Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ANTON_PLATOV_-_Runy.pdf
Скачиваний:
612
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
20.05 Mб
Скачать

Здесь старшая руна Йер должна читаться не как звук j, но как понятие — «урожай», «урожайный год».

Из средневековых трактатов и древних надписей нам известно и несколько других техник рунической тайнописи, основанных на совершенно иных принципах и используемых как в целях сокрытия смысла текста, так и в магических целях. Но к этим техникам мы вернемся, когда будем говорить о сложных рунических текстах и заклинаниях

* * *

Следует отметить, что использование рунического письма не ограничивалось сугубо сакральными (амулеты и др.) и мемориальными (памятные камни) целями. Саги и эддические тексты содержат немало примеров использования рун для передачи важных сообщений. Так, Сага о Грегтире содержит эпизод, в котором Греттир выслеживает и убивает великаншу, принесшую смерть многим людям. Обнаружив в ее пещере кости убитых ею людей, Греттир приносит их в церковь, где оставляет и деревянный посох с вырезанными на нем рунами, повествующими о случившемся. Пришедший наутро священник читает послание Греттира и узнает все, что тот хотел ему сообщить.

В относительно позднее время руны использовались и для письма на пергаменте. Сохранился, например, свод законов Сконе (одна из провинций Дании), датируемый примерно 1300 годом и называемый сейчас Codex Runicus

— именно в связи с тем, что его текст записан рунами. Любопытно, что этот манускрипт содержит (на последней своей странице) древнейшую скандинавскую нотную запись музыкального фрагмента, сделанную, вероятно, позднее основного текста.

Руны как знаки силы

Как уже говорилось, повсюду в местах своего распространения руны воспринимались как священные символы, обладающие магической силой. Некоторые рунические надписи прямо говорят об этом: шведские надписи из Нолебю (VI век), из Спарлёсы (рубеж VIII—IX веков) и другие. Так, надпись на камне из Нолебюначинается следующим образом:

runo fahi ragina kudo...

Перевод начала надписи: «[Я] начертал руны, происходящие от Сил...» Этимологически, использованный здесь термин ragina (позднее в скандинавских языках — reginn, rogn) означает именно «сила», но использовался в Традиции для обозначения богов. Таким образом, перед нами древнее свидетельство самого носителя рунического искусства о его видении значения рун.

Вообще, существует множество самых разных указаний на руны как на священные и магические символы — и среди данных археологии, и в скандинавских этнографических материалах, и, разумеется, в древних текстах.

Нет смысла собирать все многообразие таких указаний в этом разделе (тем более что вопросу о магии рун посвящена в конечном итоге вся эта книга), но привести несколько примеров для знакомства стоит.

Возможно, первым человеком, владевшим магией рун, — человеком мифа, конечно, — следует считать Кона юного, внука бога Рига (Хеймдалля), мифологического прародителя скандинавских властителей. «Песнь о Риге» (Старшая Эдда) говорит о нем так3:

Конюныйведал волшебныеруны, целебныеруны, могучие руны; могонродильницам вродахпомочь, мечи затупить, успокоить море.

Знал птичий язык, огонь усмирял, дух усыплял, тоску разгонял он; восьмерымонпосиле своейбылравен.

Песнь о Риге, 43—44

Другой пример, который стоит привести, связан с именем величайшего исландского скальда Эгиля Скаллагримссона (X век). Согласно Саге об Эгиле, оказавшись однажды вместе со своими людьми в гостях, Эгиль увидел больную истощенную женщину, лежащую в доме, и спросил о ней у хозяина. Тот ответил скальду, что это его дочь, у которой уже давно сильная лихорадка, и спросил в свою очередь, не может ли Эгиль чем-либо помочь.

Тогда Эгиль поговорил с больной, потом попросил приподнять ее со скамьи и подстелить ей чистые одежды. Затем он обшарил то место, на котором она лежала, и нашел там китовый ус, на котором были вырезаны руны. Эгиль прочел их, соскоблил и бросил в огонь.

После этого он сказал вису, первые строки которой часто цитируют (а потом столь же часто забывают):

Рун не должен резать Тот, кто в них не смыслит. В непонятных знаках Всякий может сбиться. Десять знаков тайных Я прочел и знаю, Что они причина Хвори этой долгой.

После этого Эгиль вырезал другие руны и положил их под подушку больной. «Ей показалось, будто она проснулась ото сна, иона сказала, что теперь здорова, хотя и совсем без сил. Ее отец и мать очень обрадовались».

