Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnoe_posobie_Istoria_SZI_Rossii.doc
Скачиваний:
124
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
460.8 Кб
Скачать

9. Становление системы защиты государственных секретов в период нэПа (1921-1929 г.Г.)

В 1921 году неотложная необходимость коренной реорганизации криптографической службы, обслуживающей интересы армии, остро проявилась и в других ведомствах (Наркомате иностранных дел и Военном наркомате), где таковая продолжала существовать в соответствии с традициями, сложившимися в царской России. Возникла необходимость создания единого органа, который вобрал бы в себя все возможные криптографические силы республики и был бы способен организовать криптографическую деятельность на уровне ведущих иностранных государств.

9.1. Спецотдел при вчк

5 мая 1921 года постановлением Малого Совнаркома при ВЧК была создана криптографическая служба – специальный отдел при ВЧК. Его начальником стал Глеб Иванович Бокий. В задачи спецотдела входили: “постановка шифровального дела в РСФСР, дела расшифровального, радиоперехват и подготовка кадров необходимых специалистов”. Выбор в качестве базового ведомства ВЧК обусловлен тем, что главной функцией ВЧК уже в тот период было обеспечение государственной безопасности в целом.

25 августа 1921 г. был издан приказ ВЧК, предписывавший всем органам ВЧК в центре и на местах всякого рода шифры, ключи к шифрам, шифрованную переписку и т.п., обнаруживаемые при обысках и арестах, а также добываемые через агентуру или случайно, направлять в спецотдел при ВЧК.

В течение 20 - 30-х годов в связи с неоднократными реорганизациями структуры органов власти и управления этот отдел имел следующие наименования:

  • с 5 мая 1921 г. по 6 февраля 1922 г. – 8-й спецотдел при ВЧК;

  • с 6 февраля 1922 г. по 2 ноября 1923 г. – спецотдел при ГПУ (Государственное политическое управление);

  • со 2 ноября 1923 г. по 10 июля 1934 г. – спецотдел при ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление);

  • с 10 июля 1934 г. по 25 декабря 1936 г. – спецотдел при ГУГБ НКВД СССР (Главное управление государственной безопасности Народного комиссариата внутренних дел СССР);

  • с 25 декабря 1936 г. по 9 июня 1938 г. – 9-й отдел ГУГБ НКВД СССР.

Несмотря на реорганизации, в отличие от других подразделений (секретно-политического и других), спецотдел был при ВЧК, ОГПУ и т.д., то есть пользовался автономией. Это выражалось в том, что он сообщал информацию и адресовался непосредственно в Политбюро, Центральный Комитет, правительство самостоятельно, а не через руководство ведомства, при котором отдел находился.

В начале 20-х годов отдел включал шесть, а позднее семь отделений. Перед отделениями спецотдела стояли следующие задачи:

1- отделение – “наблюдение за всеми государственными учреждениями, партийными и общественными организациями по сохранению государственной тайны”.

2-е отделение – теоретическая разработка вопросов криптографии, выработка шифров и кодов для ВЧК (ГПУ – ОГПУ - НКВД) и всех других учреждений страны (включая Наркомат иностранных дел, Военный наркомат и другие). Отделение в первые годы работы состояло из семи человек, его начальником являлся Ф.Г. Тихомиров.

3-е отделение – “ведение шифрработы и руководство этой работой в ВЧК” (ГПУ – ОГПУ - НКВД). Состояло оно вначале всего из трёх человек, руководил отделением старый большевик, бывший латышский стрелок Ф.И. Эйхманс, одновременно являвшийся заместителем начальника спецотдела. Эйхманс организовывал шифрсвязь с заграничными представительствами СССР, направлял, координировал их работу.

4-е отделение – “открытие иностранных и антисоветских шифров и кодов и дешифровка документов”. Отделение состояло из восьми человек. Начальником этого отделения с сентября 1923 года по январь 1938 года был А.Г. Гусев, который одновременно выполнял обязанности помощника начальника спецотдела.

5-е отделение – “перехват шифровок иностранных государств; радиоконтроль и выявление нелегальных и шпионских радиоустановок; подготовка радиоразведчиков”.

6-е отделение – “изготовление конспиративных документов”.

7-е отделение – “химическое исследование документов и веществ, разработка рецептов; экспертиза почерков, фотографирование документов”.

Для разработки и реализации проекта создания спецотдела Г.И. Бокий пригласил старых специалистов-криптографов – В.И. Кривоша-Неманича, И.А. Зыбина и И.М. Ямченко, которые внесли большой вклад в становление советской криптографической службы. Вскоре после создания специального отдела его сотрудниками становятся бывшие сотрудники криптографической службы царской России Г.Ф. Булат, Е.С. Горшков, Э.Э. Картали, Е.Э. Мориц и другие. К дешифровальной работе в качестве экспертов-аналитиков в то же время или немного позже (1923 г.) были привлечены Б.А. Аронский, Ф.А. Блох-Хацкелевич и другие. В создании основ новой криптографической службы приняли участие и те, кто ранее не работал в этой области. Это были люди, которых лично пригласил Бокий для работы в отдел, исходя из их деловых качеств: А.Г. Гусев, А.М. Плужников, Ф.И. Эйхманс, В.Х. Харкевич и другие.

Личный состав спецотдела проходил по гласному и негласному штату. К негласному штату относились криптографы и переводчики, для которых были установлены должности “эксперт” и “переводчик”, работники же отделений непосредственно не связанные с криптографической работой (секретари, курьеры, машинистки и другие), представляли гласный состав. К 1933 году в спецотделе по штату числилось 100 человек, по секретному штату – ещё 89.

При спецотделе были организованы 6-месячные курсы, на которых изучались основы криптографии, решались учебные задачи по дешифрованию. Первый выпуск курсов состоял из 14 человек, пятеро из которых пришли на работу в дешифровальное отделение отдела, остальные – в другие отделения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]