Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия наши с 25 по 74.docx
Скачиваний:
163
Добавлен:
12.08.2015
Размер:
92.15 Кб
Скачать

52. Объективная и субъективная реальности. Проблема их взаимосвязи

Объективная реальность – реальность, не зависящая от человека, который её воспринимает. Сюда относится, прежде всего, всё материальное.

Субъективная реальность – внутренние переживания человека и то, как он воспринимает мир (и объективную, и субъективную реальность). Картину мира, принятую в конкретном обществе, также следует относить к субъективной реальности.

Изначально наука (и философия вместе с ней) исходили из того факта, что объективный мир существует, и что мы познаём именно его. После Канта стало безразлично, насколько мы имеем доступ к вещам самим по себе: если мы воспринимаем мир более-менее одинаково, то это одинаковое субъективное восприятие ничем не отличается от восприятия объективной реальности.

Наука XX века поставила под сомнение наличие полностью объективного (не зависящего от позиции наблюдателя) мира. Теория относительности: свойства объекта зависят от того, в какой точке пространства относительно него мы находимся и с какой скоростью движемся. Квантовая механика: из-за особенностей микромира его познание всегда ведёт к его изменению.

Социальный конструкционизм: так называемая «объективная картина мира» есть социальный конструкт, поскольку конструируется социальным институтом – наукой. Поэтому всякая картина мира субъективна, вопрос в практическом использовании.

Прагматизм: всякая теория «объективна» настолько, насколько следствия из неё помогают решать практические задачи

53. «Пространство» и «время». Историческая эволюция этих категорий

Древние греки считали пространство конечным (зачастую – в форме шара), а время – цикличным. Геометрия пространства – трёхмерная, евклидова

Христианство привнесло линейность времени и его конечность.

Новоевропейская наука исходила из бесконечности и «ровности» пространства и времени: результаты эксперимента не должны зависеть от положения в пространстве и времени (Ньютон).

Кант: пространство и время – это формы чувственности.

Гегель: пространство и время – первые категории природы, объединённые в движении, аналоги бытия и небытия в логике. Пространство и время бесконечно, при этом в природе нет развития. Развитие есть только у духа (это история).

Феноменология: пространство и время относительны, поскольку феномены могут протекать от событий, чересчур далеко отстоящих друг от друга в пространстве и времени. Феноменальная «близость» отличается от расстояния и длительности.

Теория относительности: пространство и время зависят от того, какой массой обладает объект и с какой скоростью движется. Чем больше масса, тем больше кривизна пространства и времени (которая проявляется в ускорении свободного падения). Чем выше скорость, тем сильнее сжимается пространство и расширяется время.

54. «Детерминизм» и «индетерминизм» как мировоззренческие и методологические принципы

Детерминизм: все процессы являются жёсткими причинно-следственными цепочками. Зная характер связи и начальное положение, можно рассчитать характеристики процесса в любой момент времени (если всё было верно учтено при расчёте связи, разумеется). Детерминизм является методологическим основанием естественных наук. Даже в квантовой физике, где, по общему признанию, процессы не могут быть однозначно детерминированы, используется «принцип сохранения информации»: всё, что происходило, оставляет свой отпечаток на настоящем, и по отпечатку потенциально можно восстановить всё происходившее.

Индетерминизм: неверно, что абсолютно все процессы являются детерминированными. Возможны спонтанные отклонения от жёстких взаимосвязей. Индетерминизм позволяет обосновать свободу воли человека и его ответственность за совершённые поступки, таким образом, он является методологическим основанием права как науки и как практической деятельности.

При этом однозначно доказать, всё ли детерминировано в мире или нет нельзя, так что детерминизм и индетерминизм являются мировоззренческими предпосылками, а не чем-то доказуемым.