Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
xrist3.doc
Скачиваний:
147
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
650.75 Кб
Скачать

Сопоставление ответов на вопрос об отношении к эвтаназии и оценки врачами своих возможностей помочь пациентам

Думаете ли вы, что можете помочь своим пациентам в их проблемах.

Считаете ли вы допустимой эвтаназию?

Да, если этого желает пациент

В исключительных случаях

Ни при каких обстоятельствах

Никогда об этом думал (а)

Обычно нет

Иногда

Часто

Почти всегда

14,3

15,6

14,0

16,2

17,9

33,0

27,1

8,1

14,3

16,5

14,0

10,8

53,6

33,9

43,0

62,2

Среди врачей, работающих в НИИ, очень мало тех, кто ставит допустимость эвтаназии в зависимость от желания па­циента. Большинство выступают «за» лишь в исключитель­ных обстоятельствах. На наш взгляд, здесь могут действовать два фактора: превалирование исследовательских интересов над интересами обеспечения блага пациента и относительно более часто встречающиеся случаи сложных заболеваний. В отличие от этой категории, врачи общего профиля склонны ориентироваться на желания больного.

Сопоставим теперь ответы на вопросы «Думаете ли вы, что можете помочь своим пациентам в их проблемах?» и «Считаете ли вы допустимой эвтаназию?» (см. таблицу). При­мечательно, что процент тех, кто никогда не задумывался над допустимостью прервать жизнь безнадежного больного, на­иболее высок в двух полярных группах: врачей, которые обычно не могут помочь своим пациентам, и врачей, у кото­рых, по собственной оценке, почти всегда есть такая возмож­ность. Предположительно, для первых подобное отношение к эвтаназии объясняется равнодушием к проблемам больного, а для вторых - твердой уверенностью в своих силах, в том, что еще не все потеряно и у больного есть шанс.

Упомянутые категории сближает и то, что среди них отно­сительно велика доля тех, кто предпочел первый, «разрешаю­щий» вариант второму. Особенно отчетливо это выражено у респондентов, наиболее настроенных на помощь больному. 16,2% из них считают эвтаназию допустимой при желании пациента и лишь 8,1% -в исключительных случаях. Впро­чем, относительная малочисленность этих групп заставляет от­носиться к любым интерпретациям с чрезвычайной осторожно­стью.

* * *

Подчеркнем еще раз: проведенное социологическое исследо­вание, посвященное проблеме эвтаназии, было первым в нашей стране. Вполне естественно поэтому, что его нужно рас­сматривать в значительной мере как пилотажное. Во всяком случае, невыясненных вопросов, ответы на которые позволят дать дальнейшие изыскания, пока предостаточно. И все же, на основании полученных данных можно сделать определен­ные выводы. Прежде всего, несмотря на довольно большое внимание к проблеме эвтаназии со стороны широкой обще­ственности, выяснилось, что свыше половины всех респонден­тов не имеют на сей счет никакого мнения. Более того, мно­гие из них, скорее всего, просто не знакомы с этим термином.

Отчетливо просматривается следующая тенденция - чем моложе врачи, тем больше интереса они проявляют к пробле­ме эвтаназии и тем чаще склонны допускать такую возмож­ность. При этом тех, кто ориентируется в первую очередь на объективные данные о состоянии больного, вдвое больше, чем тех, кто во главу угла ставит желание пациента. Далее. Чем ближе врачи к «изголовью постели» больного и чем чаще (в силу места работы, занимаемой должности или медицинской специализации) им приходится иметь дело с пациентами, чье состояние критическое, тем более терпимы они в отношении эвтаназии. Полученные данные позволяют предположить, что мы сталкиваемся здесь с одним из тех объективных противо­речий, с которыми связан научно-технический прогресс в сфе­ре биомедицины. Вооруженные современными технологиями врачи делают возможным поддержание жизни в ситуациях, в которых еще совсем недавно это было немыслимым, но тем самым нередко продлевают страдания безнадежно больных. Сами же пациенты далеко не всегда считают подобные дейст­вия оправданными.

То обстоятельство, что свыше 35% респондентов, вопреки официальным правовым и официозным деонтологическим нор­мам, считают эвтаназию допустимой, конечно, впечатляет. Однако следует особо подчеркнуть: даже если бы 95% всех врачей в России высказались за эвтаназию, это еще нельзя было бы считать достаточным основанием для ее законода­тельного признания. Решение об узаконении тех или иных форм эвтаназии возможно лишь после широкого общественно­го обсуждения. И дело здесь не только и не столько в том, доверяет или не доверяет общество врачам. Как показывают приведенные данные, для самих медиков вопрос об эвтана­зии - т. е. о прекращении человеческой жизни - не являет­ся простым и однозначным. Более четкое и детальное право­вое, а также этическое регулирование в этой области нужно не только для пациентов, но и для врачей - для них, быть может, в первую очередь.

Как бы то ни было, постановка и обсуждение проблемы эвтаназии в нашей стране - не прихоть журналистов или со­циологов, а насущная необходимость. Эта проблема имеет множество конкретных аспектов, и ни сегодня, ни в обозри­мом будущем ожидать единодушия по каждому из них вряд ли разумно. Смысл общественного обсуждения проблемы, рав­но как юридических, так и этических норм, многие из кото­рых еще предстоит разработать и укоренить в медицинскую практику, не в последнюю очередь состоит именно в выявле­нии и согласовании разнонаправленных интересов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]