
- •3 Февраля 2009 г.3 февра ля Общий список №132
- •2. Общая география
- •3. Предварительные юридические вопросы 3.1 Предмет спора
- •5. Релевантные побережья
- •5.1. Релевантное побережье Румынии
- •5.2. Релевантное побережье Украины
- •6. Релевантный морской район
- •7. Методология делимитации
- •8. Построение временной линии равноудаленности
- •8.1. Выбор исходных точек
- •8.2. Построение временной линии равноудаленности
- •9. Релевантные обстоятельства
- •9.1. Несоразмерность между протяженностями побережий
- •9.2. Замкнутая природа Черного моря и уже осуществленные в регионе делимитации
- •9.3. Присутствие острова Змеиный в районе делимитации
- •9.4. Поведение Сторон (нефтегазовые концессии, рыболовная деятельность и морское патрулирование)
- •9.5. Возможный отрезывающий эффект
- •9.6. Соображения безопасности Сторон
- •10. Линия делимитации
- •11. Проверка на несоразмерность
- •12. Морская граница, делимитирующая континентальный шельф и исключительные экономические зоны
- •13. Резолютивная часть
- •2Географические координаты, используемые Сторонами, представлены со ссылкой на Пулковскую систему координат.
- •3Географические координаты, используемые Сторонами, представлены со ссылкой на Пулковскую систему координат.
- •4Географические координаты, используемые Сторонами, представлены со ссылкой на Пулковскую систему координат.
- •5Описание всего прохождения равноудаленной линии см. Выше, пункт 154.
11. Проверка на несоразмерность
Далее Суд приступит к проверке, не приводит ли пока что достигнутый результат по предусмотренной линии делимитации к существенной несоразмерности относительно соответствующих длин побережий и полученного в результате распределения пространства. Данный Суд согласен с замечанием, что
«несоразмерность, а не какой-либо общий принцип соразмерности, является соответствующим критерием или фактором; ...вопрос о полном изменении природы не стоит никогда; ...наоборот, вопрос стоит в устранении несоразмерности и несправедливых эффектов, вызываемых определенными географическими конфигурациями или объектами» (Дело об англо-французском континентальном шельфе, RIAA, т. XVIII, стр. 58, пункт 101).
Районы континентального шельфа и исключительной экономической зоны не распределяются пропорционально к длинам соответствующих побережий. Суд скорее проверит постфактум проведенную им линию делимитации на справедливость (Делимитация морской границы между Гвинеей и Гвинеей-Бисау, RIAA, т. XIX, стр. 183-184, пункты 94-95).
Эта проверка может быть лишь приблизительной. В прошлом использовались разнообразные методы для определения протяженностей побережий, причем в международном праве не имелось четкого требования о том, нужно ли учитывать реальную береговую линию, нужно ли использовать исходящие линии и нужно ли принимать во внимание побережья внутренних вод.
Суд не может не заметить, что и различные трибуналы, и он сам на протяжении многих лет приходили к разным выводам относительно того, какая разница в длинах побережий будет считаться значительной несоразмерностью, свидетельствующей о том, что линия делимитации несправедлива и все еще нуждалась в корректировке. В каждом деле этот вопрос должен быть оценен Судом со ссылкой на общую географию района.
В данном деле Суд измерил побережья в соответствии с их общей направленностью. Он не использовал для измерения исходные линии, предложенные Сторонами. Побережья, омываемые водами, находящимися внутри заливов или глубоких бухт, не брались во внимания для данной цели. Эти измерения всегда приблизительны, учитывая, что задача данного последнего этапа - убедиться в том, что нет существенной несоразмерности.
На этом третьем этапе Суду достаточно отметить, что соотношение соответствующих протяженностей побережий Румынии и Украины, измеренных вышеуказанным способом, составляет примерно 1 к 2,8, а соотношение соответствующих пространств между Румынией и Украиной составляет примерно 1 к 2,1.
Суд не считает, что это говорит о том, что построенная и внимательно проверенная на предмет любых возможных релевантных и требующих корректировки обстоятельств линия требует какого-либо изменения.
12. Морская граница, делимитирующая континентальный шельф и исключительные экономические зоны
Суд отмечает, что морская граница, делимитирующая континентальный шельф и исключительную экономическую зону, не должна приравниваться к государственной границе, разделяющей территории государств. Первая определяет границы морских зон, в пределах которых прибрежные государства могут осуществлять права в рамках международного права с определенными целями. Вторая же определяет территориальные пределы государственного суверенитета. Следовательно, Суд считает, что нет никакой путаницы относительно природы морской границы, делимитирующей исключительную экономическую зону и континентальный шельф, а посему будет использовать этот термин.
Линия установленной Судом морской границы начинается в точке 1 - точке стыка внешних пределов территориального моря Румынии с территориальным морем Украины вокруг острова Змеиный, как это предусмотрено в статье 1 Договора о режиме государственной границы 2003 года (см. выше, пункт 28). Из пункта 1 она проходит по дуге 12-мильного территориального моря вокруг острова Змеиный до тех пор, пока дуга не пересечется в точке 2 с координатами 45°03'18,5" северной широты и 30°09'24,6" восточной долготы с линией, равноудаленной от смежных побережий Румынии и Украины, построенной отталкиваясь от ис
ходных точек, расположенных на материковом окончании дамбы Сулина и юго-восточной оконечности острова Цыганка. Из точки 2 морская граница простирается по равноудаленной линии5в юго- восточном направлении до точки 3 с координатами 44°46’38,7" северной широты и 30°58'37,3" восточной долготы (точка А временной равноудаленной линии), где равноудаленная линия начинает контролироваться исходной точкой, расположенной на полуострове Сахалин.
Из точки 3 морская граница проходит по равноудаленной линии в юго-восточном направлении до точки 4 с координатами 44°44'13>4" северной широты и 31°10'27,7" восточной долготы (точка В временной равноудаленной линии), где равноудаленная линия начинает контролироваться исходной точкой, расположенной на мысе Тарханкут на противолежащем побережье Украины, и поворачивает на юго-юго-восток. Из точки 4 граница проходит по линии, равноудаленной от противолежащих побережий Румынии и Украины до точки 5 с координатами 44°02'53,0" северной широты и 31°24'35,0" восточной долготы (точка С временной равноудаленной линии), которая контролируется исходными точками на полуострове Сакалин на румынском побережье и мысах Тарханкут и Херсонес на украинском побережье, откуда она продолжается по равноудаленной линии в южном направлении, начиная с геодезического азимута 185°23'54,5" и до тех пор, пока морская граница не достигнет района, где могут быть затронуты права третьих государств (см. схематические карты №№ 8 и 9).
Географические координаты для точек 2, 3, 4 и 5 универсальной морской границы, изложенные в настоящем пункте и в оперативной части (см. пункт 219), представлены со ссылкой на систему координат WGS 84.
*