Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Очерки по истории Коми.doc
Скачиваний:
304
Добавлен:
02.03.2016
Размер:
1.61 Mб
Скачать

Театр. Кино. Фотография. Спорт

Первые любительские театральные постановки в Коми крае осуществлялись уже в 1820-е годы. Их появление было связано с сосланными в Усть-Сысольск О.Ф.Ишимовым и его дочерью А.О.Ишимовой. В свое время О.Ф.Ишимов, живя в Тобольске, руководил тамошним театром. Его опыт помог А.О.Ишимовой расшевелить провинциальный Усть-Сысольск, поставив пьесу “Филаткина свадьба”. Позднее А.О.Ишимова вспоминала: “Это представление до того понравилось всем, что даже старик-купец и хозяин того дома, где оно происходило, с удовольствием смотрел, как его дочери и подруги их разыгрывают свои роли”.

В 1831 г. несколько усть-сысольских чиновников и купцов “словесно объявили” местному городничему, что “возымели они намерение временно открыть в частном доме театр” и попросили его “позволения начать театральные представления”. Пьесы, которые они собирались ставить, были выписаны из санкт-петербургского книжного магазина. Городничий однако же пояснил, что без ведома губернатора “театрального представления позволить смелости” не имеет - мало ли что из этого выйдет - и обратился за указаниями в Вологду. Губернатор ответил, что “к дозволению домашнего театра...никакого препятствия” не видит, но на всякий случай потребовал представить ему список пьес, “которые назначены к представлению”, и распорядился установить “наблюдение за сохранением порядка” в театре. Отосланный губернатору список включал 31 пьесу: комедии Д.Фонвизина “Бригадир” и “Недоросль”, пьесу М.Загоскина “Вечеринка ученых” и др.

Нет точных данных о том, удовлетворил ли губернатора этот список и были ли осуществлены тогда театральные постановки. Вполне вероятно, что театральный кружок в городе начал действовать. Известно, что позднее, в 1840-50-хх гг. в Усть-Сысольске ставились любительские спектакли; для представлений снимали дом купца Еремеева, в одной из комнат которого устроили сцену и поставили скамейки для зрителей (последних могло быть до 60-80 человек). Затем для театра стали использовать помещения бывшей городской ратуши. Любительские театральные кружки ставили комедии, водевили, пьесы русских драматургов и писателей (в частности, “Женитьбу” Н.Гоголя); некоторые из них переводились на коми язык.

В.Е.Кичин в 1865 г. сообщал в “Вологодских губернских ведомостях”: “Издавна в Усть-Сысольске возобновляются каждогодно, в зимнее время, благородные общественные спектакли, несколько перемен декораций заведено на общественный счет. На сцене домашнего театра с 1861 года по настоящий ставились пьесы по преимуществу дельных, образцовых писателей, в особенности развития публика восхищалась пьесами Островского, которые выполнялись добросовестно”. “На усть-сысольской сцене с 1861 по 1865 год появились замечательные талантливые актеры в лицах И.В.Меркушева и Е.М.Кичиной, что подтверждает и сознает вся усть-сысольская публика”.

В 70-х гг. здание ратуши разобрали из-за ветхости. “Бывший театр стоит в развалинах”, - заметил побывавший в Усть-Сысольске в это время писатель П.В.Засодимский. Для спектаклей стали снимать дом купца Е.Фролова. Любительские коллективы ставили водевили и комедии-фарсы “Стряпчий под столом”, “Жених без фрака”, “Все мы жаждем любви” и др. Изредка приезжали в Усть-Сысольск на гастроли и профессиональные артисты.

На рубеже XIX-XX вв. центром театральной деятельности стал усть-сысольский народный дом, в котором имелся большой зал со сценой. Здесь выступали местные самодеятельные артисты ( в основном из служащих и учителей), устраивавшие по несколько постановок в год. На вырученные от продажи билетов деньги изготовлялись декорации, оплачивалась аренда помещения. Собранные на некоторых спектаклях средства шли на благотворительные цели - для прогимназии, в помощь пострадавшим от пожаров и др. В 1900 г. “Вологодские губернские ведомости” сообщили, что в Усть-Сысольске “2 февраля...был дан спектакль, играли “Не в свои сани не садись” Островского. Спектакль прошел дружно, во время антрактов музыкальный кружок очень недурно сыграл несколько пьес. Посещение спектакля доступно здесь большею частию интеллигентной публике, между тем народных развлечений совершенно нет. Это обстоятельство побудило любителей в виде опыта повторить спектакль для народа по удешевленным ценам. Первый опыт народного спектакля показал, что зырянская молодежь весьма сочувственно относится к таким увеселениям... Помещение... не могло удовлетворить всех желающих посетить этот спектакль”.

