Скачиваний:
35
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
390.66 Кб
Скачать

Заказ на идеи

Иногда политики все-таки могут сформулировать некоторый научный, достаточно условный заказ. Происходит это, как правило, в трех случаях:

1) Для захвата некой должностной или политической ниши, когда может понадобиться концептуальное осмысление ситуации;

2) Когда нужен разного типа PR, с помощью которого можно добиться симпатий публики. Однако к деятельности think tank это не имеет никакого отношения;

3) В кризисной ситуации, когда требуется кардинальное переосмысление ситуации. После событий 11 сентября в США появился колоссальный спрос на think tanks, занимающиеся изучением роли ислама в современном мире.

Сценарный подход

Если говорить о России, то уже сейчас можно выделить тему, научная проработка которой только предстоит. Это миссия России, то, что должно возникнуть на месте совершенно бесплодной инициативы о создании русской идеи. Вопрос, в чем состоит миссия современной России, чрезвычайно актуален. МИД должен знать, какие стратегические цели ему следует отстаивать.

На самом деле для think tank неважно, какую ситуацию рассматривать. Для того чтобы смоделировать развитие кризиса, необходимо жесткое сценарное мышление. Нужно продумать все варианты развития ситуации. А это задача не из легких. Размытое множество знаний надо уместить в ситуационный вариант. Предлагаемое решение должно быть конкретным, чтобы политик мог понять, как ему следует действовать.

Стратегии позицирования

Фабрики мысли используют разные стратегии позицирования. Стратегия рынка заключается в том, чтобы подготовить документ, который мог бы понять политик среднего уровня. Такой подход исповедают think tanks первого типа. Вторая же группа выдвигает определенные требования к политическому лидеру. Группы, достаточно долго разрабатывавшие свою программу, претендуют на формирование нового типа политического мышления. Здесь возникает сложный процесс взаимодействия между теми, кто вырабатывает некоторое зна ние, и политическим лицом, которое будет принимать решения.

Этим объясняется тот факт, что мозговые тресты второго типа в качестве обязательного момента предполагают наличие собственных образовательных программ. Для России это огромная проблема. У нас отсутствуют школы партийно-политической подготовки. На месте Высшей партийной школы так ничего и не возникло, а динамично развивающиеся высшие школы экономики этой функции не выполняют. Должны возникнуть такие структуры, как, например, Международный республиканский институт в США.

При смене поколений очень сильно возрастает роль прорывного, нового знания. Возникает вопрос, чем молодая группа реально может конкурировать со старыми, зарекомендовавшими себя политическими боссами. Ответ прост. Прежде всего, неординарностью взглядов и подходов. Необходима инвентаризация идей и научных групп, которые способны реально заниматься разработкой стратегии. Только наличие таких команд может привести к появлению в России полноценных think tanks. В противном случае мы будем иметь фабрики мысли, которые не рождают нового знания. Интересные же решения появляются только в случае соединения старого опыта с принципиально новыми прорывными идеями. Если такого компонента нет, то ничего нового и не возникнет. Приведу пример.

В Канаде 8 лет назад в Министерстве здравоохранения и благосостояния произошли серьезные преобразования, которые были инициированы Сильвией Стаценко и Андреасом Петрасовичем. Новая команда поставила во главу угла переход на структуру управления знаниями. Врачи были в шоке. Эффективность их работы поставили под сомнение. В итоге была создана специальная профессия, получившая название «обеспечение здоровьем» - health promotion. В отличие от медиков эти люди занимались проблемами обеспечения качественной пищей, чистой водой, воздухом. Контрольные функции были возложены на местные сообщества.

Эффективность работы think tank зависит от возможности подготовки таких инновационных групп. Переделка собственно организационных машин - это уже не их задача. Это другие решения, которые требуют иных методов. Выработка же некоторой прорывной идеи, создание команды, которая способна продумать ее и довести до реализации, это и есть основной и важнейший продукт think tank.

Александр Неклесса

http://www.soob.ru/n/2002/9/c/9

Фабрики мысли спасли Америку

Станет ли Россия пространством новых возможностей? Россия находится в состоянии стратегической растерянности. Положение во многом схоже с ситуацией, сложившейся в США в конце 60-х начале 70-х годов XX века. Не последнюю роль в выводе страны из кризиса сыграли тогда фабрики мысли think tanks. Западный опыт может оказаться для России весьма кстати. XXI веку нужна своя «большая волна», собственное поколение радикальных изобретений и открытий. Необходимытворчество, открытия и люди, которые их порождают.