Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебно-методический комплекс. СОЦИОЛОГИЯ.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
03.05.2015
Размер:
2.21 Mб
Скачать

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Что такое социальный контроль? Каковы его основные инструменты?

  2. Известный американский социолог Э.Мэйо, в 1927-32 гг. проводивший знаменитые Хоторнские эксперименты, обнаружил нормы, выполнения которых требовали от новичков, принятых в производственную бригаду, старшие товарищи: 1) не держись со «своими» официально; 2) не говори начальству то, что может навредить членам группы; 3) не общайся с начальством чаще, чем со «своими»; 4) не изготавливай изделий больше, чем твои товарищи. О каких социальных нормах идет речь: о нормах-ожиданиях или о нормах-правилах?

  3. Чем отличается социальный контроль в семье, трудовом коллективе, касте?

  4. Какие формы отклоняющегося поведения существуют в обществе?

  5. Приведите примеры социально одобряемого отклонения.

  6. Какова роль социализации в объяснении девиантного поведения?

Словарь терминов

Контроль социальный – механизм саморегуляции в социальных системах (группах, организациях и обществе в целом), осуществляемый посредством нормативного регулирования поведения людей.

Норма социальная – система представлений, составляющая определенный шаблон поведения людей в различных ситуациях.

Санкции социальные – система поощрений и наказаний за социально одобряемое или социально неодобряемое поведение.

Конформность – способность человека изменять свое поведение в соответствии с ранее не разделявшейся нормой.

Поведение отклоняющееся – поведение, связанное с нарушением социальных норм.

Поведение девиантное – поведение , не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое. Девиантное поведение – собирательный термин, включающий в себя три более конкретные формы нарушения социальных норм: собственно девиантное, связанное с нарушениями культурно-нравственных норм; делинквентное – правонарушения, наказуемые в административном порядке; криминальное – преступное поведение.

Тема 8. Социальные движения

Р. Тернер определяет социальное движение как «совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социаль­ных изменении или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе».

Это определение объединяет широкий круг социальных дви­жений: религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, политические, революционные и др.

Наблюдение за ходом развития многих социальных движений показывает, что значительная их часть практически полностью лишена признаков организованности. Но в ходе своего развития многие движения достигают стадии формальной организации, постепенно обрастая правилами поведения, нормами, статусами и ролями. В этом случае движение прекращает свое существова­ние, превращаясь в организацию или распадаясь на несколько организаций.

Социальные движения иногда действуют как группы давле­ния, имея своей целью воздействовать на институты управления в обществе. Но эти группы давления не являются политическим движением.

Предпосылки возникновения социальных движений изуча­ются при помощи следующих способов: локальное изучение движения без учета внешних влияний; историческое (лонгитюдное) изучение социального движения в развитии; сравнительное изучение членства в движении; изучение движений с помощью контент-анализа их отчетов, речей лидеров.

Типы социальных движений. Классифицировать социальные движения очень непросто, так как они могут быть смешанными, одно переходить в другое, иметь набор самых различных призна­ков. Поэтому при анализе, социальных движений применяют классификацию наиболее общих признаков движений и выде­ление их «идеальных» типов. Представим классификацию С. С. Фролова .

Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри огра­ниченной социальной системы, из которой они не в силах выр­ваться и которую не в состоянии изменить, обычно возникают экспрессивные социальные движения. Участвующие в таком движении индивиды соглашаются с существующей непривлека­тельной действительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму реальность.

В наше время экспрессивные движения наиболее ярко прояв­ляются в молодежной среде: хиппи и рокеры, лабухи и люберы и др. Часто экспрессивные движения связаны с верой в лучшую прошлую жизнь: движение ветеранов войны, монархические движения и др.

Утопические движения. С тех пор как Томас Мор написал свою знаменитую «Утопию», слова «утопия» и «утопический» означали общества совершенств»; существующие только в человеческом во­ображении. Их описывали многие писатели и мыслители, начи­ная с Платона и его «Республики» и кончая американским психо­логом Б. Скиннером, лидером современного бихевиоризма.

