Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Очерки по истории Коми.doc
Скачиваний:
305
Добавлен:
02.03.2016
Размер:
1.61 Mб
Скачать

Кай-Чердынский район боевых действий

Крестьянское восстание в Троицко-Печорске, появление на верхней Печоре отрядов Сибирской армии белых и угроза наступления последних со стороны Чердыни и Кая (верхняя Кама) на верхнюю Вычегду и верхнюю Сысолу вызвали необходимость организации обороны красных на этих направлениях. 7 февраля 1919 г. образовали Кай-Чердынский военный район, которым временно стал руководить усть-сысольский военком В.П.Юркин. Поначалу он действовал неплохо и удостоился одобрения штаба 6-ой армии красных. Однако затем его деятельность стала вызывать нарекания. Реввоенсовет армии приказал Юркину не позднее 25 февраля начать наступление на Троицко-Печорск, но приказание не было выполнено. 25 февраля последовало новое распоряжение о наступлении, и 26 февраля В.П.Юркин распорядился выступать на Троицко-Печорск. Однако поход потерпел полную неудачу, так как Юркин бросил в наступление лишь небольшую часть имевшихся у него войск, причем совершенно не изучил местность. В результате наступавшие красные обнаружили отсутствие моста через речку, которую должны были пересечь, только выйдя на ее берег; никаких плавсредств у них не было. Пришлось отступать, а при отходе одна из групп красноармейцев попала под обстрел своих же товарищей по оружию... Наступления на Троицко-Печорск предпринимались в марте и в августе 1919 г., но столь же безуспешно.

В свою очередь, белые в феврале 1919 г. предпринимали попытки прорваться в верховья Вычегды со стороны Верхнего Воча, Канавы и соседних с ними населенных пунктов в бассейне Сев.Кельтмы, но безрезультатно. В апреле 1919 г. белоказаки появились в районе Кажимского завода, рассчитывая занять сысольские селения, но красным удалось отбить противника. В сентябре 1919 г. подразделения Кай-Чердынского полка (так весной 1919 г. стали называться красные отряды, воевавшие на вышеназванных направлениях) были выведены из Коми края и (как ранее Ижмо-Печорский и Вашко-Мезенский полки) переброшены на Северную Двину. Оборона края была возложена на караульные роты. Впрочем, уездные руководители не ждали каких-либо опасностей в ближайшем будущем (поскольку Сибирская армия белых отступила за Урал). Но они просчитались...

Разгром красных на Вычегде осенью 1919 г.

Жители вычегодских и сысольских волостей Коми края не могли отстранить от власти большевиков, лишившихся всякого их доверия, своими силами, а отряды Белой армии до этих мест долгое время прорваться не могли. Осенью 1919 г. ситуация резко переменилась. В сентябре на Удору прибыл Особый Вычегодский добровольческий отряд, сформированный в Архангельске из бывших красноармейцев, решивших воевать против большевиков. Командовал отрядом капитан Н.П.Орлов - русский дворянин из Владимирской губернии, участник мировой войны. Удорцы встретили белых доброжелательно.

Известия о появлении белых вскоре достигли не только Яренска и Усть-Сысольска, но и командования красных в Котласе. Из Котласа в Яренск одно за другим поступали распоряжения готовиться к возможному нападению противника, к мобилизации сил для наступления на Удору. Но яренские руководители полагали, что особо беспокоиться не о чем, поскольку сил у белых было куда меньше, чем у красных. Однако в конце октября 1919 г. отряд Н.П.Орлова вышел на нижнюю Вычегду. 29 октября были заняты Айкино и Шежам. По словам одного из участников событий, в Айкино “захватили красноармейцев около роты”, а все остальные “по приходе нас разбежались кто куда”. Население встретило белых колокольным звоном. Советскую власть упразднили, и в Айкино и Шежаме состоялись выборы в восстановленные земские учреждения.

