Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая-2013. Мастяева.doc
Скачиваний:
71
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
549.38 Кб
Скачать

Заключение

По мнению В. Йзеберта, XII в. был «золотым веком» средневековой эпистолографии.93 Действительно, именно от этого периода до нас впервые со времен античности дошли обширные коллекции писем. Одной из таких коллекций является корпус ранних писем Иоанна Солсберийского, магистра тривиума и секретаря архиепископа Теобальда Кентерберийского.

Как секретарю, Иоанну Солсберийскому приходилось писать множество писем от имени своего патрона, при этом он вел и собственную переписку. Но какими были эти письма?

Средневековое письмо и, в частности, письма Иоанна Солсберийского, значительно отличается от современных. Пожалуй, единственное сходство заключается в понимании самой сути письма: самым распространенным в Средние века было определение письма как инструмента, позволяющего общаться тем, кто разделен расстоянием. Характерными чертами, делающими средневековое письмо непохожим на современное, были большая функциональность (как единственная форма коммуникации средневековые письма могли быть как официальными посланиями, так и научными трактатами) и значительная роль посланника: часто именно ему, а не пергамену письма доверялись самые важные из передаваемых сведений. Все эти признаки присущи и письмам Иоанна Солсберийского.

Более того, одно из его писем позволяет заглянуть внутрь обычно закрытого процесса написания письма, и обнаруживает решающую роль секретаря, которому часто сообщается только общий смысл послания, в выборе его тона и стилистики – деталей, но могущих порой иметь политическое значение.

Стиль писем Иоанна при этом не подчиняется полностью правилам ars dictaminis – специального искусства написания писем уже распространившегося в Западной Европе во второй половине XII в. В большинстве случаев схоласт не следует композиционным правилам ars dictaminis, и достаточно равнодушен к использованию ритмической прозы – другого обязательного элемента средневекового искусства написания писем.

Отличительной чертой стиля Иоанна является его любовь к цитированию (стилистический элемент, не входивший в систему ars dictaminis). Благодаря редкой для того времени начитанности Иоанн мог выразить практически любую свою мысль с помощью цитат из Библии или античных классиков.

Однако показательно, что в официальной переписке от лица Теобальда Иоанн предпочитал пользоваться библейскими цитатами или заимствованиями из самых популярных авторов эпохи (Овидий, Вергилий). Адресатами писем с большим количеством цитат из античных классиков были друзья Иоанна – избранный круг высокообразованных людей.

Сама тема «дружбы» была одной из центральных в XII в. Дружба в то время обычно воспринималась в контексте учения о ней Цицерона (трактат «О дружбе»), переосмысленном в рамках христианской традиции. Иоанн также следовал этой общей тенденции, но его представления о дружбе, разбросанные по различным сочинениям схоласта, гармонично дополнялись еще одной теорией – учением Халкидия о «мировой душе».

Это учение упоминается в одном из дружеских писем Иоанна, но его адресат неизвестен. К сожалению, это характерная особенность дружеской переписки схоласта – он предпочитал общаться с равными ему по социальному статусу людьми, и сведений об этих «простых» адресатах практически не сохранилось.

Счастливое исключение составляет переписка Иоанна с его другом Петром Целлийским, случай, когда исследователь располагает сведениями об обоих корреспондентах и их письмами. Её анализ позволяет заключить, что дружеская переписка по стилю и содержанию действительно была глубоко личным текстом: содержание переписки не доверялось устной передаче посланника, смысл часто был доступен только близким друзьям, а стиль выбирался в соответствии с предпочтениями корреспондента.

* * *

Проделанный анализ корпуса ранних писем Иоанна Солсберийского демонстрирует, что, средневековому письму действительно были присущи особенности нехарактерные для его современного аналога: публичность, регулируемость специальной системой жестких правил (ars dictaminis). Однако формальные правила не могли ни полностью подавить индивидуальность автора, ни совершенно исключить возможность глубоко личного общения, что особенно ярко демонстрирует дружеская переписка.