Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ред.подг.по отр.зн.тексты лекций

.pdf
Скачиваний:
49
Добавлен:
09.03.2016
Размер:
1.27 Mб
Скачать

В отрывке из статьи Д. С. Лихачева можно наблюдать, насколько учтен интерес и ожидания читателя. Оперируя известными терминами, понятиями: « традиции русской романной прозы», « новаторская манера», « центральный образ романа», « лирическая позиция», « лирическая исповедь» и т. п., исследователь литературы убедительно доказывает свою позицию, обогащает представления читателей об особенностях творчества Б. Пастернака.

Мы убеждаемся, таким образом, насколько редактору необходимо знание требований к информации и информационной составляющей для работы над рукописью, для конструирования внутренней и внешней структуры произведения.

74

ТЕМА 3 (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Лекция 11. Психологическая составляющая структуры текста

План

1.Структура и управление процессом чтения.

2.Методы конструирования психологической составляющей в структуре текста.

3.Приемы приспособления изложения материала к восприятию читателя.

Цель психологической составляющей структуры текста управление процессом чтения.

Автору любого произведения, если он хочет, чтобы его произведение было замечено, прочитано и понято, одобрено, следует представлять, для кого он пишет, кому адресует произведение. Более того, автору следует бороться за читателя, видеть те трудности, которые усложняют восприятие текста.

Прежде всего, строя произведение, автору приходится учитывать противоречия между произведением и информационной ситуацией, возникающие по разным причинам. Аудитория часто бывает не подготовлена к восприятию. Обстановка требует не просто отражения действительности, а специфического освещения ее. В случае неподготовленности аудитории путь к решению проблемы состоит в поэтапном влиянии на сознание читателей.

Автору приходится считаться с тем, что противоречия возникают и в сознании читателя, да и в его собственном. Предмет произведения может быть поначалу неинтересен читателю. Еще чаще отдельные стороны его (особенно в условиях служебной обязательности составления текста) могут быть неинтересны автору или читателю. Структура произведения также может оказаться не под силу тому или другому. Так, молодой автор, даже имея необходимый материал, в силу литературной неопытности обычно не

75

справляется сразу с монографией или романом. В свою очередь, неподготовленный читатель с трудом и неполностью воспринимает схемы и таблицы, сложный учебник, глубокое теоретическое исследование.

Когда противоречия общения удается снять, чтение проходит успешно. Если не удается — оно оказывается затрудненным и малоэффективным. Поэтому-то опытные авторы столько внимания уделяют борьбе за читателя, которая ведется с помощью психологической составляющей,

организующей чтение, борющейся, если надо, со сложившимся у читателя стереотипом, поддерживающей его интерес.

Задача управления ходом чтения, его организации решаются с самого начала произведения, с его заглавия, предисловия к изданию, введения и т. п.

Вобязательном порядке принято осуществлять контакт и организовывать чтение вступления к крупным теоретическим произведениям.

Как заметил проф. С. П. Капица в заключении к составленной им антологии вступительных текстов к произведениям классиков естествознания « Жизнь науки», « по существу современные предисловия (к теоретическим произведениям) пишутся по тем же канонам и почти теми же словами, что и 400 лет тому назад, когда и сейчас перед автором стоят те же задачи, что и тогда: всегда на нескольких страницах он должен для широкого круга читателей дать свое credo». ( Цит. по книге М. Д. Феллера) [34, c. 116].

Здесь обычно называется и обосновывается цель произведения. При этом характеризуется сложившаяся в науке информационная ситуация и место в ней произведения, тесно связанное с этой целью.

Всовременном обзоре мнений, с которыми автор подчас вступает в спор, автору приходится говорить о новизне. Но и сегодня природа теоретического познания требует опровержения уже устаревших взглядов. А это предполагает их обобщение, анализ, выяснение слабых мест.

Часто рассматриваются значение предмета, особенности постановки проблемы. Иногда в одной фразе, одном-двух абзацах описываются информационная ситуация и проблема, повод выступления.

76

В предисловии или введении часто даются обоснование и описание строения произведения, описывается структура явления, которому оно посвящено, уточняются используемые термины, обсуждаются вводимые понятия.