В начале ХХ в. профессиональные артисты чаще стали приезжать в Коми край, выступая на сцене усть-сысольского народного дома. В 1909 г. горожане увидели пьесы Е.Чеушкова “Марья Ивановна”, М.Дрейера “Семнадцатилетняя”, А.Островского “Бесприданница”. В том же году перед ними выступила артистка петербургских театров Т.М.Дарбяни. Учащиеся усть-сысольских учебных заведений тоже выступили перед горожанами с пьесами и инсценировками в помещении училищ. Но своего профессионального театра в Коми крае не было до 1920-х гг.

Первый фотограф появился в Коми крае в середине 1860-х гг. Это был сосланный в Усть-Сысольск поляк С.Краков. Пробыл он тут не слишком долго. В последующие годы своих фотографов в крае не было, хотя сюда не раз приезжали из других городов, чтобы сфотографировать местных жителей в национальной одежде для различных изданий. Впрочем, коми большей частью фотографироваться не желали. Русский писатель А.В.Круглов в книге “Лесные люди” (изданной в 1883 г.) рассказал, что хозяин дома в одном из коми селений, где он остановился, в ответ на его вопрос о фотографиях сказал: “Не любим мы этого”. Присутствовавший при разговоре священник пояснил, что зыряне “смерти боятся”; “так они думают...коли снимут, значит - тень украдут, а уж если тень украдут, стало быть, шабаш”. “Иные и соглашаются (фотографироваться - авт.), особливо которые в городах больших побывают”, но порой приходилось прибегать к обману. Однажды заезжий фотограф “поставил ученика около машины-то своей, а она так в сторонке, ...прикрыта... Призвал зырянина и попросил его показать, как это они целятся на подставках. Тот и показал... Как он нацелился, этой минуточкой с машины-то покрышку - долой, ученик и снял”. “А то и так случается: русский оденется в охотничью одежду и снимается за зырянина”.

В 1895 г. в Усть-Сысольске открылась первая в Коми крае фотографическая мастерская, принадлежавшая П.Ф.Кулакову (по соседству с краем, в Яренске фотография появилась гораздо раньше), а в 1897 г. - еще одна, владельцем которой был А.П.Худяев. Фотографирование в те годы было делом куда более хлопотным, чем сегодня. Тем более удивительно, насколько хорошо, оказывается, были сделаны дошедшие до нас фотокарточки тех лет.

В 1895 г. во Франции состоялся первый в мире киносеанс. 10 лет спустя кино показывали уже в далеком провинциальном Усть-Сысольске. Как сообщала местная полиция, 16 августа 1905 г. “в здании усть-сысольского народного дома показывались” приехавшим из г.Глазова Вятской губернии кинооператором В.М.Платуновичем “живые движущиеся и световые картины кинематографа”. Состоялся всего один сеанс. Показывали французский фильм “Погоня за женихом”. Кто-то из местных жителей переводил французские надписи. Зал был полон. К сожалению, благолепие нарушил один из зрителей, который “был в нетрезвом виде, ...нарушал общественный порядок и тишину, ...громко говорил и делал замечания, ...останавливая рассказ публике о содержании картин и видов”. Сеансы “синематографа” проводились в народном доме Усть-Сысольска и в последующие годы. В Яренске и Усть-Цильме в начале XX в. также имелось по синематографу, которыми заведовали уездные комитеты попечительства о народной трезвости.

Первое подобие стадиона появилось в Коми крае в начале ХХ в. - опять-таки в Усть-Сысольске. Горожанин В.П.Успасский в одну из зим организовал на реке Сысоле каток: на льду расчистили от снега площадку, вокруг которой для красоты натыкали в сугробы елочки, устроили освещение. Желавшая покататься молодежь платила по 2 рубля, переобувалась прямо на льду и могла заниматься спортом сколько душе угодно. Впрочем, охочих до бега на коньках было немного; гораздо больше собиралось любопытствующих зрителей.