Та же исландская Сага об Эгиле содержит и другой — столь же классический

— пример использования рун как волшебных знаков. Некогда Эгиль Скаллагримссон был в гостях у конунга Эрика и его супруги Гуннхильд. По некоторым причинам Гуннхильд и один из присутствовавших мркчин по имени Бард разозлились на Эгиля и решили отравить его. Они подмешали яд в рог с брагой и дали служанке, а та поднесла рог Эгилю и предложила ему выпить.

3 Здесь и далее тексты Старшей Эдды приводятся в переводе А. Корсуна.

«Но Эгиль взял нож и воткнул его себе в ладонь. Потом он принял рог, вырезал на нем руны и окрасил их своей кровью. Он сказал:

Руны на роге режу, Кровь их моя окрасит. Рунами каждое слово Врезано будет крепко. Брагу девы веселой Выпью, коль захочу я. Только на пользу ль будет

Брага, что Бард мне налил?

Рог разлетелся на куски, а напиток пролился на солому».

Конкретные указания на практическое использование магии рун содержатся, например, в эддической песни «Речи Сигрдривы», где разбуженная героем (Сигурдом) от колдовского сна валькирия передает тому священные знания:

Руны победы, коль ты к ней стремишься,

вырежи их на меча рукояти и дважды пометь имен именем Тюра!

Руны пива познай, чтоб обман

тебе не был страшен! Нанеси их на рог, на руке начертай,— рунуНауд— на ногте.

РечиСигрдривы,6—7

Здесь упоминаются две конкретные руны Футарка: Тейваз, руна Тюра, и Науд. Собственно, именно использование отдельных рун, рун как таковых (а не их комбинаций), и является, несомненно, наиболее древней и распространенной ветвью рунической магии. Суть искусства применения отдельных рун заключается в том, что каждая руна, будучи начертана, оказывает определенное воздействие на мир. Чертили руны на чем угодно. В случае опасности можно, например, начертить руну защиты — руну Альгиз — просто в воздухе перед собой. Каждый знак рунического строя представляет собой магический символ, который может быть употреблен в тех или иных целях при изготовлении магического предмета или для придания предмету обыденному необходимых волшебных качеств.

Известно немало археологических примеров такого применения рун. Так на наконечнике копья англо-саксонской работы, найденном в Холборо (Англия) и датируемом VI веком, выгравирована руна Тюра — Тейваз, в полном соответствии с «Речами Сигрдривы». Еще более древние подобные памятники были обнаружены при раскопках в Нидамском болоте, где были погребены четыре скандинавских корабля. На борту одного из них было найдено более сотни обоюдоострых мечей с деревянными рукоятями, покрытыми серебром, бронзой или костью. Там же было найдено около полутысячи наконечников копий и стрел, древки многих из которых несли руны Тейваз и Альгиз. Захоронение датируется примерно рубежом III и IV веков.

Разумеется, применение рунических знаков не ограничивается теми областями, где эти знаки использовались как литеры алфавитного

письма. Пример тому — довольно многочисленные древние кельтские и славянские амулеты, на которых начертаны рунические или близкие к ним символы. Это не может вызвать удивления, если вспомнить о том, что сами по себе знаки, вошедшие в раннесредневековые рунические алфавиты, на несколько тысячелетий старше любой известной системы письма.

Интересно, что в относительно поздние времена, уже после распространения латинского алфавита, нередки примеры включения отдельных, обособленных Старших рун в надписи, выполненные латиницей. Цель такого смешения латинских и рунических литер очевидна — сделать несущий руны текст осмысленной фразой и избежать, тем не менее, «гашения рун» друг другом или возникновения их комбинации с непредсказуемым действием. Во многих случаях чем меньше в надписи активных рун, тем чётче и направленнее их действие; отсюда и идея — выполнить саму надпись латиницей, сохранив лишь необходимые для магии руны. Таковы англосаксонская надпись из Честер-ле-Стрит, где в имени Эдмунд сохранены две руны (Манназ и Науд), или надпись на известном ланкаширском волшебном кольце, где рун сохранено несколько больше.

Отметим также, что аналогичная традиция существовала и в отношении включения отдельных Старших рун в младшерунические тексты.

Владыка рун

Мы уже говорили, что знаки Футарка восходят к еще более древним европейским алфавитам и неалфавитным магическим символам.

Но — это верно только в отношении самих знаков.

Футарк как магическая система — а он является таковой — имеет другое происхождение.

Этому вопросу посвящено несколько строф в эддических «Речах Высокого» (т.е. самого Одина), которые, как полагают исследователи, являются более древним, чем остальной текст «Речей», фрагментом культовой поэзии:

Знаю, висел я

вветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину,

вжертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты

внедрах неведомых.

Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная, их поднял, —

и с дерева рухнул

Речи Высокого, 138139

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]