Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Краткий конспект лекций по Философии.docx
Скачиваний:
513
Добавлен:
20.02.2016
Размер:
346.4 Кб
Скачать

2.5. Особенности философии в новоевропейской культуре

Общая ориентация на практическую эффективность, полезность научного знания в философии Нового времени была реализована в двух направлениях ‑ эмпиризм и рационализм, - конкурентная борьба между которыми во многом определила духовную атмосферу эпохи в целом.

Эмпиризм, основоположником которого был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626), исходит из того, что познание есть преимущественно рецептивный (воспринимающий) процесс, главную роль в познании играет опыт, а познающий разум должен быть по возможности пассивным, чтобы не исказить истину. Он уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, которое «изменяет ход лучей от предметов сообразно своей собственной форме», а потому «грешит против верности тем, что сплетает и смешивает с природой вещей свою собственную природу». Поэтому познающий ум нуждается не столько в активизации, сколько в ограничении, ему нужны не крылья, а свинцовые гири, чтобы сдерживать его беспочвенные фантазии.

Рационализм, основоположником которого считается Рене Декарт (1596 – 1650), исходит из того, что вся познавательная деятельность должна быть организована в соответствии с некими фундаментальными «врожденными идеями», которые, составляя априорное (доопытное) содержание нашего разума, выступают как универсальные предпосылки самой возможности познания. Свое «Рассуждение о методе» Декарт начинает с утверждения, что разумом все люди наделены в равной мере. Различие в сообразительности зависит не от «количества ума», которое у всех одинаково, а от умения им пользоваться. Поэтому главная задача философии – научить человека в полной мере использовать те умственные способности, которыми он располагает. Основным орудием познания Декарт считает разум, а не чувство.

Картезианский рационализм оказал существенное влияние на развитие всей дальнейшей философской мысли Европы. Его последователи концентрировались, в основном, во Франции (Блез Паскаль, 1626-1662), в Нидерландах (Бенедикт Спиноза, 1632-1677) и в Германии (Готфрид Вильгельм Лейбниц), противники – в Англии. Против Декарта выступила официальная церковь. Его работы были внесены в индекс запрещенных книг, а преподавание картезианской философии было запрещено во многих университетах, однако уже к концу XVII в. (во многом благодаря активной научно-организационной работе Лейбница) картезианство становится наиболее распространенным мировоззрением образованных людей континентальной Европы.

Многие из философов внесли существенный вклад в развитие науки, в то время как труды таких ученых-естествоиспытателей как, например, Галилео Галилей (1564-1642), Иоганн Кеплер (1571-1630) и особенно Исаак Ньютон, оказали существенное влияние на формирование общих мировоззренческих установок Нового Времени.

2.6. Философская мысль эпохи Просвещения

Для просветителей характерно убеждение в том, что причина всякого зла и несчастья человека в невежестве. Преодолеть зло можно только избавившись от невежества, просветив разум. Философия Просвещения, также апеллируя к разуму, отрицает существование сверхъестественного, божественного мира; существенной чертой этой философии становится.

Их концепция человека достаточно ясно выражена в заглавии книги Ламетри – «Человек – машина», а представление о целях и мотивах человеческой деятельности в работах Гельвеция, полагавшего, что человеческими поступками руководит исключительно эгоистический интерес.

Группу авторов и составителей французской «Энциклопедии», ориентированной на широкое распространение и популяризацию естественнонаучных знаний и либеральной идеологии, называли энциклопедистами в эпоху Просвещения. Возглавлял группу Дени Дидро (1713-1784), наиболее активными ее участниками были: д`Аламбер (1717-1783), Вольтер (1694 – 1778), Ламетри (1709-1751), Монтескье (1689-1755), Руссо (1712-1778), Гельвеций (1715-1771), Гольбах (1723-1789). Энциклопедия и энциклопедисты сыграли большую роль в идеологической подготовке буржуазной революции.

Франсуа-Мари Аруэ, (1694-1778) - известный миру под одним из своих 137 литературных псевдонимов – Вольтер. Обладатель многосторонних талантов: драматург, историк, литератор, «пронырливый и смелый» (Пушкин) обличитель пороков французской монархии и католической церкви. Его собственные философские работы имеют несколько поверхностный и дилетантский характер. Ценность и значение их не в них самих, а в том сдвиге в направленности сознания, который они вызвали. При жизни был признанным вождем европейского свободомыслия, а после смерти стал его духовным символом (не случайно в течение почти полутораста лет либеральная ориентация гордо или презрительно именовалась «вольтерьянством»).

Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) – наиболее яркий представитель этического направления в философии Просвещения. Происходил из семьи придворного врача, сам занимал должность генерального откупщика, приносившую ему огромные доходы. В 1757 г. опубликовал книгу «Об уме», которая была приговорена к сожжению. Цель, которую ставил перед собой Гельвеций, состояла в выработке некоего строгого научного «искусства жизни», опирающегося на разум и опытное знание. Исходя из общих установок локковского эмпиризма, он отрицал, какие бы то ни было врожденные способности человека, полагая, что все они, являясь приобретенными, полностью обусловлены внешним окружением. Чтобы сделать людей справедливыми, достаточно создать законы, строго карающие за причиненное зло и вознаграждающие за добродетельные поступки, и тогда справедливость установится сама собой.

Жан Жак Руссо (1712-1773) – швейцарец, родился в Женеве, в семье ремесленника-часовщика. Переменил множество занятий, одно время вел жизнь бродяги. В возрасте 37 лет прибыл в Париж, где пытался сделать карьеру композитора и музыканта. Руссо не был профессиональным философом в полном смысле этого слова. Его философские взгляды были основаны не столько на строгом анализе, сколько на достаточно поверхностном сопоставлении двух общественных моделей, которые он знал из своего непосредственного опыта. Наблюдая антагонизм цивилизации и морали, Руссо делает выбор в пользу морали, полагая, что ради сохранения моральной чистоты стоит отказаться от благ цивилизации.