Авторы характеризуют метод и стиль изложения, предполагаемые познания читателя, дают указания о порядке чтения, обычно связываемые с пояснением особенностей и трудностей изложения.

Вступления к теоретическим произведениям характеризуют исходные философские, методологические и даже психолого-стилистические взгляды автора. Так, в предисловии к « Основам химии» Д. И. Менделеев по сути изложил целую программу, каким должен быть учебник, как должен отбираться для него материал. Д. И. Менделеев говорит о важности теории и ее связи с практикой, о том, как важна в учебнике конкретизация теоретических мыслей, как важно разделить общие и частные положения. Он несколько раз подчеркивает необходимость самостоятельного суждения читателей, неодобрительно отзывается о догматическом изложении, подчеркивает важность оживлять выводы и доказательства с помощью частных фактов, относящихся к практике. Он подчеркивает, что отношения к философии и к жизни придают науке легкую усвояемость.

Организация чтения происходит и в дальнейшем тексте. Указания на важность факта, источник сообщения, на смену темы, связь между блоками и фрагментами обслуживают ее, предваряя читательское ожидание, возбуждая активность мысли, снимая напряжение.

С психологической составляющей связаны способы изложения. Они отражают психологические моменты процесса познания, лежат на поверхности произведения, ближе к внешней форме.

Первым из них следует назвать присущий популярному изложению способ начинать с простых, близких,

общеизвестных фактов. С оговоркой относительно того, что « всем» обозначает « ожидаемым читателям», способ начинать с известного широко используется и в теоретических произведениях. Он, как мы уже говорили, отражает природу общения.

77

Вучебных произведениях полезно излагать от простого

ксложному.

Впопулярной книге началом может быть яркий,

впечатляющий интригующий факт, требующий дополнительных пояснений. Это почти посторонняя идея.

Например:

Взаоблачных вершинах гор находят морские раковины. На дне морском лежат затопленные горы. Лик Земли меняется, меняются очертания морей и океанов, суша становится дном океана, морское дно сушей.

Изучением движения земной коры в наше время занимается новая наука тектоника. (Кондратьев А. Века и воды. Мн., 1976. С. 5 — 6).

Такое начало рассчитано на то, чтобы заинтересовать читателя, привлечь к книге, и автору удалось добиться эффекта, о чем свидетельствует судьба этого научнопопулярного издания. Адресованное подросткам, оно пользуется спросом уже многие годы и у читателей других возрастных категорий.

Особенно важна роль вступления к популярным изданиям для детей. Если удается найти верный тон, хорошее начало, то даже сложная по материалу книга будет освоена читателями. В качестве примера удачного « входа» в доверие читателя приведем фрагмент авторского предисловия:

Книга, которую вы раскрыли, не совсем обычная. Это словарик. В нем объясняется значение различных понятий в изобразительном искусстве.

Вы прочтете о наскальной живописи искусстве первобытных художников, о замечательных мастерах Древней Греции и эпохи Возрождения, узнаете, как художники работают над гравюрой, как делается мозаика, что такое витраж.

Аназвание для книги — « Какого цвета радуга» — мы выбрали потому, что искусство словно радуга в небе сверкает и переливается богатством, разнообразием красок. (Каменев Е. Какого цвета радуга. М., 1975. С. 4).

Предисловие обращено к подросткам, учащимся, которым необходимо освоить элементарные понятия из области искусства. Этого требуют уроки истории, литературы, ИЗО.

78

Приглашая к чтению, автор не случайно вводит в текст предисловия нужные термины: как бы задает загадку: что же действительно такое гравюра? а как делается мозаика? а витраж — что это?

К чести автора, следует сказать, что издание сделано умно, насыщено ценной информацией, которая подана увлекательно. Удачно подобраны иллюстрации, репродукции. « Неудивительно, — говорят библиотекари, — что книга постоянно на руках у читателей».

Стоит вспомнить примеры популярных изданий, в которых начало каждой главы оформлено изобретательно: здесь удивительные факты, секреты, тайны. Они обеспечивают неослабевающий интерес читателя к материалу. А подогревается интерес уже заглавиями: « Клад в горшочке», « Горшки и боги», « Глиняные летописи» и т. п. И переходя от главы к главе, читатель путешествует во времени, постигает удивительный рассказ о предках. (См.: Уваров И. П. Глина,

вода и огонь. Мн., 1973. С. 19, 26).