В истории человечества непродолжительное время существо­вали утопические общности. Первоначально эти общности были исключительно религиозными (движение первых христиан, ре­лигиозные секты Востока, создаваемые на основе общего равен­ства, и др.).

Идеология же мирских утопических движений основывалась на концепции доброго, альтруистичного, кооперативного чело­века. Забвение лидерами утопических движений таких есте­ственных стремлений человека, как желание личного благополу­чия, стремление реализовать свои способности и получить воз­награждение, неизбежно ведет такие движения к угасанию и распаду. Коммуны Р. Оуэна, фаланги последователей Ш. Фурье, явившиеся следствием утопических движений, просуществовали весьма короткое время, распавшись из-за внутренних противо­речий и конфликтов с внешним миром. Ученые просчитали, что только 10—15% населения могут жить в коммунах и чувствовать себя в них комфортно.

Движения реформ можно рассматривать как попытки изме­нить отдельные стороны общественной жизни и структуры об­щества без полной его трансформации. Чтобы индивиды объеди­нились для борьбы за реформы, необходимы два условия: участ­ники таких движений должны позитивно относиться к порядку в данном обществе» сосредоточив внимание на отдельных нега­тивных сторонах общественного устройства, а также иметь воз­можность для высказывания своего мнения и активных действий в поддержку реформы.

Многочисленные типы движений реформ, такие, например, как аболиционистские (движения за отмену какого-либо зако­на), феминистские (движения за равноправие женщин), запре­щающие (порнографию, строительство атомных электростанций и т. д.), не могут развиваться в условиях тоталитарного режима.

П. Сорокин вывел принципиальные условия успешного про­движения реформ :

1) реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам;

2) тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализа­ции их реформирования;

3) каждый реконструктивный эксперимент вначале следует тестировать на малом социальном масштабе. И лишь если он продемонстрирует позитивные результаты, масштабы реформ могут быть увеличены;

4) реформы должны проводиться в жизнь правовыми и кон­ституционными средствами.

Общественная жизнь постоянно изменяется, и поэтому рефор­мы некоторых аспектов общественного устройства неизбежны.

Революционные движения. Под революцией мы понимаем не­ожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изме­нение социальной системы, структуры и функций многих основ­ных социальных институтов. Революции следует отличать от го­сударственных или дворцовых переворотов, которые совершаются властвующей элитой, при этом устройство общества остается прежним. Термин «революция» применяется иногда к постепен­ным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, напри­мер, как «промышленная революция», «сексуальная револю­ция», «образовательная революция» и др.

Революцию, как и реформистские движения, относят к спе­цифическим социальным движениям. Но эти два движения, как считает Г. Блумер, «различаются по размаху своих целей. Реформистское движение стремится изменить какую-либо спе­цифическую фазу или ограниченную область существующего со­циального строя; оно может стремиться, например, к упраздне­нию детского труда или запрещению употребления алкоголя.

У революционного движения более емкая цель: оно стремится перестроить весь социальный строй в целом».

Революционные движения процветают там, где реформы бло­кируются в такой степени, что единственным способом устране­ния недостатков социальной системы служит революционное движение. Так, коммунистические движения не развиты в тра­диционно демократических странах: Швеции, Дании, Бельгии, Швейцарии.

Любое революционное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Аме­риканские исследователи Л. Эдварде и К. Бринтон смогли выде­лить наиболее типичные стадии успешного развития революци­онных движений:

1) накопление глубокого социального беспо­койства и неудовлетворенности в течение ряда лет;

2) неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимала их;

3) появление побуждения к активным действиям, восстанию и социального мифа или системы верований, оправдывающих это побуждение;

4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

5) период правления умеренных, который вскоре сводится к попыткам контроля за различными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе;

6) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;

7) период режима террора;

8) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней предреволю­ционной жизни. По такой схеме в целом протекали французская, китайская и, наконец, российская революции.

