Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая-2013. Мастяева.doc
Скачиваний:
71
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
549.38 Кб
Скачать

3.2. Круг друзей Иоанна Солсберийского

Из 135 ранних писем Иоанна Солсберийского только 25 являются посланиями к друзьям. Они обращены 13 корреспондентам, причем лишь в редких случаях мы имеем серию писем, обращенных к определенному адресату, гораздо чаще сохраняются только одно или два письма.

Таблица 11. Адресаты дружеских писем Иоанна Сосберийского

Адресат

Количество писем

Папа Адреан IV

10

Петр Целлийский

6

Томас Бекет

2

Неизвестный друг

2

Иоанн Кентерберийский

2

Бартоломью Эксетерский

1

Член капитула Санса

1

Томас, настоятель Целлы

1

Магистр Эрнульф

1

Магистр Вильям

1

Магистр Джеффри

1

Магистр Ральф из Лизьё

1

Магистр Ральф из Сарры

1

Каждое из этих писем, безусловно, заслуживает отдельно анализа, который невозможен в рамках данной работы. Однако несколько общих замечаний, в том числе, и суммирующих вышесказанное, все же стоит сделать.

Характерной чертой дружеской переписки Иоанна, как было показано в предыдущей главе, является сложность языка, изобилующего средствами художественной выразительности и цитатами. Эти послания, безусловно, отправлялись образованным читателям. Но что мы знаем об адресатах дружеских писем Иоанна?

Как показал Дж. МакЛафлин, проводивший исследование на основе всего корпуса писем Иоанна, большинство друзей схоласта были людьми, занимавшими в общественной иерархии примерно то же место, что и сам Иоанн77. Это утверждение верно и для ранней переписки Иоанна: в период службы у архиепископа Теобальда у Иоанна было всего два «вышестоящих» друга: папа Адриан IV и королевский канцлер Томас Бекет.

Дружеские предпочтения Иоанна вполне объяснимы, но на практике создают серьезные затруднения для исследователей: о большинстве «равных» адресатов Иоанна практически не сохранилось сведений (в некоторых случаях, как демонстрирует таблица, не удается установить даже имена), в то время как о его вышестоящих корреспондентах мы знаем гораздо больше. Однако дружба между выше- и нижестоящими представляет собой тему для отдельного анализа, так как неравенство предает дружеским отношениям специфический вид: так послания к Томасу Бекету и Адреану IV, хотя и наполнены признаниями в дружеских чувствах (ep. 28; ep. 50; 51), выполняют отнюдь не только функцию поддержания дружеских отношений. Так все десять писем Теобальда к Адреану, как уже было сказано выше, на самом деле – прошения, построенные в соответствии с композиционным правилам ars dictaminis: за извинением за беспокойство следует изложение просьбы. А в случае с Томасом Бекетом только одно из писем по праву может считаться дружеским (ep. 28), второе же представляет собой отчет о выполнении поручения канцлера (ep. 128).

К счастью, благодаря усилиям Ж.Леклерка и Дж. Хейзелдайна, были собраны биографические сведения о человеке, с которым Иоанн чувствовал себя на равных – его ближайшем друге Петре Целлийском78. Разделяемы расстояниями (Петр был аббатом Целлы (диоцез Труа) в то время как Иоанн находился при курии Теобальда в Англии), они вели постоянную переписку, являющуюся удобным источником для установления особенностей именно дружеских эпистолярных практик.