Появление белых на Вычегде повергло коммунистических лидеров Яренского и Усть-Сысольского уездов в состояние, близкое к панике. Оба уезда были объявлены на осадном положении. Красные военкомы сосредоточили на нижней Вычегде, между Яренском и Усть-Вымью, около 1000 человек и рассчитывали ударом с двух сторон разбить уступавший по численности белогвардейский отряд. Однако красноармейцы не испытывали желания сражаться за большевиков и Советы. Часть наступавших от Яренска красноармейцев разбежалась по дороге, другие сложили оружие при стычке с противником у Гама 3 ноября, а остатки отряда отступили назад в Яренск. Белые захватили Гам, затем Межог, а 6 ноября - Яренск, где была восстановлена власть уездной земской управы. Красные отступили вниз по Вычегде.

Из Яренска Добровольческий отряд двинулся вверх по Вычегде, где повторилась та же история. 12 ноября в Тыдоре красноармейцы отказались выходить из казарм для обороны селения от белых; часть их сдалась, остальные разбежались. 13 ноября сдались красные в Усть-Выми; почти все они вступили в ряды белых, а один из их командиров, военспец А.О.Прокушев был восстановлен в чине штабс-капитана русской армии и возглавил наступление белогвардейцев в сысольские волости.

15 ноября 1919 г. отряд белых занял Усть-Сысольск, где была восстановлена уездная земская управа, и усиленный местными добровольцами, продолжил движение на юг. 17 ноября он занял Ыб, Межадор (где народ встретил белых крестным ходом и колоколами), а 19 - Визингу. Все это время красные в панике отступали. Некоторые из них сумели закрепиться в Чукаыбе, иных удалось остановить лишь в Прилузье. 19 ноября в связи с этим руководство красных в Усть-Сысольском уезде издало приказ, где, в чатности, говорилось: “...Многие трусливые презренные людишки, не отдавая отчета в своих действиях, всем жалким существом своим, безумным бегством помогают белогвардейской сволочи... Задерживать провокаторов, шептунов и предателей, ...сеющих панику, арестовывать и направлять в ревком для предания суду трибунала. Сопротивляющихся расстреливать на месте”. В то же время белые, двигаясь со стороны Усть-Сысольска и от Троицко-Печорска, захватили всю верхнюю Вычегду. За красными остались только Прилузье, верховья Сысолы, Чукаыб и Кибра.

Обычно в публикациях о гражданской войне в Коми крае при разборе причин поражения красных осенью 1919 г. говорилось о плохой подготовке войск, предательстве командиров, скверном вооружении и т.п. Все это в той или иной степени соответствует истине. Но дело не только в этом. Огромную роль сыграло настроение населения. А жители Коми края, устав от красных эксцессов, не дождавшись выполнения обещаний и грядущего царства равенства и справедливости, обратили свои взоры к новым претендентам на власть - белогвардейцам Орлова. В заключении военно-следственной комиссии красных о причинах сдачи белым Яренска и Усть-Сысольска прямо указывалось на “сочувственное отношение населения к белогвардейцам” как на один из способствовавших этому факторов. Позднее, после разгрома белых в Яренском уезде провели опрос волисполкомов об отношении жителей к белым и красным. От руководителей Сереговской волости прибыл такой ответ: “Сочувствие к белым имела 3-я часть населения, но (в связи с) чем оно выражалось, толком сообщить не можем, понять совершенно невозможно”. Из соседней Серегово-Горской волости сообщили: “Сочувствие белым было (у) более половины населения. Чем оно вызываемо, исполком даже понять не может”.

