Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ридер КВ часть 3 / ПОЛИТСОЦИОЛОГИЯ / Политнаука-3-2008-печать.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
1.42 Mб
Скачать

Заключение

Анализ калининградских органов власти показывает высокую степень плутократизации местной политико-административной элиты. Более половины депутатов областной думы и членов областного правительства, а также три четверти депутатов городского совета Калининграда являются выходцами из бизнеса. В качестве одной из существенных причин широко распространенной личной унии элит следует отметить институциональный дизайн калининградских органов представительной власти, предполагающий непрофессиональный статус большинства депутатов, что дает бизнесменам существенные преимущества в процессе рекрутирования на политические позиции.

Обнаруживается также относительное доминирование в местной политико-административной элите представителей определенных отраслевых сегментов бизнеса, прежде всего, крупнейших компаний торгового и строительно-девелопментского секторов экономики. Причем, как свидетельствуют биографические данные, политическое участие этих предпринимателей началось еще до того, как были сформированы нынешние составы органов власти, и не ограничивается такой прямой формой, как работа на политико-административных должностях.

Одна из важнейших характеристик, объединяющих большинство торговых сетей и строительно-девелопментских фирм, переплетенных с властью, – крупные инвестиции в недвижимость Калининграда. Фактически в органах власти заседают почти все крупнейшие владельцы и (или) девелоперы торговой и офисной недвижимости города. Этот факт особенно показателен, поскольку согласуется с данными многочисленных исследований структуры власти в городах США и Западной Европы, которые тоже свидетельствуют о повышенной активности такого бизнеса в местной политике.

Особенности условий накопления капитала, среди которых: сильная зависимость от доступа к ресурсам, контролируемым местной властью, прежде всего к городской земле; зависимость от роста экономики Калининграда и области как основного рынка сбыта; низкая степень пространственной мобильности вследствие крупных инвестиций в недвижимость и местного характера собственности – стимулируют политическое участие этих компаний, включая занятие их руководителями политико-административных должностей. Впрочем, следует отметить, что не только личная уния элит, но и ряд структурных факторов, связанных с характером источников доходов областного и городского бюджетов, сближают интересы калининградских властей с интересами владельцев и девелоперов недвижимости.

Тесные структурные и персональные связи бизнесменов с калининградской политико-административной элитой имеют существенные политические последствия, проявляясь в решениях и действиях городских и областных властей, которые приносят ощутимые выгоды владельцам и девелоперам недвижимости. Подтверждением тому стали такие важнейшие события в общественно-политической жизни региона последних лет, как утверждение Генерального плана развития Калининграда и празднование 750-летнего юбилея областного центра.