П. Сорокин в жизненном цикле великих революций выделил три типические фазы:

1) первая, кратковременная, отмечена радостью освобожде­ния от тирании старого режима и ожиданием обещаемых ре­форм. Правительство на этой стадии гуманистично и милостиво;

2) вторая фаза — деструктивная. «Великая революция превра­щается в ужасающий шквал, неразборчиво сметающий все на своем пути. Она безжалостно искореняет не только обветшалые, но и все еще жизнеспособные институты и ценности общества, а тем самым уничтожает не только отжившую свой век полити­ческую элиту старого режима, но и множество творческих лиц и групп». Правительство становится безжалостным и тираничным, его политика преимущественно разрушительна, насильственна и террористична;

3) третья фаза — конструктивная. «Уничтожив все контррево­люционные силы, революция начинает создавать новый со­циальный и культурный порядок». Устанавливаются новые соци­альные институты, восстанавливаются жизнестойкие дореволю­ционные институты, способы деятельности и ценности.

Иногда очень трудно классифицировать движение как чисто реформистское или чисто революционное, поскольку и в том, и в другом случае в движениях может принимать участие широкий спектр его последователей: от умеренных реформаторов до край­не радикальных революционеров, склонных к насильственным действиям.

Движения сопротивления. Если революционные движения возникают среди людей, которые не удовлетворены тем, что со­циальные изменения протекают слишком медленно, то движе­ния сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных, ко­торые считают, что изменения в обществе происходят слишком быстро. Другими словами, движения сопротивления — это уси­лия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений.

Обычно движения в процессе своего развития проходят четы­ре одинаковые стадии: беспокойства, возбуждения, формализа­ции и институционализации.

Стадия беспокойства. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, или когда повсеместно развивается чувство со­циальной несправедливости, или когда некоторые изменения в обществе ломают привычный жизненный ритм, у людей возникает чувство боязни, нестабильности своего положения в соци­альной среде, которое называют «социальным беспокойством».

Стадия возбуждения характеризуется общим чувством, кото­рое возникает, когда беспокойство фокусируется на определен­ных условиях и причины несчастий и неудач идентифицируются с реальными социальными объектами так, что возникает побуж­дение к активным действиям, наступает стадия возбуждения. Обычно эта стадия непродолжительна и заканчивается активны­ми действиями или потерей у людей интереса к этому движению.

Стадия формализации. Те социальные, движения, которые действительно пытаются добиться значительных изменений в об­ществе, должны быть организованы. На стадии формализации возникает ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию. Формализация превращает возбужден­ные массы в дисциплинированных членов движения, а неопреде­ленную причину движения — в реальную и видимую цель.

Стадия институционализации. Движение кристаллизуется в определенных культурных образцах на этой стадии, оно обла­дает своей собственной символикой, кодексами и идеологией, т. е. фактически становится организацией. Институционализация придает социальным движениям законченность и опреде­ленность.

Стадия распада движения. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей мно­гие движения распадаются либо превращаются в социальные ин­ституты или организации.

Каковы же основные условия, благоприятные для появления и развития социальных движений?

Культурные течения. В обществе постоянно происходят из­менения в ценностях и нормах поведения людей, т. е. культурные течения. Примеры культурных течений: длительное развитие демократического общества, эмансипация женщин, тяготение людей к материализму и др. Культурные течения обеспечивают бла­гоприятные условия для социальных движений (так как под­готовлена почва для изменения ценностей), подстегивают и ускоряют их развитие. В прошлом веке культурные течения в ос­новном развивались в направлении достижения равных прав для всех видов социальных групп — мужчин и женщин, религиоз­ных, политических, национальных меньшинств.