Волисполкомы лукавили. Симпатии к себе белогвардейцы вызвали тем же, чем в свое время коммунисты: они пообещали быстро улучшить снабжение товарами и продуктами и, кроме того, прекратить большевистские реквизиции. С.О.Латкин, бывший председатель усть-сысольской уездной земской управы, которому белогвардейское правительство в Архангельске передало власть на отвоеванной у красных территории Северо-Двинской губернии, объявил, что “население может спокойно молоть свое зерно. Крестьянский хлеб, как и все остальное имущество ни под какой учет не входит... Большевистская власть вместо того, чтобы снабжать население продовольствием, отбирала от него при размоле зерна с каждого пуда четыре фунта.. Я отменяю это большевистское распоряжение.” Он запретил “всякие самочинные обыски и аресты”. “Реквизованное большевиками имущество немедленно” должно было быть “возвращено законным владельцам”.

Из Коквицкой волости в ответ на упоминавшийся опрос сообщили: “Вызывалось сочувствие обещанием белыми достаточно хлеба и проч. товаров и продуктов и свободной торговли хлебом и проч. и восстановлением частной собственности”. О том же информировали исполкомы Айкинской и других волостей. Примечательно, что “сочувствие к белым было как со стороны кулачества, так и со стороны середняков и бедняков”.

На заседании Северо-Двинского губревтрибунала было доложено, что “настроение крестьян антисоветское... Белые для привлечения населения раздают ему весь хлеб с ссыпных пунктов”. Котласский райком РКП(б) сообщал, что “население Яренска видит в белых избавителей от тягот, наложенных войной. Коммунистов выдают белым”. “При белых население выдавало коммунистов (так было в гор. Яренске, Жешартской, Гамской, Айкинской, Коквицкой волостях)”, - отмечалось в сводке Яренского укома по партработе за ноябрь-декабрь 1919 г. Известны случаи, когда даже дети указывали белогвардейцам, где прячутся большевики.

Весьма показателен такой факт. Отряд нювчимских рабочих, стоявший в Семуково (на нижней Вычегде) и узнавший о взятии белыми Усть-Выми, решил выбираться из возможного окружения. Опасаясь расправы со стороны расположенного к белогвардейцам крестьянства, нювчимцы во время отступления выдавали себя за белых! В деревнях, оставленных советской властью, отряд “освободителей от большевизма” встречали хлебом-солью, выносили молоко, масло, приводили не успевших бежать коммунистов или списки последних. Так было в Ипатово, Шиладоре... В конце концов лесными тропами красные, благополучно избежав крестьянского гнева, вышли к Чукаыбу и соединились с окопавшимися там основными силами.

В разных волостях ситуация складывалась по-разному: где к белым “радушно отнеслось большинство” (Серегово-Горская волость), где “в меньшинстве сочувственно” (Гам) или “особого сочувствия населения к белым не наблюдалось” (Часово). Но то, что поражение большевиков, сама перемена власти была встречена с равнодушием повсеместно, оспаривать не приходится. Да и как иначе объяснить, что, по воспоминаниям уроженца Подъельска П.Д.Королева, записанным исследователем М.Б.Рогачевым, в ряде крупных верхневычегодских сел (Подъельск, Аныб, Руч, Деревянск) свергли Советскую власть и арестовали коммунистов всего четыре человека (два офицера и два солдата). Усть-сысольский военком Юркин так рассказывал об обстоятельствах отступления красных из города: “Настроение города было безучастное, враждебности открытой (к красным - авт.) не было проявлено, но и никакой помощи не было оказано отступающему отряду, подводы пришлось забирать силой”. Обманувшую - вольно или невольно - ожидания людей красную власть основная часть населения не поддержала. Да и что говорить о беспартийном населении, если в Усть-Куломе вся коммунистическая парторганизация почти единогласно (против высказались четыре человека из 118) на своем собрании постановила... торжественно встретить белых! В течение трех дней в селе в ожидании белогвардейцев звонили колокола. Навстречу задержавшемуся белому отряду отправилась делегация с хлебом-солью во главе с коммунистом Уляшевым, заверившая, что у белогвардейцев в Усть-Куломе нет противников ни среди беспартийных, ни среди большевиков...