С ходом познания и осмысления связаны и способы, непосредственно воспроизводящие метод построения: последовательный (логически и исторически), от внешнего вида к внутреннему устройству.

Существует

ряд способов изложения, создающих

« коммуникативный

комфорт», делающих чтение менее

напряженным и даже развлекательным. Например способ организующего образа. Рассказ о подводной геологии членится и объединяется организующим образом: параллелью очерков об удивительных поисках и поразительных находках археологов. Здесь — история и исчезнувшие народы, потрясающие экспонаты знаменитых и малоизвестных музеев мира. (Кондратьев А. М.).

Существуют приемы эффективного управления чтением путем приспособления изложения к особенностям мышления и восприятия читателя. Так, при пунктирном способе изложение строится на отдельных опорных пунктах, с пропуском каких-то смысловых звеньев.

Мазковый способ основан на внешне не связанных между собой рассказах, идеи которых образуют непрерывную цепь. Так построено, например, научно-популярное издание —

79

« Слово о словах» Л. В. Успенского. При круговом способе один и тот же тезис или образ используется в начале и в конце произведения.

Логическая последовательность изложения достигается также способом кольцевания. При этом способе автор, идя от общего положения, на примерах выясняет с различных сторон глубинную сущность описываемого, затем подводит к заключению. Последнее, будучи выводом из всего накопленного материала, одновременно содержит посылку к новому ряду рассуждений, примеров. Те, в свою очередь, ведут к следующему заключению.

Одним из популярных приемов приспособления изложения к восприятию читателя является выражение структуры в форме членения. Установлено, что из числа учебников, адресованных средней и высшей школе, как учащиеся, так и студенты выбирают издания, в которых материал представлен в дробном членении.

Наряду с приспособлением к той или иной особенности мышления читателя немалую роль играет управление читательским творчеством — создание условий для этого творчества и, конечно же, условий, соответствующих ожидаемому продукту чтения. Так, не во всех случаях учебник, например, должен быть рассчитан на легкое чтение. Напротив, исследования психологов показывают, что учебник должен прививать уровень исходных знаний, чтобы обогащать школьника (студента) новым материалом. Еще К. Д. Ушинский даже по отношению к первоклассникам полагал: « Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли, так, чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас. Книга же для первоначального классного чтения должна быть, как мне кажется, преддверием серьезной науки, так, чтобы ученик, прочитав ее с учителем, приобрел любовь к серьезному занятию наукой» ( Ушинский К. Д. Соб. соч. в 14 т. Т. 5. М., 1955.

С. 27).

Опасно, когда в учебнике много настолько увлекательного материала, что он скорее « проглатывается», чем прочитывается. Автору приходится принимать меры для предотвращения чтения залпом и чтения по касательной,

80

продумать средства задержки внимания учащегося. К ним относятся: риторические вопросы; группировка материала по пунктам; замена явных связей между абзацами менее тесными, неявными; графические выделения.

Важную роль в том, чтобы сообразоваться с возможностями читателя, играет выбор точки зрения на описываемое. Автору популярной книги иногда приходится на время отказываться от своей точки зрения специалиста.

Приведем начало из научной статьи немецкого исследователя истории русского государства о царствовании Ивана Грозного. Начинается она утверждением: Царь Иван Грозный стал воплощением древнерусской империи « Московия»… прозвище «Грозный» в России присоединили к имени Ивана IY потомки. В западных странах Ивана IY называли «тираном».

Из отрывка следует, что автор статьи разделяет взгляд на Ивана IY как на тирана, ведь и сам автор — немец, т. е. из западной страны. Но это только психологический ход, желание привлечь внимание читателя. Содержание статьи свидетельствует о том, что ее автор, уверенный в однозначном отношении российских читателей к Ивану IY, как тирану и самодуру, не хочет « раздражать» читателя. Более того, он сравнивает действия русского царя с « террором Сталина».

Но уже в следующей фразе объясняет разницу поведения Ивана Грозного и Сталина.