Социальная дезорганизация. В каждом обществе в определен­ное время появляются лидеры, которые ведут за собой массы. Однако прежде чем появиться лидеру, должен существовать народ или социальная группа, нуждающаяся в нем.

Любое изменяющееся общество всегда в той или иной степе­ни подвержено дезорганизации. В дезорганизованном обществе индивиды тяготеют к потере культурной основы и устойчивых норм. Р. Мертон дал членам таких обществ некоторые основные социально-психологические характеристики: 1) чувство того, что те, кто управляет государством, равнодушны к чувствам и стрем­лениям его рядовых членов; 2) чувство того, что рядовой член общества не может достичь основных целей в обществе, которое видится как непредсказуемое и беспорядочное; 3) общее ощуще­ние тщетности и бесполезности приложения усилий; 4) убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо социальную и психологическую поддержку со стороны институтов данного общества .

Другой концепцией деформированной интеграции человека в дезорганизованное общество является теория отчуждения. Понятие «отчуждение» включает в себя такие компоненты, как беспомощность, отсутствие нормативных ориентиров, социальная изоляция. Неопределенность в обстановке, разобщенность людей при отчуждении и аномии служат идеальной средой для зарождения и развития социальных движений. Неопределенность норм и целей чаще вызывает социальные движения, чем бед­ность и нищета. Многие социальные системы оставались стабильными и непоколебимыми в течение веков, несмотря на из­матывающую народ бедность, безудержную коррупцию и высокую степень эксплуатации. Такой порядок мог существовать до тех пор, пока члены общества достигали своих целей.

Революции возникают не там, где люди бедствуют, а там, где условия жизни улучшаются. Как только нормы и ценности начи­нают подвергаться сомнению, люди испытывают резкое обесце­нивание своих стремлений — такую ситуацию называют «рево­люцией растущих ожиданий».

Социальная неудовлетворенность — это общее недовольство людей условиями жизни и системой социальных отношений в данном обществе. Существуют три основных компонента, из которых состоит социальная неудовлетворенность: относитель­ная неудовлетворенность, ощущение несправедливости и ста­тусная неопределенность.

Согласно концепции относительной неудовлетворенности, разработанной английским социальным психологом С.Стоффером, люди ощущают неудовлетворенность в резуль­тате разрыва между тем, что они имеют, и тем, что они могли бы иметь. Например, когда в нашей стране приоткрылся «железный занавес» и люди увидели более высокий уровень жизни в других государствах, такое открытие породило неудовлетворенность, так как многие поняли, что могли бы жить в более комфортных условиях.

Социальная несправедливость не является объективным со­циальным фактом. Это субъективное ценностное суждение. Ощущение несправедливости встречается не только у представи­телей беднейших или бесправных слоев общества. Самые бога­тые тоже могут иметь это ощущение, например, чувствовать не­удовлетворение от непомерно высоких налогов.

Статусная неопределенность развивается в том случае, когда кто-то имеет несколько статусов разного ранга. Люди с устойчи­вым чувством статусной неопределенности наиболее часто ощу­щают неудовлетворенность и невозможность достижения необ­ходимого им вознаграждения.

При наличии у одного индивида всех видов социальной не­удовлетворенности человек испытывает внутреннюю готовность присоединиться к социальным движениям.

Американский исследователь социальных движений Д. Стокдейл отметил пять основных условий, благоприятст­вующих возникновению и развитию социальных движений:

1) социальная неудовлетворенность;

2) структурная блокада (барьеры в социальной структуре, ко­торые способствуют возникновению социальной неудовлетво­ренности);

3) контакты и взаимодействия между неудовлетворенными людьми;

4) уверенность в том, что общие коллективные действия мо­гут ослабить социальную неудовлетворенность и улучшить усло­вия существования;

5) наличие идеологии, оправдывающей предполагаемые кол­лективные действия в социальных движениях.

Таким образом, социологами выделен ряд условий возникновения и распространения социальных движений.

j