - «лапидарии»; своего рода энциклопедии – «зерцала»). В рамках клерикальной литературы возникла и средневековая драма, выросшая из богослужения, литургии (см. в словаре: мистерия, миракль, моралите; развитие светского, комического театра произошло из комических элементов мистерий и жонглерских выступлений – фарсы, соти, фастнахтшпили) и получившая свое развитие в условиях роста городов. В эту пору отмечается упадок классического латинского языка, на смену ему приходит язык недоучившихся монахов, который называют «кухонной латынью».

3) городская литература - возникла в XIII в. в связи с расцветом городов, становившихся своеобразным противовесом, оппозицией замку (рыцарская культура) и монастырю (культура клерикальная). Здесь крепнет централизованная королевская власть, появляются первые университеты (4 факультета: подготовительный – артистический, а также теологический, медицинский, юридический); старейшие – Болонский и Парижский; в городах поселяется самая предприимчивая и деятельная часть населения. Город скептически оценивает несоответствие между христианским идеалом и образом жизни церковников, рыцарскую идею также подвергает критике как теряющую связь с реальной жизнью. Городская литература характеризуется торжеством здравого смысла, склонностью к изображению обыденных событий, к сатире и дидактике. Жанры: краткие стихотворные рассказы бытового содержания с комическим эффектом (фаблио во Франции (напр., Рютбёф, «Завещание осла»), шванки в Германии – Штриккер, «О попе Амисе»), большие сатирические и аллегорические романы: французские «Роман о Лисе», называемый животным эпосом – эпосом о зверях (лис Ренар, волк Изенгрим, медведь Брён, лев Нобль, петух Шантеклер – греко-римская басенная традиция); «Роман о Розе» - аллегорическое сочинение, создававшееся последовательно двумя авторами – Гильомом де Лоррисом (неоконченная редакция куртуазной истории о Поэте и Розе, Великодушии, Привете, Отказе, Злоязычии и др.) и Жаном де Меном (самостоятельное продолжение о Природе и Разуме). К городской поэзии по праву относят сочинения вагантов или голиардов (XII-XIII вв.) – это школяры, бродячие клирики, монахи-расстриги. Они писали стихи на латыни, но это не была латынь официальная и ученая, а латынь, славящая радости жизни (эпикурейские, вакхические мотивы – «Всепьянейшая литургия», «Gaudeamus») и клеймящая жадность и разврат церковников («Евангелие от марки серебром»).

В английской литературе баллада была короткой народной песней повествовательного содержания и самыми известными из исторических баллад остаются баллады о Робине Гуде, «смелом беззаконнике» и его «веселых ребятах» в «зеленом лесу».

Это нужно знать:

Жонглёры- в средневековой Франции и на Пиренеях - странствующие актёры, певцы, музыканты, акробаты.

Трубадуры— средневековые провансальские поэты-лирики, составители песен на старопровансальском языке.

Труверы– поэты севера Франции XII—XIII вв., преимущественно лирические (термин мог обозначать и авторов эпических и драматических произведений), писавшие на старофранцузском языке.

Менестрели- профессиональные певцы и музыканты в феодальной Франции и Англии. Обычно находились на службе у синьора; воспевали рыцарские подвиги и служение прекрасной даме.

Миннезанг– творчество миннезингеров, немецкий рыцарских поэтов-певцов 12-14 веков. Аналогия французских трубадуров.