Ввыборе точки зрения, достаточно близкой, чтобы можно было рассмотреть главнейшие подробности, но не настолько близкой, чтобы подробности вредили впечатлению целого, заключается, — по словам К. А. Тимирязева, — главное условие успеха общедоступности. С учетом того, что « целое» не одинаково для специалиста и неспециалиста, это положение приложимо к любому произведению.

Втексте произведения наибольшую роль в психологической активизации читателя играет интеллектуальная насыщенность произведения. Ей способствуют: 1) выявление движения мысли

визложении, 2) четкая и определенная формулировка вводящей и заключительной фраз, абзацев, 3) обоснование положений, 4) достаточная скважистость изложения.

81

Аристотель, внимательно описавший психологию восприятия речи, указывал на необходимость постоянно сообщать нечто новое для слушателя с тем, чтобы поддержать интерес. Важным средством поддержки интереса он полагал также создание слушателю возможности самому догадаться о мысли автора.

Но едва ли не самое сильное средство активизации читателя — создание у него ощущения сотворчества, присутствия в произведении, внутренняя диалогичность произведения.

Среди многих причин легкого восприятия текста, содержащего противопоставления, немалую роль играет наличие в нем двойника, внутреннего оппонента. В тексте воспроизводится один из важнейших элементов творческого мышления — наличествует другая точка зрения. Это активизирует читателя, настраивает его на аналитическое чтение, учит этому чтению.

Читательское восприятие активизирует скважистость текста. Не выраженные в тексте прямо предпосылки высказывания заставляют читателя проделывать самостоятельные операции. В основе этого лежит энтимема.1 Восстанавливая пропущенную посылку, читатель воспринимает ее как результат собственного анализа, и потому как безусловно истинную, хотя с точки зрения законов логики и не имеет на это права. Правильное, но не поддающееся анализу и предугадыванию изложение становящегося знания, скучно и неэффективно.

Важная черта психологической составляющей — доступность. Ее обеспечивает конкретность изложения. Абстрактное, отвлеченное изложение, сопровождающееся обилием абстрактных существительных и пассивных глагольных форм, мало доступно. Чем выше отношение числа абстрактных существительных к общему их числу либо к числу конкретных существительных в тексте, пассивных глагольных и неглагольных сказуемых к общему числу сказуемых, тем менее

1 Энтимема — неполно (сокращенно) приведенный аргумент (рассуждение, умозаключение, вывод, доказательство и т. п.), недостающие части которого подразумеваются очевидными.

82

доступен текст. Дело редактора предложить автору соответствующие замены.

В технической статье доступность проявляется в разумной степени формализации и стандартизации изложения, в использовании общепринятой терминологии, иллюстративного материала.

Иногда в технических и научных текстах важно подключать, наряду с речевым мышлением, и мышление пространственными представлениями. Здесь полезны образные модели явления, а затем и просто нетекстовые формы передачи информации — иллюстрации, таблицы. Во всех случаях, если модель, иллюстрация или таблица удачно построены, предмет схватывается сразу, просматривается в определенном направлении.

Способствует достижению доступности краткость, которая позволяет охватить мысленным взором и расчленить отрывок, когда в ней объединяется экономность и выразительность. Краткость не в коротких предложениях или небольших размерах произведения. Она «в тесном совмещении мыслей, чтобы в немногом было сказано много и пустых слов не было», — как заметил еще Г. Р. Державин. Говоря о ней современным языком, краткость — одно из проявлений эффективности: меньшими средствами — большие результаты.

Идеальным представляется произведение

высокоинформативное и в то же время легкочитаемое.

Увы, если нeбольшой отрывок содержит очень много сведений, его становится трудно читать.

Если постоянно и старательно облегчать работу читателя, он сможет почерпнуть мало сведении, к тому же внимание его рассеивается.

Возможности эффективной краткости немалые, если только автор все время ставит себя на место читателя: а поймет ли читатель? не затруднит ли его что при чтении? не будет ли дальнейшее повторением известного и хорошо сохраняющегося в памяти? Не сказано ли, пусть даже и другими словами, пусть не прямо, но так, что в уме читателя соответствующие представления о том, что мы, собираемся сказать, уже возбуждены.

83