Скачиваний:
35
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
390.66 Кб
Скачать

Доверие как экономическая категория

Вы наверняка обращали внимание на предельно низкий уровень доверия между людьми в России. Разве не странно звучит, что в Москве стоимость доверия при покупке квартиры может составлять около $10 тыс. Эти деньги идут на оплату услуг посредников - агентств недвижимости, маклеров, нотариусов. Реально же цена квартиры стоимостью до $100 тыс. на 10% дешевле. Вот такой экономический эффект. Низкий уровень доверия ведет к невероятно высоким издержкам. Вот почему одна из ключевых задач ЦСИ - налаживание контактов между субъектами того или иного социального или бизнес-процесса и создание механизмов контроля за его выполнением. Результат - значительное снижение издержек и, следовательно, получение конкурентных преимуществ!

Обратите внимание: у некоторых этнических групп, живущих как в России, так и за ее пределами, уровень доверия к представителям своей группы очень высок. Человек легко может передать значительную сумму денег безо всякой расписки, поскольку внутри данной этнической группы имеются определенные этические нормы и средства контроля за их исполнением, значительно снижающие вероятность хищения.

Можно привести другой пример. Община выходцев из Индии всегда очень последовательно продвигала своих программистов на американском рынке труда. Это привело к тому, что сегодня в Силиконовой долине самая большая профессиональная община - индийская. Ее возглавляет всеми уважаемый член этого сообщества, следящий за движением средств и кадров. Он может продвигать профессионалов только доверяя им, но при этом побуждая оправдывать это доверие, для чего в его распоряжении находятся определенные системы контроля.

Таким образом, мы видим: налаживание доверия - это экономическая проблема, весьма остро стоящая в России. И ее придется решать. В том числе и ЦСИ. Впрочем, эта сфера еще только ждет разработки масштабных, стратегических программ. И хотя уже сейчас ясно, что эффект от их реализации не будет сиюминутным, отдачи можно ждать не ранее чем лет через 7-10 - отдача, однако, будет очень высокой.

Алексей Тупицын

http://www.soob.ru/n/2002/9/practice/31

RAND Corporation: заметки пристрастного визитера

Как работает ведущая фабрика мысли США Корпорация RAND - крупнейший think tank США. Впрочем, есть точка зрения, что RAND уже давно перерос Америку. Это уже не американский think tank, а трансмировой. Акцент на глобальных темах - одна из причин, почему главные аналитики США не учли угрозу терроризма внутри страны.

No problems

Для меня знакомство с мозговыми центрами началось в марте 2001 года, когда я сопровождал в США Андрея Александровича Фурсенко, замминистра по науке и промышленным технологиям. Поездка была ознакомительной, а визит носил частный характер. Нас интересовало, как работают институты инновационной экономики в США. В то время я был директором департамента анализа и сетевых проектов Центра Стратегических разработок "Северо-Запад" и занимался подготовкой проектов по инноватике. В США у нас было довольно много встреч, во время которых мы часто задавали представителям государственных служб, инвесторам и аналитикам вопрос: "В чем вы видите сегодня основной вызов для Америки"? Типичный ответ был банален: "В Америке все хорошо. Никаких вызовов, которые требуют серьезного обсуждения, в ближайшее время не будет". В RAND же нам дали совершенно другой ответ: "Нынешнее благополучие Америки построено на индивидуальной предпринимательской активности. Вся экономическая и политическая инфраструктура нацелена на решение этой задачи. Но в тот момент, когда необходимо будет поменять саму эту инфраструктуру, сделать социальный рывок, возникнет проблема. Потому что это требует коллективного решения и коллективной воли, а Америка сегодня слабо готова к этому. Поэтому "социалистическая" Европа вполне может провести модернизацию инфраструктуры более эффективно". И это был чуть ли не единственный тревожный голос на фоне общего оптимизма. Все аналитики оценивали ситуацию как стабильную. За полгода до событий 11 сентября об угрозе терроризма никто не говорил.